Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

«Студенты чувствуют, когда в работу вкладывают душу»

22.05.2020

Интервью с финалистом конкурса «Кадровый резерв» Александром Терентьевым.

Выпускник кафедры РДиЭУ, аспирант первого года кафедры лазерных технологий, преподаватель кафедры Александр Терентьев рассказал пресс-службе КНИТУ-КАИ о мечтах об авиации, преподавательских лайфхаках и магии в инженерном деле. 

-        Александр, в вашем портфолио написано, что вы из Сыктывкара. Как вы оказались здесь, в Казани, в КАИ?

-        В Сыктывкаре моя семья жила с 2006 года. До этого мы жили севернее, в городе Печора, это тоже Республика Коми. Город небольшой, но там есть свой аэропорт, там работала практически вся семья. Папа авиационный инженер, занимается технической эксплуатацией самолетов и двигателей; мама работает в диспетчерской службе, по профессии она инженер-строитель. Дед по папиной линии диспетчер, дед по маминой линии работал с авиационным оборудованием. Для меня звук Ан-24, который идет по рулежной дорожке, — это колыбельная. 

-        Вы, наверное, хотели пойти по стопам родителей. 

-        Естественно, с детсва были мечты об авиации. В детстве хотел стать летчиком, потом авиадиспетчером, авиаконструктором. Я лет в 10 знал, как работает газотурбинный двигатель, что такое шасси и где на нем колеса, представлял, что такое уравнение Бернулли (теорема Бернулли или интеграл Бернулли – закон, который устанавливает зависимость между скоростью стационарного потока жидкости и её давлением — прим.), знал про разность давлений снизу и сверху крыла; знал, что когда самолет «машет» крыльями – это нормально, ведь конструкция должна «дышать». Но физикой и математикой я основательно занялся только в 10-м классе. 

-        Почему?

-        В 2006 году мы переехали в Сыктывкар. До седьмого класса я учился в обычной школе, потом был выбор – пойти в лицей или гимназию. Поступить в лицей я не смог из-за слабой физмат базы, поэтому выбор пал на Пушкинскую гимназию с гуманитарным уклоном. Там я основательно подтянул английский. В 9 классе я решил из любопытства пойти на ГИА по физике, и неожиданно мне понравилось решать задачи. Я продолжил заниматься в 10 и 11 классе углубленно, сдал ЕГЭ по физике, подал документы в несколько вузов и в итоге оставил оригиналы в КАИ. Изначально я поступил на специалитет, на кафедру Теплотехники и энергетического машиностроения ИАНТЭ, после второго курса перевелся на кафедру реактивных двигателей и энергетических установок. 

 

 

-        Сложно было учиться после гуманитарной гимназии?

-        На первых порах я всё свободное время учился, читал учебники. Параллельно я поступил на переводчика. Не знаю, как я всё успевал. После второго курса я перешел на кафедру РДиЭУ. 

-        В портфолио вы указали, что имеете патент. 

-        У нас был цикл предметов по ракетным двигателям, изучали процессы горения, эмиссии, то есть выделения в окружающую среду различных вредных веществ, например, угарного газа и разных окислов азота. И решил я написать патент по газотурбинным двигателям. Посоветовался с Алексеем Александровичем Лопатиным, подал патент и его одобрили. Потом мы с Алексеем Александровичем стали заниматься термоэлектрическими генераторами и их внедрением в газотурбинные двигатели. Тепловой КПД у термоэлектрического генератора 1-3%. Грубо говоря, это энергия из воздуха, только за счет тепла. Если такое устройство внедрить в газотурбинный двигатель, то прибавка будет колоссальная. Мы прорабатывали этот вопрос теоретически и делали экспериментальный стенд. 

-        Что вы делали после окончания специалитета?

-        Я защитил диплом и через некоторое время устроился на КАПО им. Горбунова. Спустя четыре месяца мне позвонил Алексей Александрович и предложил мне пойти в аспирантуру. Я прошел собеседование с ректором и стал аспирантом кафедры лазерных технологий, там я преподаю и занимаюсь научной работой. 

 

 

-        У вас раньше был опыт работы с людьми?

-        Да, во время студенчества я подрабатывал: демонстрировал технику в строительном магазине. Ещё на выставке «Город роботов» показывал, для чего нужна та или иная установка или робот. Например, там было приспособление, которое надевалось на голову и снимало электроэнцефалограмму мозга. И нужно было заставить «силой мысли» управлять кубиком на экране. Я наблюдал, как в серьезном мужчине просыпается пацан – потому что я уделил человеку время, рассказал, как это работает, он в свою очередь попробовал, ему понравилось. Меня ставили на самого скучного робота, – и народ шел. 

Я и со студентами стараюсь так же работать. В рамках одного предмета попробовал дать основы работы с ANSYS (ПО для инженерного анализа и численного моделирования – прим.). Объяснял им, долго, часов пять примерно, к каждому подходил и объяснял на пальцах, зато каждый понял, как работать. Им понравилось, что я с ними так долго и упорно сидел. Студенты чувствуют, когда в работу вкладывают душу. 

-        Кто из преподавателей КАИ вам запомнился больше всего? 

-        Могу особенно отметить Германа Викторовича Демидова с кафедры машиноведения и инженерной графики, он у нас вел начертательную геометрию. Он хорошо давал материал на практических занятиях.  Окончательно я понял предмет только на экзамене: он принимал не ради оценки, а с теми, кто хочет понять предмет, сидел до победного – и объяснял. За это ему большое спасибо. Еще отмечу Алмаза Фивзатовича Гайсина. У него на занятиях по физике я подметил прием, который успешно опробовал. Например, сдают студенты лабораторную работу. Ставлю их полукругом перед доской, – и начинают мне рассказывать. Вижу, у кого-то тускнеет взгляд – и я сразу переключаюсь на него. И таким образом нагружаю больше тех, кто кажется потерянным или стеснительным. И видно, как студент раскрывается, как интерес к предмету. У нас в основном ребята стеснительные, и вызывать по отдельности к доске не особо эффективно. А вот когда ставишь их всех вместе, прививается коллективный разум – формируется свое собственное понимание предмета. Ведь смысл учебы в том, чтобы сформировать образ мышления, а не получить какую-то оценку. 

-        Будучи в кадровом резерве, какие бы вы предложили изменения?

-        Я считаю, что всему университету нужна сильная физико-математическая база с первого курса. Конечно, сейчас все расчеты производятся на компьютере, но, чтобы сделать расчет, нужно знать, как считать. 

Также у меня есть соображения насчет взаимодействия студента и преподавателя. Я считаю, что хорошим инженером не стать, если просто смотреть видео и читать литературу. Нужна модель взаимодействия «мастер-ученик», наставничество. Инженерную философию нужно закладывать. Во время выполнения одного из курсовых проектов Александр Иванович Глазунов с кафедры РДиЭУ как раз привил нам инженерную философию. Суть ее такая: проектируя какую-либо деталь или изделие, надо понимать, как её будут изготавливать, собирать и эксплуатировать. Надо очень много вещей держать в голове.  

 

 

-        Чем вы сейчас занимаетесь на кафедре, помимо преподавания?

-        Я занимаюсь топологической оптимизацией авиационных конструкций. Сейчас очень популярны композиты, но тем не менее, в авиационной технике от металлических частей не отказаться никак. Но развиваться и модернизировать как-то надо. Есть два метода: либо берем готовую деталь и ее оптимизируем, либо заново перепроектируем связку деталей – это называется генеративным дизайном. Сейчас стоит задача по перепроектированию многих деталей. Мне нравится работать в КАИ, потому что здесь у меня много возможностей для реализации своих идей. Здесь я могу сгенерировать деталь и распечатать ее на 3D-принтере. Мало какому рядовому инженеру удается пройти этот цикл от разработки детали до ее физического воплощения. В этом есть своя магия. 

 

Комментарий научного руководителя, заведующего кафедрой лазерных технологий, ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова:

-        Тема диссертации Александра Терентьева чрезвычайно актуальна. Она посвящена исследованию влияния акустического воздействия на процессы аддитивного производства. Тема очень новая, идея перспективная и крайне востребованная для промышленности. 

Что касается вопроса, является ли Александр достойным членом кадрового резерва, не сомневаюсь, что он – достойная, сильная кандидатура. Александр очень мотивированный, работоспособный, дисциплинированный человек, с очень хорошей образовательной подготовкой, талантливый, креативный. У него есть опыт работы на производстве. Поэтому я убежден, что Александр занимает достойное место в кадровом резерве университета, и в будущем он вместе с еще одним представителем нашей кафедры Сергеем Никифоровым составит ядро не только нашей кафедры, но и университета в целом.


Автор:
Ксения Иванова, Наиля Бадыкшанова, пресс-служба КНИТУ-КАИ