Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

К 85-летнему юбилею первого выпуска КАИ

06.09.2019

Первый выпуск состоялся в сентябре 1934 г., в его составе было всего 10 человек, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю КАИ.

5 марта 1932 года в Казани совместным постановлением Главного управления авиационной промышленности и секретариата Татарского обкома ВКП(б) был организован новый вуз – Казанский авиационный институт.  За время существования вуза диплом  о высшем образовании получило более 100 тысяч выпускников.

Первый выпуск состоялся уже в сентябре 1934 года, и в его составе было всего десять человек – Я. В.  Балкинд, Г. С. Богушевский, А. П. Гунин, Н. В. Куршев, В. В. Максимов, Ю. Г. Одиноков, А. Д. Павлов, А. А. Парвицкая, В. П. Терентьев, Ю. Л. Якубович. Все они поступили в 1929 году в Казанский университет на физико-математическое отделение, затем в 1930 перешли на вновь организованное аэродинамическое отделение, а в 1932 году стали первыми студентами КАИ.

 

Первые студенты аэродинамического отделения КАИ

 

Из-за нехватки преподавательских кадров в организации учебного процесса первых лет существования КАИ применялись особые формы. Практиковалось приглашение преподавателей из других организаций и высших учебных заведений. Ряд курсов изучался непосредственно при прохождении производственной практики, также предусматривалась лётная практика.

 

После полетов. 1933 г.

 

Преддипломную практику студенты проходили в Центральном аэрогидродинамическом институте. В отзыве, пришедшем из ЦАГИ,  отмечалось, что специалисты, которых готовит КАИ, по вопросам расчёта самолёта на прочность стоят выше питомцев МАИ. Руководство ЦАГИ выразило желание оставить у себя на работу весь первый выпуск. В  ЦАГИ  были распределены  двое из них: А. П. Гунин, Н. В. Куршев. Четверо были оставлены в КАИ:

Вячеслав Васильевич Максимов первым защитил дипломный проект и получил диплом №1 инженера-механика по самолётостроению с аэродинамическим уклоном. В начале 50-х годов был первым деканом сразу двух факультетов, которые создавались почти одновременно: Авиационного приборостроения и Авиационной радиотехники, первым заведующим кафедрой Оборудования самолётов.

Юрий Георгиевич Одиноков cвою жизнь посвятил исследованиям прочности конструкций, заведовал кафедрой Строительной механики, был деканом Самолётостроительного факультета, заместителем директора Института по научной и учебной работе, доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники ТАССР и РСФСР. Интересно, что он вёл философский семинар на кафедре СМЛА, где, например, обсуждалась такая тема: «Философия и математика как абстракции качества и количества».

Александра Александровна Парвицкая – единственная девушка в первом выпуске – была ассистентом, старшим преподавателем кафедры «Конструкции самолетов» и одновременно – инженером конструктором, а затем руководителем опытно-конструкторского бюро института (ОКБ КАИ). В нашем институте работала до 1941 года.

Юрий Львович Якубович работал инженером КАИ, преподавал в Казанском авиационном техникуме, разработал рабочий проект аэродинамической трубы КАИ. В институте работал до 1938 года.

Николай Васильевич Куршев в 1944 году был приглашён в КАИ на работу по совместительству, а с 1953 года возглавлял кафедру аэрогидродинамики, был проректором института по научной работе. Интересно сложилась судьба всего первого выпуска, все они достигли успеха в жизни. Г. С. Богушевский стал заслуженным лётчиком-испытателем. В. П. Терентьев, Я. В. Балкинд были начальниками группы на авиационном заводе, А. Д. Павлов стал старшим инженером на заводе.

В экспозиции и фонде Музея истории КАИ бережно хранятся их документы и фотографии.

 

 

Сотрудники Музея КАИ: зав. музеем КАИ – Дружинина И. А., хранитель фондов – Канчурина Г. И.

Стихи А. А. Парвицкой

Автор:
Музей КАИ
Источник: