Научный полк: к выполнению специального задания готов

29.08.2024

Успех в воздушном бою обеспечивается на земле

Проект Минобрнауки России, призванный увековечить память ученых и преподавателей, работавших в военные и послевоенные годы, студентов, которые ушли добровольцами на фронт, продолжается рассказом о сотруднике Казанского авиационного института Александре Егоровиче Качурине.

Александр Егорович Качурин родился 19 августа 1919 года в с. Головино (впоследствии Микояновского района Курской области).

В 1937 году по спецнабору Александр Качурин был направлен в Иркутское военное авиационно-техническое училище, окончил его в 1939 году и был назначен в 50-й скоростной авиационный бомбардировочный полк Ленинградского военного округа на должность техника самолета. В составе этого полка Александр Качурин участвовал в войне против белофиннов. А потом началась Великая Отечественная, которую молодой, но уже проявивший себя с лучшей стороны специалист прошел с первого и до последнего дня в качестве техника самолета, техника авиазвена.

Воевал Александр Качурин в составе Западного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов, принимал участие в боях под Курском, в освобождении Киева, Харькова, Львова, Праги, в битвах на Сандомирском плацдарме, на Одере, за Берлин.

Позже Александр Егорович вспоминал один из примечательных случаев: «Это было холодной зимой 1943 года. Наши войска вели интенсивное наступление. В этот день вылеты были закончены. Я один подготовил и смотрел самолет, так как механик был болен, а моторист – в наряде. Вдруг к самолету подъехала легковая машина, из которой вышли командир полка и летный экипаж. Я доложил командиру о готовности машины к вылету. Он сказал, что необходимо срочно подготовить самолёт к выполнению специального задания. Я был удивлен: наступали сумерки. Но вместе с экипажем быстро подготовил самолет.

О том, что ни я, ни летчик не проверили посадочную фару, я вспомнил лишь тогда, когда самолет взлетел. Аэродром не был приспособлен для ночных полетов, и ею никогда не пользовались. Я очень переживал за судьбу экипажа, вылет в такое позднее время был очень опасен...

Но через 1 час 20 минут мы услышали шум приближающегося самолета. Когда он, сделав разворот на посадку, начал снижаться, вдруг вспыхнул луч посадочной фары. Мне же показалось, что это был самый мощный прожектор. Молодой, но опытный летчик Николай Брахнов, отлично произведя посадку, зарулил на посадку.

Нас всех посадили на машины и привезли в штаб Воронежского фронта. Начальник штаба фронта поздравил нас с выполнением специального задания. Штурман показал на оперативной карте место, где находился кавалерийский корпус, с которым была потеряна связь.

Затем начальник штаба доложил генералу армии Ватутину, который поздравил нас с выполнением задания и вручил ордена. Это была моя первая боевая награда – орден Красной Звезды…»

За беззаветное служение Родине Александра Качурина наградили двумя орденами Красной Звезды, а также медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», он был отмечен польской медалью «За Одер – Нейсе Балтик».

В послевоенные годы, с 1945-го по 1950 гг., Александр Качурин служил в Центральной группе войск Советской Армии в Австрии, затем продолжил службу в военных училищах Казани.

В КАИ Александр Егорович Качурин работал с 1956-го по 1974 гг., сначала на военной кафедре – начальником мастерской по ремонту авиатехники, а после увольнения из рядов Советской Армии – старшим лаборантом кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов.