Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: учебно-методические семинары

08.02.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

В мае 2018 года на Ученом совете КНИТУ-КАИ был рассмотрен вопрос о цифровизации университета, в том числе и онлайн-обучение. В рамках реализации решений по этому вопросу 14 декабря 2018 года ректор Альберт Гильмутдинов провел методический семинар «Цифровые образовательные технологии в КНИТУ-КАИ» [1].

Ранее на кафедрах был проведен аудит применения электронных ресурсов в рабочих программах учебных дисциплин основных образовательных программ (Приказ №1723-О «Аудит применения электронных ресурсов в РПУД ООП на кафедрах» от 19 ноября 2018 года). В рамках Приказа  было предусмотрено, что каждая основная образовательная программа должна содержать «как минимум одну дисциплину, по которой в 2018/2019 учебном году будет использован онлайн-курс», доступный в Каталоге Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [2], и будет назначен ответственный по использованию онлайн-курса.

В материале ([3], раздел «Университет в свете развития онлайн-обучения – вызов принят?») подчеркивалось, что внедрение онлайн-обучения означает переход на качественно новый уровень применения электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), поскольку онлайн-обучение основано на принципиально иной методологии. Это касается не только создания в вузе собственных онлайн-курсов, но и использования так называемых МООКов – массовых открытых онлайн-курсов, которые сегодня уверенно осваивают мировое образовательное пространство (см. [4], статья «МООК» и приведенные там ссылки).

В России в 2015 году был реализован крупный образовательный проект – создана Национальная платформа «Открытое образование» [5], которая сегодня предлагает более 330 онлайн-курсов по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. В создании этих курсов участвовали специалисты из нескольких ведущих вузов России (МГУ, Уральский федеральный университет, Томский государственный университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и др.). Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [6], утвержденный Правительством РФ 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы нацелен на обеспечение качественного и доступного онлайн-обучения граждан страны с помощью цифровых технологий. Каталог онлайн-курсов, созданный в рамках этого проекта, предоставляет пользователям развитый поисковый интерфейс к 1034 онлайн-курсам, предусмотренных учебными планами различных программ высшего и среднего профессионального образования (более 800); в Каталоге представлены курсы 113 вузов России (все цифры приведены по состоянию на 6 февраля 2019 года). Таким образом, конкуренция в сфере онлайн-образования сегодня очень высока. Университету, чтобы удержать свои позиции в образовательном пространстве, несомненно, необходимо быть в русле современных тенденций. Однако нужно понимать, что внедрение онлайн-обучения в вузе – это сложный процесс, затрагивающий (в той или иной степени) всю организационную структуру вуза и требующий создания целого комплекса условий: нормативно-правовых, организационных, материально-технических, финансовых и методологических.

Вопросам создания условий для внедрения онлайн-обучения в КНИТУ-КАИ была посвящена серия учебно-методических семинаров «Цифровые образовательные технологии в обучении», проведенных во всех институтах / на факультете КНИТУ-КАИ в преддверии начала нового семестра (с 29 января по 5 февраля 2019 года) Отделом электронных технологий в образовании и советником ректора Г. В. Ившиной.

На первом семинаре в Институте авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ) 29 января 2019 года проректор по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин подчеркнул, что внедрение онлайн-обучения в КНИТУ-КАИ – не самоцель, а необходимое условие сохранения лидерства нашего вуза. Он довел до сведения собравшихся решение Ученого совета университета от 28 января 2019 года о проведении конкурса на разработку МООК, материальном стимулировании авторов онлайн-курсов и о создании вузом материально-технических условий для обеспечения технической и методической поддержки процесса создания онлайн-курсов.

В работе семинаров также приняла участие начальник Учебно-методического управления КНИТУ-КАИ Екатерина Загребина, которая поделилась своим опытом обучения на онлайн-курсах.

Начальник Отдела электронных технологий в образовании (ОЭТвО) Ольга Кашина, ведущий специалист по учебно-методической работе ОЭТвО Виктория Устюгова, ведущий инженер-программист ОЭТвО Игорь Ермолаев представили результаты анализа опыта российских вузов, лидирующих в сфере онлайн-обучения (УрФУ, ТГУ, МГУ, РАНХиГС и др.) и рассмотрели конкретные задачи внедрения онлайн-обучения в КНИТУ-КАИ:

  • - Онлайн-курсы – основа открытого образования (Г. В. Ившина)
  • - Модели применения онлайн-курсов при реализации образовательных программ (опыт ТГУ) (В. Н. Устюгова);
  • - Разработка и актуализация учебного медиа-контента (И. С. Ермолаев);
  • - Организационно-финансовые аспекты разработки и использования массовых открытых онлайн-курсов (МООК) (О. А. Кашина);

Проблемы онлайн-образования и другие аспекты электронного обучения постоянно освещаются в материалах рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ. С полным перечнем материалов (по состоянию на 6 февраля 2019 года) можно ознакомиться в [6].

Кардинальные изменения методики и технологии образования, связанные с применением ЭО, ДОТ и особенно с внедрением онлайн-обучения, требуют тщательного изучения, научно обоснованного подхода. Мы стараемся следить за новыми публикациями в этой сфере в научных российских и зарубежных изданиях, и сами ведем исследовательскую работу, с результатами которой можно ознакомиться в [7].

Приглашаем преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении возможности и целесообразности внедрения онлайн-обучения в университете.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

– электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».

Ждем Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Ректорский семинар «Цифровые образовательные технологии в КНИТУ-КАИ» // Материал рубрики НТБ им. Н. Г. Четаева от 17.12.2018.

2. Современная цифровая образовательная среда // Приоритетный проект Министерства образования и науки РФ.

3. Накануне Нового года – подводим итоги, составляем планы… // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 28.12.2018.

4. Терминология E-learning // Раздел сайта Отдела электронных технологий в образовании на Портале КНИТУ-КАИ.

5. Национальная платформа открытого образования // Каталог онлайн-курсов.

6. Новости электронного обучения – все материалы рубрики (по состоянию на 06.02.2019).

7. Полезные материалы / Статьи // Раздел сайта Отдела электронных технологий в образовании на Портале КНИТУ-КАИ.

Отдел электронных технологий в образовании, НТБ им. Н. Г. Четаева


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании / НТБ им. Н. Г. Четаева