Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Качественная веб-поддержка обучения – задача высокой важности

05.04.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Тема онлайн-обучения, преобладающая в последнее время в материалах рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ (см. [1] – [5] и более ранние публикации рубрики), казалось бы, отодвигает на второй план задачи, связанные с обеспечением качественной веб-поддержки традиционного обучения. На самом деле это далеко не так. В данной публикации мы ответим на вопросы, наиболее часто возникающие у преподавателей университета в этой связи.

Верно ли, что от веб-поддержки традиционных форм обучения университет будет переходить к обучению онлайн?

Традиционные формы обучения в КНИТУ-КАИ, естественно, никто отменять не собирается. Онлайн-обучение будет внедряться по двум направлениям:

– первое – это включение материалов массовых открытых онлайн-курсов (МООКов) в рабочие программы дисциплин с «привязкой» их к отдельным темам программы [6]). Эффективное использование МООКов по той или иной дисциплине требует наличие электронного курса в используемой в вузе системе управления обучением (в КНИТУ-КАИ это – Blackboard).

– второе – это разработка преподавателями КНИТУ-КАИ собственных МООКов. Это качественно новый уровень электронного обучения, требующий создания определённых условий – эту тему мы неоднократно поднимали на очных семинарах [4] и в публикациях на Портале КНИТУ-КАИ (например, [5]). Одним из таких условий является формирование у ППС университета навыков применения дистанционных образовательных технологий, выработки опыта создания и использования качественных электронных курсов.

Качество электронных курсов, разрабатываемых преподавателями КНИТУ-КАИ, обеспечивается двухэтапной процедурой экспертизы:

– первый этап проводится на кафедре (т. к. здесь требуется участие специалистов в соответствующей предметной области);

– второй (методологический) – проводится экспертами Отдела электронных технологий в образовании (ОЭТвО).

Весь документооборот экспертизы осуществляется через СЭД «Директум». (Напомним, что все основные аспекты процедуры проведения экспертизы, а также ответы на наиболее часто возникающие вопросы преподавателей-авторов электронных курсов можно найти в материале [7]).

Сколько электронных курсов, созданных в КНИТУ-КАИ, на данный момент уже имеет положительную оценку экспертов? Что делать со «старыми» заявками на проведение экспертизы?

Число электронных курсов, получивших «знак качества» от экспертов ОЭТвО, недавно перевалило за 200. Однако для КНИТУ-КАИ это ещё очень мало. Многие преподаватели, имея один или даже несколько курсов в Blackboard, не инициируют процедуру их экспертизы. Одни не видят в этом необходимости, считая экспертизу излишней формальностью, другие и вовсе не видят смысла в обеспечении веб-поддержки обучения и выкладывают учебные материалы в Blackboard исключительно «для галочки».

На самом деле подготовка электронного курса к методологической экспертизе (т.е. приведение в соответствие с «Методическими рекомендациями по структурированию контента» [8] и требованиями «Положения об экспертизе» [9]) означает его превращение из малополезного хранилища файлов в удобный – как для студента, так и для самого преподавателя – образовательный инструмент. Это в большой степени обусловлено самой методикой проведения экспертизы электронных курсов, которая представляет собой не только и не столько их формальную поверку, сколько обучение преподавателей методически обоснованному выстраиванию образовательной траектории (подробнее об учебно-методической составляющей экспертизы электронных курсов в ОЭТвО  см. ([10], раздел «Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ как гарант качества электронного обучения»)).

В настоящее время в СЭД «Директум» на разных уровнях «зависло» более 300 задач на проведение экспертизы электронных курсов. Все они были инициированы до принятия действующего «Положения об экспертизе» [9], и потому подлежат закрытию. Большинство этих задач «зависло» на уровне заведующих кафедрами. (Информация об этих задачах была предоставлена Отделу ЭТвО Департаментом информационных технологий КНИТУ-КАИ.) Отдел ЭТвО в настоящее время осуществляет рассылку (через СЭД «Директум») заведующим кафедрами списков подлежащих закрытию задач на проведение экспертизы электронных курсов. Однако курсы, которые всё ещё актуальны, могут быть модернизированы авторами и заново представлены к экспертизе. Авторы «устаревших» электронных курсов получат (многие уже получили) по электронной почте весь пакет необходимых документов и методических рекомендаций (видеоуроков). В этой связи Отдел ЭТВО обращается

– к преподавателям-авторам электронных курсов с просьбой регулярно просматривать корпоративную электронную почту, внимательно читать сообщения от ОЭТвО и принимать их во внимание при работе с электронными курсами;

– к заведующим кафедрами с просьбой регулярно просматривать служебные записки, пришедшие на их имя в СЭД «Директум» и своевременно закрывать задачи на проведение экспертизы электронных курсов, не отвечающих действующим требованиям к качеству;

– к ответственным за электронное обучение в учебных подразделениях КНИТУ-КАИ с просьбой следить за своевременностью представления к экспертизе электронных курсов, разработанных на кафедре.

Коллектив Отдела ЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания, использования и экспертизы электронных курсов.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. «Педагогическое обеспечение онлайн-обучения»: полезный курс от МГУ // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 22.03.2019.

2. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: задачи разработки учебного медиаконтента // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 22.02.2019.

3. Опыт МГУ в онлайн-обучении. Проект «Университет без границ» // Материал рубрики «Новости» Портала КНИТУ-КАИ от 18.02.2019.

4. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: учебно-методические семинары // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 08.02.2019.

5. Открытые онлайн-курсы в вузах: организационно-финансовые аспекты // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 14.12.2019.

6. Приказ проректора по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Н. Н. Маливанова №1723-О(91378) «Аудит применения электронных ресурсов в РПУД ООП на кафедрах» от 19.11.2018.

7. Методические рекомендации по структурированию контента электронных курсов в поддержку учебного процесса (от 17.07.2017)

8. Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.10.2017.

9. Положение об экспертизе электронных курсов КНИТУ-КАИ (от 21.07.2017).

10. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги года и новые задачи // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 12.01.2018.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

ИАЭП развивает сотрудничество с Республиканской клинической больницей

25.04.2024

Стороны разработали дорожную карту дальнейшего взаимодействия

КНИТУ-КАИ стал участником XVIII Российского венчурного форума

25.04.2024

На стенде вуза продемонстрировали перспективные студенческие стартапы

Преподаватель КНИТУ-КАИ разработала образовательную игру по химии

25.04.2024

Светлана Шавалеева получила Гран-при 2024 года от конвента авторов и издателей настольных игр «Граникон» и уже создает новую игру

Эксперт КАИ представил поддержанные эндаумент-фондом проекты

25.04.2024

Завкафедрой ЭУП рассказал участникам экологического форума об эффектах экономики замкнутого цикла

Тактико-специальные учения

25.04.2024

На территории опасного производственного объекта – котельной №1 КНИТУ-КАИ – прошли тактико-специальные учения

КАИ на семинаре «Кадровое обеспечение технологического суверенитета»

24.04.2024

Представители Ученого совета и ПИШ КНИТУ-КАИ принимают участие в семинаре-совещании от «Социоцентра»

Студентка КНИТУ-КАИ представит Татарстан на Всероссийской олимпиаде

24.04.2024

Александра Бендрик из ИИЭиП будет защищать честь региона на Всероссийской олимпиаде по истории отечественного предпринимательства

Студентка КНИТУ-КАИ – одна из сильнейших армрестлеров России

24.04.2024

КАИстка Екатерина Прусакова стала серебряным призером Чемпионата России по армрестлингу

Выбери парки и дворы для благоустройства

24.04.2024

Голосуй за природную достопримечательность Ново-Савиновского района Казани