«Педагогическое обеспечение онлайн-обучения»: полезный курс от МГУ

22.03.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Принятый в КНИТУ-КАИ курс на развитие открытой цифровой образовательной среды университета и внедрение онлайн-обучения предполагает создание комплекса условий: организационных, материально-технических, нормативных, финансовых, кадровых [1]. Среди мероприятий, направленных на создание таких условий, нужно отметить организованные НТБ им. Н. Г. Четаева вебинары, в которых приняли участие специалисты российских вузов, лидирующих сегодня в сфере онлайн-обучения – это НИУ «Высшая школа экономики», Томский государственный университет и МГУ им. М. В. Ломоносова. (Видеозаписи вебинаров доступны в разделе «Видеоархив» [2] сайта Отдела электронных технологий в образовании (ЭТвО) на портале КНИТУ-КАИ.)

Напомним, что о вебинаре с участием директора Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ Дениса Янышева речь шла в новостной статье [3]. В частности, в ней говорилось о разработанных в рамках проекта «Университет без границ» курсах повышения квалификации МГУ по различным аспектам онлайн-обучения [4]. Важно, что до конца 2019 года все эти курсы бесплатны, обучение на них не привязано к конкретным датам, а значит, пройти обучение и получить документ о повышении квалификации (в случае успешного прохождения тестов) может любой желающий.

Сотрудники Отдела ЭТвО записались на несколько курсов и начали обучение. Здесь мы хотим поделиться собственным впечатлением от одного из этих курсов – «Педагогическое обеспечение онлайн-обучения» [5] и порекомендовать преподавателям КНИТУ-КАИ пройти на нем обучение.

Зачем нужно изучать вопросы педагогического обеспечения онлайн-обучения? Чем оно отличается от педагогического обеспечения традиционного обучения?

Мнение о том, что вопросы педагогики стоят особняком от повседневной практики преподавательской деятельности, как ни странно, довольно распространено в академической среде. Преподаватели технических вузов в абсолютном большинстве не имеют педагогического образования и полагают, что глубокое знание своей предметной области позволяет им компенсировать недостаточность педагогических знаний. Здесь важно понимать, что педагогическое обеспечение – это не что-то отдельное, дополнительное, а основа, фундамент обучения. Если же говорить об обучении на МООК (массовом открытом онлайн-курсе), то здесь роль педагогического сценария возрастает многократно. Дело в том, что при онлайн-обучении сильно сокращается реализация обратной связи, а значит, функция текущего, промежуточного и итогового контроля знаний возлагается (в большой степени) на интерактивные элементы онлайн-курса. Задача автора МООКа состоит в том, чтобы еще на этапе разработки самым тщательным образом продумать педагогический сценарий. Курс «Педагогическое обеспечение онлайн-обучения», на наш взгляд, может быть здесь весьма полезным.

В чем состоит основное преимущество онлайн-курса «Педагогическое обеспечение…» перед другими образовательными ресурсами?

Материалы курса привлекают и своим содержанием, и формой подачи материала. Основой педагогического сценария курса является сравнительный анализ очного и онлайн-обучения – как в отношении организации учебного процесса, так и в использовании педагогических методик. Автор курса – д.п.н., доцент МГУ Л. В. Попова – на основе анализа собственного опыта рассматривает специфику методики подготовки и записи видеолекций, специфику проведения онлайн-семинаров (вебинаров), специфику организации самостоятельной работы студентов при онлайн-обучении, дает ценные практические рекомендации.

На наш взгляд, в курсе оптимально сочетаются презентации (отражающие основные тезисы каждой темы) и учебные видеоролики, в которых эти тезисы разъясняются и комментируются. Все материалы изложены четко, просто, лаконично и конкретно – это делает обучение на курсе приятным, полезным и увлекательным.

Зачем мне обучаться на курсе «Педагогическое обеспечение…», если в ближайшее время я не планирую разработку собственных МООК?

Мы рекомендуем пройти обучение на этом курсе всем преподавателям КНИТУ-КАИ, для этого существует несколько причин:

Во-первых, в рамках цифровизации образовательной деятельности КНИТУ-КАИ в ближайшее время будет проводиться конкурс среди преподавателей вуза на разработку педагогического сценария МООК. Пакет конкурсных документов (который находится сейчас в стадии разработки) включает, в частности, подробный педагогический сценарий будущего онлайн-курса.

Во-вторых, п. 2. Приказа [6] предусматривает: «Определить в каждой ООП как минимум одну дисциплину, по которой в 2018/2019 уч.г. будет использован онлайн курс с площадки https://online.edu.ru/ru (Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»), назначить ответственного по использованию онлайн курса и внести в протокол заседания кафедры». В целях оказания преподавателям методологической помощи по реализации этого пункта Приказа, Отделом ЭТвО для каждого института/факультета КНИТУ-КАИ была подготовлена подборка онлайн-курсов из Каталога проекта «СЦОС» [7], открытых для записи слушателей до конца текущего семестра (Рассылка подборок МООК по институтам была выполнена НТБ им. Н. Г. Четаева). Однако для эффективной организации самостоятельной работы студента с применением МООК, преподавателю необходимо самому понимать педагогические основы онлайн-обучения – и здесь предлагаемый курс может оказаться очень полезным.

В-третьих, понимание принципов педагогического обеспечения онлайн-обучения, несомненно, будет полезно преподавателям при разработке электронных курсов (в Blackboard) для веб-поддержки обучения и даже при выстраивании образовательной траектории при традиционном преподавании.

В заключение еще раз обращаем внимание преподавателей КНИТУ-КАИ на то, что до конца 2019 года курс «Педагогическое обеспечение онлайн-обучения» можно пройти бесплатно и (также бесплатно!) получить документ о повышении квалификации.

Коллектив Отдела ЭТвО открыт для обсуждения любых инициатив, связанных с электронным обучением, в том числе и с вопросами создания учебного медиаконтента и использования его в онлайн-курсах.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждем Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: учебно-методические семинары // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 08.02.2019.

2. Видеоархив // Раздел сайта Отдела электронных технологий в образовании на Портале КНИТУ-КАИ.

3. Опыт МГУ в онлайн-обучении. Проект «Университет без границ» // Материал рубрики «Новости» Портала КНИТУ-КАИ от 18.02.2019.

4. Курсы повышения квалификации для преподавателей МГУ им. М. В. Ломоносова (проект «Университет без границ»).

5. Педагогическое обеспечение онлайн-обучения // Онлайн курс МГУ им. М. В. Ломоносова.

6. Приказ проректора по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Н. Н. Маливанова №1723-О(91378) «Аудит применения электронных ресурсов в РПУД ООП на кафедрах» от 19.11.2018.

7. Каталог онлайн-курсов проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании