Онлайн-образование и авторское право – часто задаваемые вопросы

30.11.2018

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Необходимым условием эффективного применения электронного обучения в вузе является создание соответствующей локальной нормативно-правовой базы. И это – не только совокупность нормативных документов, регулирующих различные аспекты электронного обучения, но, в первую очередь, наличие у вузовских преподавателей соответствующих правовых компетенций. Одним из наиболее сложных и важных вопросов, возникающих в этой сфере, является вопрос об использовании авторских материалов в онлайн-обучении. Неспециалисту разобраться в этих вопросах самостоятельно крайне сложно. Предлагаем вниманию преподавателей КНИТУ-КАИ краткую сводку основных положений авторского права в онлайн-образовании. Эти материалы подготовлены экспертами Отдела электронных технологий в образовании (ЭТвО) КНИТУ-КАИ по итогам повышения их квалификации на специализированных онлайн-курсах УрФУ [1], [2] и РАНХиГС [3].

Приведем наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них.

Авторское право – понятие комплексное. Каковы составные части авторского права?

При создании произведений науки, литературы и искусства возникают следующие составные части авторского права [1]:

  • - Личные неимущественные права;
  • - Исключительное право;
  • - Иные права.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Личные неимущественные права автора неотчуждаемы и охраняются бессрочно, а исключительные права могут быть переданы по авторскому договору или могут перейти работодателю автора.

Срок охраны исключительного права на объект авторского права – в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.

Исключительные права. Автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право использовать произведения в любой форме и любым способом.

Обратите внимание: автором произведения может являться только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, в то время как правообладатель – это физическое или юридическое лицо, владеющее имущественными правами на использование произведения в любой форме и любым способом. Имущественные права на произведение, созданное в рамках служебной деятельности автора, принадлежат организации (вузу).

Что относится к субъектам авторского права?

Как разъясняется в [1], основной ценностью в авторском праве является не содержание, а форма произведения. Иными словами, сама информация (т.е. идеи, концепции, методы, алгоритмы и т.д.) авторским правом не охраняется; субъектами же авторского права являются «носители» информации: тексты, изображения, слайды-презентации и т.д. Так, в онлайн-курсе, например, можно защитить авторским правом текст лекций, графические объекты, видеоресурсы, однако те идеи, та информация, которую «сообщают» обучаемому эти элементы курса, авторским правом не защищены.

Заметим, что по законодательству, авторское право возникает в силу создания произведения; при этом не требуется никакой проверки его новизны, экспертизы качества или оценки ценности произведения.

Что такое «исключительное авторское право?»

Исключительное авторское право в образовании [1] связано с вопросами использования учебного контента – точнее, с разрешением или запретом на его использование (копирование, воспроизведение, распространение, публичное исполнение). Экспертиза в этом случае устанавливает лишь факт копирования произведения. Такая концепция лежит в основе решения большинства задач, возникающих в практике электронного обучения, в частности – при разработке онлайн-курсов и использовании их в учебном процессе.

Будет ли нарушением исключительных авторских прав копирование авторских текстов или изображений в том случае, если «копировальщик» не получает при этом никакой материальной выгоды?

Безусловно, будет. Здесь необходимо иметь в виду то, что нарушением авторских прав является именно сам факт незаконного копирования информационных материалов, а не получаемая от этого выгода [1]. Однако в ряде случаев – для учебных, научных или полемических целей – цитирование без разрешения правообладателя все же допускается – это предусмотрено статьей 1274 Гражданского кодекса Российской федерации [4]. При этом объем цитирования должен определяться целью цитирования, и обязательно должны указываться имя автора и источник информации.

Где можно взять иллюстрации для разрабатываемого онлайн-курса?

Действительно, поиск и адаптация графических материалов составляет огромную часть работы автора онлайн-курса. В [5] функция бильд-редактора (от нем.: Bild – изображение) рассматривается как одна из «7-ми жизней» онлайн-преподавателя. По закону [1], легально можно использовать только фотографии и рисунки, доступные в открытых источниках, причем даже в этом случае необходимо обращать внимание на лицензию, регламентирующую права использования материалов, опубликованных на сайте).

Как «разделить» авторские права между соавторами онлайн-курса?

Этот вопрос также является очень острым. Строго говоря, авторские права не «делятся» – соавторы онлайн-курса могут быть лишь совместными правообладателями. Делить (в той или иной пропорции) можно лишь доходы, получаемые от использования онлайн-курса в учебном процессе (юристы говорят: «доходы, получаемые от распоряжения авторским правом»).

Более подробную информацию о реализации авторских прав при создании и реализации онлайн-курсов можно найти в названных выше источниках.

В последующих материалах «Новостей…» Отдел ЭТвО планирует продолжить освещать вопросы нормативно-правового обеспечения онлайн-обучения.

Приглашаем преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении вопросов электронного обучения в вузе.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждем Ваших вопросов и предложений.

Источники

  1. Создание нормативно-правового обеспечения для внедрения онлайн-обучения в вузе // Онлайн-курс УрФУ. Раздел 3. Локальная нормативная база образовательной организации, регулирующая использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
  2. Правовые вопросы использования объектов интеллектуальной собственности в открытом образовании // Онлайн-курс УрФУ.
  3. Основы методов проверки качества материалов онлайн-курсов для преподавателей, отвечающих за подготовку материалов онлайн-курсов // Онлайн-курс РАНХиГС.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018), статья 1274 «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях».
  5. «Семь жизней» онлайн-преподавателя» // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 21.10.2018

Автор:
Отдел электронных технологий в образовании