Публикатор Публикатор

return-tovjkxeys-full-page
Назад

Методология создания и использования электронных курсов

Методология создания и использования электронных курсов

Как повысить квалификацию в области электронных образовательных технологий? Рекомендации экспертов – в рамках постоянной рубрики.

Использование электронных образовательных технологий в современном вузе – явление повсеместное. Однако само по себе использование электронных технологий в учебном процессе не гарантирует высокого качества последнего. Эффективное использование электронных образовательных технологий возможно лишь при соответствующей подготовке самих преподавателей. Именно эта цель – выработка у преподавателей КНИТУ-КАИ навыков эффективного применения электронных образовательных технологий в своей практической работе – преследовалась создателями программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава КНИТУ-КАИ «Методология создания и использования электронных курсов».

На кого ориентирована программа «Методология…»?

Программа «Методология…» разрабатывалась специально для преподавателей КНИТУ-КАИ. При её создании учитывались конкретные условия, в которых работают преподаватели университета, наличие Системы управления обучением (BlackBoard), большое число филиалов вуза, специфика реализации основных образовательных программ в КНИТУ-КАИ.

Что является итогом освоения программы?

Итогом обучения является электронный курс, разработанный слушателем программы в поддержку преподаваемой им дисциплины. Точнее, не весь электронный курс, конечно, а его структура, «действующая модель», где хотя бы одна из тем представлена в полном объёме. Получив на программе необходимые знания и навыки, преподаватели в дальнейшем постепенно дополняют свой электронный курс материалами, пока курс не будет готов к проведению экспертизы (см. материал «Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги»).

Каков «формат» освоения программы?

Программа является полностью дистанционной. Очная встреча со слушателями предусмотрена только в начале обучения – если, конечно, слушатели являются преподавателями головного университета КНИТУ-КАИ – для преподавателей из филиалов университета очная встреча заменяется вебинаром.

Основой обучения слушателей по программе «Методология…» является одноимённый электронный курс в системе управления обучением. Этот курс представляет собой структурированный (в соответствии с Учебно-тематическим планом программы) учебный материал и образовательная траектория его изучения.

Вся программа рассчитана на 72 часа. Обучение продолжается 2,5-3 месяца.

Программа разбита на следующие модули:

  • Модуль 1. Введение в электронное обучение.
  • Модуль 2. Методологические основы электронного обучения.
  • Модуль 3. Технологические основы электронного обучения.

По итогам каждого модуля проводится вебинар. Видеозаписи вебинаров также размещаются в электронном курсе «Методология…»  – они могут использоваться как дополнительные учебные материалы по программе.

В конце обучения слушатели готовят Выпускную квалификационную работу и защищают её – так же дистанционно, посредством вебинара.

Что представляет собой Выпускная квалификационная работа по программе «Методология…»?

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой описание структуры и метаданных электронного курса, спроектированного слушателем в процессе обучения.

Означает ли дистанционная форма занятий, что обучение происходит без обратной связи?

Конечно же, нет! Одним из самых больших заблуждений противников дистанционного обучения является представление о том, что оно происходит без участия преподавателя. Современные дистанционные образовательные технологии не только не исключают участия преподавателя (тьютора) – напротив, роль преподавателя при их использовании многократно возрастает! Это относится и к собственно разработке электронных курсов, и к их последующему сопровождению и использованию в учебном процессе (это, заметьте, отражено и в названии программы).

Современный преподаватель вуза немыслим без навыков владения передовыми образовательными технологиями. На выработку этих навыков, а главное – формированию у слушателей правильного понимания роли и места электронного обучения в учебном процессе – и нацелена программа «Методология…». Программа спроектирована таким образом, что уже в ходе обучения слушатели используют те дистанционные образовательные технологии, изучению которых и посвящена программа. Каждый модуль включает несколько тем, в каждой теме есть (небольшой) теоретический материал и задания для самостоятельного выполнения. Все задания обязательно проверяются тьютором, более того, при возникновении каких-либо проблем при их выполнении тьютор обычно записывает видеоролик с индивидуальными рекомендациями для слушателя. Кроме того, обучение слушателей по программе «Методология…» предусматривает активное использование таких современных средств коммуникации как объект Wiki, форум, чат, обмен сообщениями в системе управления обучением. Это как нельзя лучше соответствует современной парадигме развития образования, базирующейся на применении активных и интерактивных методов обучения, на 3-х уровнях взаимодействия участников учебного процесса: «обучаемый – контент», «обучаемый – преподаватель (тьютор)», «обучаемый – обучаемый».

Обучающиеся по программе «Методология…»  – это люди разного возраста, у них разный уровень общей компьютерной подготовки, разная скорость восприятия нового материала. Как это сочетается с дистанционной формой учебных занятий?

Одним из главных преимуществ дистанционной формы занятий является индивидуализация обучения. Индивидуализация обеспечивается не только доступностью учебного материала в электронном курсе в режиме 24х7, но, главное, – индивидуализированным тьюторским сопровождением программы.

Имеют ли авторы и тьюторы программы необходимую квалификацию и достаточный опыт применения дистанционных образовательных технологий?

Авторы и тьюторы программы «Методология…» имеют многолетний опыт преподавательской работы в вузах Казани, в том числе и опыт использования электронных образовательных технологий. Помимо практической деятельности, они ведут научно-исследовательскую работу в области электронного обучения, принимают участие в научных и методических конференциях, являются авторами ряда публикаций по этой тематике.

Авторами программы являются:

  • Галина Васильевна Ившина, советник ректора КНИТУ-КАИ по электронному образованию, директор Научно-технической библиотеки КНИТУ-КАИ, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, преподаватель высшей школы;
  • Ольга Андреевна Кашина, начальник Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, кандидат физико-математических наук, доцент;
  • Виктория Николаевна Устюгова, ведущий специалист по учебно-методической работе Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, эксперт, отвечающий за проведение второго этапа экспертизы электронных курсов в КНИТУ-КАИ.

Пользуется ли программа «Методология…» спросом среди преподавателей КНИТУ-КАИ?

Да, на настоящий момент по программе «Методология…» обучено уже более 50 человек. В осеннем семестре 2017-2018 учебного года будут обучаться сразу две группы преподавателей КНИТУ-КАИ: одна группа из головного университета, одна – из филиала КНИТУ-КАИ в Набережных Челнах. Программой также заинтересовались в других российских вузах.

Куда следует обращаться для зачисления на программу «Методология…»?

Вопросами зачисления на программу «Методология…», выдачи удостоверений о повышении квалификации и другими организационными вопросами, связанными с реализацией программы, занимаются сотрудники Корпоративного института КНИТУ-КАИ:

  • Татьяна Станиславовна Никитина, начальник Организационно-аналитического отдела Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Корпоративного института КНИТУ-КАИ;
  • Светлана Валерьевна Дегтярёва, заместитель начальника Организационно-аналитического отдела Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Корпоративного института КНИТУ-КАИ.

Приглашаем Вас на обучение по программе «Методология создания и использования электронных курсов»!

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Автор:
Отдел электронных технологий в образовании