Открытые онлайн-курсы в вузах: организационно-финансовые аспекты

14.12.2018

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Внедрение онлайн-обучения в образовательную деятельность университетов, очевидно, является одной из современных тенденций развития образования во всём мире. Вместе с тем это очень сложный и многосторонний процесс, требующий тщательной предварительной подготовки. В первую очередь, это касается подготовки специалистов, участвующих в реализации образовательных программ с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Подготовка специалистов по онлайн-обучению как необходимый этап внедрения ЭО, ДОТ в вузе: опыт Уральского федерального университета.

«Организационно-финансовые модели использования открытых онлайн-курсов в образовательных программах университета» – так назывался вебинар, организованный Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования (НПОО)» [1] 3 декабря 2018 года Ведущая вебинара – начальник отдела финансов и маркетинга Института технологий открытого образования (ИТОО) Уральского федерального университета (УрФУ), член Правления Ассоциации НПОО Александра Владимировна Кузьмина – подчеркнула, что проблема подготовки кадров, способных эффективно применять ЭО, ДОТ при обучении студентов по программам бакалавриата и магистратуры, стоит очень остро. УрФУ с 2017 года активно занимается разработкой онлайн-курсов для повышения квалификации специалистов по онлайн-обучению. Важно, что речь идёт не только о подготовке ППС вуза – круг этих специалистов очень широк. Он включает в себя следующие категории:

  • - административно-управленческий персонал;
  • - руководители образовательных программ;
  • - заведующие кафедрами (руководители учебных подразделений вуза);
  • - профессорско-преподавательский состав;
  • - тьюторы;
  • - технические специалисты;
  • - учебно-вспомогательный состав;
  • - обучаемые (студенты, слушатели).

Для эффективного применения онлайн-обучения в вузе «нужно обучить «критическую массу» людей, которые будут способны заниматься внедрением ЭО, ДОТ», – отметила А. В. Кузьмина.

Презентация выступления А. В. Кузьминой находится в открытом доступе [2].

С Каталогом курсов, разработанных в УрФУ для специалистов в области применения ЭО, ДОТ в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» [3], можно познакомиться на платформе НПОО [4].

Симулировать профессиональную деятельность… зачем?

Одной из наиболее интересных разработок в области обучения специалистов по онлайн-образованию является созданный в УрФУ Компьютерный симулятор профессиональной деятельности онлайн-обучения.

Симулятор позволяет моделировать целый набор профессиональных задач по внедрению, управлению и развитию ЭО, ДОТ в вузе. Рассматривается три уровня управления:

  • - уровень университета (стратегические решения);
  • - уровень образовательной программы (управление учебными планами);
  • - уровень онлайн-курса (проектирование, создание, использование, модернизация курса).

Все процессы моделируются с учётом организационных и финансовых аспектов. Пользователи могут выбрать модель включения онлайн-курса в учебный процесс: от «перевёрнутого класса» до исключительно дистанционного обучения. Использование симулятора, таким образом, позволяет понять, насколько широки «рамки» организации онлайн-обучения в университете.

Симулятор профессиональной деятельности является составной частью нескольких курсов УрФУ из названной категории. Полный список курсов, в которых доступен симулятор, можно найти на странице [5].

Как в УрФУ строится финансовая схема отношений с авторами онлайн-курсов?

В УрФУ с автором онлайн-курса заключается договор, допускающий три варианта оплаты:

  • - единовременное денежное вознаграждение (ЕДВ) – автор получает его за то, что создал онлайн курс и передал его в университет (онлайн-курс регистрируется в вузе как нематериальный актив; многие вузы ставят онлайн-курсы на баланс в качестве так называемых РИДов (результатов интеллектуальной деятельности), регистрируя их как программы для ЭВМ или иные интеллектуальные ресурсы);
  • - полный отказ от единовременного денежного вознаграждения (модель роялти, предусматривающая, что автор получает процент от продажи);
  • - частичный отказ от единовременного денежного вознаграждения (59% от ЕДВ, остальное – роялти);

Помимо прямых договоров на создание онлайн-курсов, в УрФУ применяются также иные средства стимулирования преподавателей. Это, например,  

  • - начисление автору баллов за передачу исключительного права на созданный ресурс (если курс создан не для НПОО, а для внутренней платформы онлайн-обучения УрФУ);
  • - начисление преподавателям баллов за сопровождение открытых онлайн-курсов;
  • - премии по итогам Конкурса авторов лучших образовательных ресурсов.

Как расходуются средства, получаемые вузом от продажи онлайн-курсов?

В презентации ([2], слайд 9) подробно рассмотрены направления расходования в УрФУ тех средств, которые вуз получает от реализации разработанных онлайн-курсов. Помимо отчислений в НППП (10%), возмещения затрат на создание курса и авторских отчислений (от 20%), они включают оплату тьютора/асессора (до 30%), организационное сопровождение (20%), прокторинг (10%) и другие мероприятия.

Тема организационно-финансовых аспектов создания и использования онлайн-курсов чрезвычайно широка, её изучение требует очень внимательного и тщательного подхода. Формат публикации не позволяет нам остановиться на всех вопросах, связанных с организационно-финансовой схемой онлайн-обучения. Отдел ЭТвО планирует продолжить освещение этой темы в последующих материалах «Новостей…» на Портале КНИТУ –КАИ.

Приглашаем преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении возможности и целесообразности внедрения онлайн-обучения в университете.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» //  Каталог онлайн-курсов.

2. А. В. Кузьмина. Организационно-финансовые модели использования открытых онлайн-курсов в образовательных программах университета // Презентация доклада.

3. «Современная цифровая образовательная среда» // Приоритетный проект Министерства образования и науки РФ.

4. Каталог курсов и профессий УрФУ для специалистов в области применения ЭО, ДОТ.

5. Семинар-практикум «Онлайн-курсы и практика их использования в учебном процессе образовательных организаций» // УрФУ, июль 2018 г.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании