Online-технологии в помощь образованию

25.03.2020

Преподаватели университета рассказали об опыте использования технологий в образовательном процессе с учетом нынешних реалий.

С 17 марта 2020 года образовательный процесс в КНИТУ-КАИ осуществляется дистанционно. Благодаря имеющимся техническим возможностям, университет смог безболезненно перейти на дистанционный режим. Так, основным средством взаимодействия между участниками образовательного процесса стала система электронного обучения LMS Blackboard с широким кругом возможностей. Кроме того, для пользователей открыты и другие сервисы. Среди них – Adobe Connect  для проведения вебинаров и видеоконференций КНИТУ-КАИ, облачный сервис Office 365, коммуникатор Skype for Business, видеосервис Youtube​.

Преподаватели университета рассказали пресс-службе КНИТУ-КАИ об опыте использования технологий в  образовательном процессе с учетом нынешних реалий.

 

Андрей Горунов, доцент кафедры лазерных технологий:

На прошлой неделе на платформе электронного обучения Blackboard проходил семинар на тему «Основы аддитивного производства». Студенты в ходе занятия представляли сообщения на заданную тему. Я как преподаватель мог оценить их доклады в режиме реального времени: на экране транслировалась презентация учащихся, а я слушал само выступление и задавал вопросы. Подключаться к беседе могли и другие слушатели. В рамках данного семинара мы не использовали видеосвязь, хотя и такая техническая возможность имеется, ей мы воспользуемся при последующих семинарах. Занятия проводим по расписанию. Дополнительно взаимодействие с учебными группами производится с помощью электронной почты.

 

Елена Лаптева, доцент кафедры иностранных языков, русского и русского как иностранного:

Первое обучение созданию ЭК на системе Blackboard было организовано в 2015 году. Тогда же и были разработаны первые курсы на этой платформе по дисциплине «Иностранный язык». Есть преподаватели, которые, начиная с 2015 года, активно используют эти курсы в своей работе в качестве поддержки учебного процесса.

В сложившейся ситуации Blackboard позволяет решить проблему дистанционного учебного процесса. Занятия со студентами проходят по расписанию. Посредством видеоинструкций студентам отправляются задания для выполнения «на паре». Студенты выполняют задания и прикрепляют его в указанную папку в Blackboard до окончания «пары». Затем им отправляется задание и инструкция к выполнению  домашнего задания к следующему занятию. Контроль осуществляется непосредственно по окончании занятия. В связи с переходом на дистанционные формы образовательного процесса, на существующие и работающие курсы были зачислены все желающие преподаватели кафедры. Ответственными за ЭОС преподавателям кафедры оказывается методическая поддержка, проводятся индивидуальные и онлайн консультации.

Отмечаем, что за последнее время увеличилась нагрузка преподавателей по организации и координации дистанционной работы студентов и составлению отчетов. Значительно увеличилась нагрузка на ответственных за ЭОС и старост групп, через которых осуществляется взаимодействие.

 

Алсу Гильметдинова, директор Германо-Российского института новых технологий (с российской стороны):

Команда ГРИНТ уже несколько лет пользуется очень удобной и весьма легкой в использовании платформой – Adobe Connect. В последнее время, данный способ организации образовательной и административной работы стал еще более актуальным.

В Adobe Connect обучающиеся могут находиться в одном кабинете или каждый в удобном для себя месте, подключаться к сети и иметь возможность видеть презентацию  преподавателя, записи на экране, в онлайн режиме отвечать на вопросы устно (с разрешения преподавателя-администратора) и на вопросы с несколькими вариантами ответов (в рамках опросника multiple choice test) или задавать открытые вопросы в групповом чате или в личном чате преподавателю. Все занятия можно сохранить для дальнейшего просмотра, и все презентации и материалы далее сохранить в облаке или выслать по почте. Кроме этого, Adobe Connect является самым удобным способом для организации совещаний с немецкими коллегами. Одновременно большое количество участников подключаются по видеоконференцсвязи для обсуждения текущих вопросов ГРИНТ из Ильменау, Магдебурга, Кайзерслаутерна и других городов Германии. Качество связи, видео, изображений всегда были на высоком уровне. Помимо этого, сервис также использовался сотрудниками и студентами ГРИНТ для сдачи экзаменов немецким преподавателям. В таком случае, студенту ГРИНТ выдают задание, только что полученное из Германии, камера показывает студента, выполняющего экзаменационную работу в режиме онлайн, и по истечении срока работа сканируется и тут же направляется на проверку в Германию.

 

Алексей Коробков, доцент кафедры радиоэлектронных и телекоммуникационных систем:

Для наших преподавателей было не сложно перейти на дистанционное обучение: мы знакомы с системой BlackBoard несколько лет, загружали в неё материалы и использовали как дополнение к занятиям в традиционной форме. Дополнительно для проведения дистанционных лекций, лабораторных работ, практических занятий используем Adobe Connect. Плюс в дистанционном обучении для ребят – возможность научиться самим изучать материал. Если возникают вопросы, студенты нас спрашивают. И мы у студентов тоже учимся: например, наши студенты предложили пользоваться другие онлайн-технологии. На нашей кафедре запустить помог наш студент магистратуры Разиль Марданов. Он же помогает преподавателям осваивать эту систему и уже некоторые из них проводят занятия с помощью неё.

Конечно, мне, как преподавателю не хватает личного общения со студентами, личного контакта, обратной связи от них. А это может влиять на качество нашей работы. Также, в некоторых случаях, возникает сложность в контроле за студентами, ведь можно включить трансляцию текущего занятия и заниматься своими делами. Но, с другой стороны, кто хочет учиться и совершенствоваться – те точно слушают, задают вопросы. Для того, чтобы проверять, насколько хорошо усваивается материал ребятами, я планирую проводить короткое тестирование после каждого дистанционного занятия в дополнение к традиционным заданиям и тестам, которые мы организуем в течение семестра.

 

Людмила Александрова, доцент кафедры систем информационной безопасности Института компьютерных технологий и защиты информации:

Наша электронно-образовательная среда существует в КНИТУ-КАИ с 2012 года. И как только она появилась, я поняла ее преимущество. Я создавала различные курсы, экспериментировала с формами — конференциями, лекциями, тестированием. Но поскольку наш учебный процесс ориентирован на очное обучение, онлайн-технологии применялись больше в дополнение: для самостоятельной работы, для организации выполнения курсовых работ, для предоставления дополнительных материалов, для заинтересованности овладения выбранной специальностью.

Мы перешли на дистанционное обучение 17 марта. Мне было понятно, как нужно организовывать работу, но все же первые два дня я практически перекраивала весь процесс обучения. Были перераспределены формы заданий, сроки. Я готовила новые задания, которые действительно можно было давать в каждой лекции, в каждом практическом занятии и потом проверить результат.

Первое, что я выложила студентам это план работ на первые 10 дней (со сроками и формами отчетности). Пока у нас дистанционная форма обучения, я считаю, что  ее нужно использовать по максимуму для практических заданий, самостоятельной работы.

Вот одна из моих дисциплин - «Защита и обработка конфиденциальных документов», включает в себя лекции, лабораторные и курсовые работы. Весь материал, который необходим для обучения, выложен в ЭОС КНИТУ-КАИ.

На этот период была запланирована аттестация, поэтому была выложена информация, где найти вопросы и материал для подготовки, назначено время тестирования. По расписанию, лекции перед тестированием не было, поэтому было подготовлен блок для общения со студентами, где они могли задать преподавателю вопросы.

Лабораторные работы, у меня проходят в  виде деловых игр, что очень хорошо ложится на онлайн-технологии, так как ЭОС позволяет работать студентам в группе. Выполненные работы студенты выкладывают в журналы. Оценка и комментарии к работам были отправлены в форме видеоролика.

Для курсовых работ я использую инструмент «Вики». Студенты выкладывают готовые материалы, я выполняю правки, оставляю замечания. После моего рецензирования студенты могут увидеть и правки и замечания преподавателя, исправить выполняемый документ, после чего его опять рассматривает преподаватель и т.д. «Вики» — хороший инструмент  и для работы в группе, потому что каждый участник может вносить свои корректировки в документ.

Запланированная аттестация проходила в виде тестирования. Мы ее провели 23 марта. Некоторые преподаватели предвзято относятся к удаленному тестированию, потому что считают, что студенты могут найти правильный ответ, им могут подсказать. Когда время тестирования ограничено, нет возможности искать ответ.

Взаимодействие, во время обучения, происходит через сервисы «журнал»,  «блог», «объявления». В журнале, как и в блоге, выкладываются вопросы и ответы на них. Самая выразительная форма ответа  - это видео, но трудоемкая. Мне сейчас понравилось делать видеозаписи перед занятием (это может быть задание, обзор выполненных работ, особенно, они необходимы перед лекцией).

Что бы работать дистанционно, студентов нужно учить самоорганизации. Это, к сожалению, не у всех присутствует.

Многие считают, что онлайн-обучение заменит преподавателей. Но такой формат требует большой работы преподавателя по созданию курса, по созданию материалов, по организации форм обучения, различных форм контроля. Управление учебным процессом все равно останется за преподавателем, на нем вся ответственность по обучению.

Период дистанционного обучения закончится, но мы должны научиться использовать онлайн-технологии и эффективно их использовать.

 

Уважаемые коллеги! 26.03.2020 состоится вебинар (с 15:00 до 16:00) по теме:  «Организация образовательной деятельности в ЭИОС КНИТУ-КАИ».

Для участия в вебинаре необходимо перейти по ссылке: 

https://knrtu-kai.adobeconnect.com/eios-kai/

 

ВАЖНО! Инструкция: вход на вебинар за 10 минут до начала «Гостем», заполнив «ИМЯ» (ФИО), а затем нажать  кнопку «Войти в комнату».

 


Автор:
Пресс-служба КНИТУ-КАИ