Студенты групп 1310 и 1305 КНИТУ-КАИ на днях посетили с экскурсией Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев».
Учащихся и преподавателей сопровождала специалист отдела социального развития персонала предприятия Ильсияр Рахматулина.
КАИсты осмотрели агрегатно-сборочное и механо-сварочное производство, лётно-испытательную станцию.
В цеху узловой сборки студенты ознакомились с процессом монтажа деталей самолёта ТУ-160 – лонжерона, топливных отсеков, агрегата Ф-4, Ф-6, увидели, как собирают топливные баки.
О сборке фюзеляжа посетителям рассказал заместитель начальника цеха агрегатно-сборочного производства Алексей Шаландин. Очень удивило студентов отсутствие бумажных чертежей – все схемы и проекты были представлены в компьютерном варианте.
В механическом цехе КАИстов сопровождал начальник участка Алексей Мурылёв, работающий в авиации 11 лет.
Учащиеся увидели работу металлообрабатывающих станков российского производства, которые занимаются заготовками огромных размеров из титановых сплавов (ВТ-6ч). Часть агрегатов была разработана в СССР, часть модернизирована компанией SIEMENS и работала по программе.
Также участники экскурсии наблюдали за работой 3D оборудования, которое позволяет изготовить из металлов детали сложной формы. Заготовки вырезаются из плиты толщиной 130 мм и обрабатываются несколько дней.
Следующим этапом было посещение цеха электронно-лучевой сварки. КАИстов впечатлили размеры установки объемом 850 м3 . Для создания вакуума 10-5мм. рт. ст используются 128 насосов, процесс откачки воздуха составляет 6–7 часов. Как отметил начальник лаборатории Александр Грудин, эта установка – единственная в мире.
Помимо агрегата в цехе имеется вакуумная печь для термообработки и камера для рентгенографического контроля, размеры которых также огромны – загружаемые в них детали имеют длину 12 метров.
На производстве студентам показали швы на титановых сплавах после аргоновой сварки и после электронно-лучевой сварки.
На лётно-испытательной станции экскурсанты осмотрели все самолёты, которые находились на обслуживании, ознакомились с моделями и их модификациями, узнали, для каких целей они предназначены и принципиальные отличия. Начальник станции Рустем Азметзянов рассказал о лётных испытаниях.
Студенты также изучили конструкцию шасси, рассмотрели ситуации с отказом одного и обоих двигателей.
Напоследок КАИстов удивил Ту-214 с приделанным носом бомбардировщика – в нём оказался радар, так как агрегат является летающей лабораторией.
В ходе экскурсии будущие инженеры задавали много вопросов о марках материалов, покрытий, условий испытаний деталей, контроля качества, процента брака, а также интересовались принципами работы оборудования, продолжительностью процессов.
Представители завода рассказали, что учащиеся уже сейчас могут утроиться на предприятие на подработку.
КНИТУ-КАИ выражает огромную благодарность сотрудникам предприятия за практичную и увлекательную экскурсию.
- Автор:
- ОРК