«Техносферная безопасность»: между «технарями» и «гуманитариями»

12.08.2019

Студенты ИАЭП поделились опытом и рассказали об особенностях обучения по специальности «Техносферная безопасность».

Одним из направлений подготовки бакалавров в Институте автоматики и электронного приборостроения (ИАЭП) КНИТУ-КАИ является специальность 20.03.01 «Техносферная безопасность».

Рассмотрим любой производственный процесс. Что нужно учесть для обеспечения нормальной работы предприятия? Разумеется, первая мысль будет связана с наладкой производственной линии. Что же дальше?

Теперь мы должны позаботиться о том, чтобы наши сотрудники знали свои задачи, имели четкие инструкции к действию. Казалось бы, теперь мы готовы к выпуску продукции?

В действительности это лишь начало. Сегодня любое предприятие мыслит значительно шире. Помимо обеспечения работоспособности основной производственной линии необходимо учесть целое множество других факторов.

В первую очередь, нужно предусмотреть механизмы охраны труда. Помимо этого мы должны продумать свои действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Сюда входят системы защиты и предотвращения ЧС. Иногда существует необходимость предусмотреть работу предприятия в аварийных ситуациях. Разработкой таких систем и осуществлением контроля за ними могут заниматься люди, окончившие специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях».

Рассмотрим другой, не менее важный фактор. Любое производство должно соблюдать нормы экологической безопасности. Это означает, что мы должны обеспечить безопасный для окружающей среды выпуск нашей продукции. Этим занимаются инженеры-экологи. Они оценивают влияние рабочего процесса на окружающую среду и осуществляют контроль за экологичностью производства. Специалистов в этой области готовит направление «Инженерная защита окружающей среды».

Такие специальности весьма востребованы и не будут терять своей актуальности в будущем. Учитывая рост обеспокоенности мира об экологической безопасности, можно уверенно сказать, что здесь вас будут ожидать хорошие перспективы роста и развития.

 

 

Анжела, окончила 3 курс по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»

- Как ты решила, что будешь поступать на техносферную безопасность?

Для начала хочется отметить, что в нашем вузе «Техносферная безопасность» делится на две специальности, кратко мы их называем «МЧС» и «Экологи».

Я учусь на первой. Свое направление я выбирала осознанно, ведь еще в школьные годы занималась одним из самых опасных видов спорта – альпинизмом. При подготовке к различным соревнованиям мы проходили дополнительное обучение в МЧС, и меня настолько завлекла эта атмосфера, что я вообще не колебалась при подаче документов.

- Ты помнишь свой первый день в институте? Можешь его описать?

Мне кажется, что я и мои одногруппники этот день не забудем. Нет, ничего страшного не произошло. Это был год, когда решили проводить 1 сентября для всех вузов одновременно в одном месте. Вы представляете, сколько людей там было? А хуже всего было, что на улице шел сильнейший ливень, и ни один зонтик от промокания не спасал.

Каким-то чудом среди всей толпы людей удалось отыскать своего куратора от студентов, который постоянно говорил: «Ребята, приходите к нам в студсовет, у нас весело!» А ведь не соврал. Кстати, мой куратор учился на той же специальности, что я. Конечно же, мы, любопытные первокурсники, закидали его вопросами. И Макс (так его звали) поделился с нами парочкой «лайфхаков», которые очень пригодились в будущем. После этого мероприятия мы поехали в одно из учебных зданий, где нам вручили студенческие билеты.

- Каким было твое мнение о своей специальности в начале учебы? Изменилось ли оно?

-Если честно, поступая на эту специальность, я думала, что мы будем изучать исключительно технические аспекты. Но не тут то было! Как оказалось, наше направление сочетает в себе как техническую, так и гуманитарную стороны. Нам дают знания в области законодательства, нормативных актов и другое.

- Что необычного в твоей специальности?

Конечно, не знаю, насколько вам покажется это необычным, но я считаю это безумно интересным. Наши студенты при работе над курсовыми и дипломами берут действительно существующие объекты, изучают их, а в дальнейшем определяют источники опасностей, а также их уровень, и дают свои рекомендации по обеспечению безопасности и защиты человека. Это лишь малая часть, и всего не перечислить.

Кроме того, эта специальность занимает пограничное положение между инженерно-техническим образованием и управленческим.

- Кому бы ты посоветовала поступать на это направление подготовки?

Специальность подходит тем людям, которые хотят заниматься вопросами обеспечения безопасностью на производстве, промышленной безопасностью, пожарной безопасностью, экологической безопасностью.

Настя и Арина, окончили 2 курс по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»

- Как ты решила, что будешь поступать на техносферную безопасность?

Настя. Я всегда хотела связать свою жизнь с тем, чтобы помогать людям. При поступлении у меня было много вариантов: стать педагогом, попробовать себя в структурах МВД и т.д. Так получилось, что при поиске будущей профессии после сдачи ЕГЭ, я наткнулась на специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях». Затем я начала искать вузы, где преподают это направление, и вот теперь я учусь в КАИ.

Арина. Я долго не могла определиться, к кому же себя отношу в большей степени: к «гуманитарию» или «технарю», поэтому начала искать что-то промежуточное. Спасением стала именно техносферная безопасность.

- Ты помнишь свой первый день в институте? Можешь его описать?

Настя. Несмотря на то, что у меня плохая память на дни со всеми их деталями, этот я хорошо запомнила. Это было 1 сентября, я провела его вместе с моей дружной группой. Мы притирались друг к другу, несмотря на то, что начали общаться в социальных сетях еще до зачисления. Вместе мы фотографировались у самолета, получали студенческие билеты. Было очень здорово.

Арина. Наверное, это один из тех дней, которые никогда не забудешь. Помню много ребят, которые не понимают, что они здесь делают. Мы все знакомились, привыкали к новой системе обучения и, как полагается нашей группе, ждали похода в столовую.

- Каким было твое мнение о своей специальности в начале учебы? Изменилось ли оно?

Настя. Если честно, сильно изменилось. Сначала в нашей группе никто не понимал, куда мы поступили и чем будем заниматься. Кто-то ожидал, что будет много инженерных предметов, кто-то искал сходство со структурами МЧС. К концу второго курса, с появлением предметов по моей специальности, я начала осознавать, на кого же я все-таки учусь.

Арина. Разумеется, в начале учебы я «горела» этой специальностью, было интересно поскорее начать изучать азы. Собственно, мне и до сих пор это интересно, потому что свою профессию более подробно мы начинаем изучать именно с третьего курса.

- Что необычного в твоей специальности?

Настя. Не могу сказать, что в моей специальности есть что-то особенное. Однако я думаю, что по окончанию университета перед нами откроется большой выбор места работы. Студенты моей специальности смогут найти себя как в структурах МЧС, так и в рядах инженеров-экологов на предприятиях.

Арина. Как я уже говорила, моя специальность не является чисто технической, это и является её главной «фишкой».

- Кому бы ты посоветовала поступать на это направление подготовки?

Настя и Арина. Скорее всего, тем, кого интересует охрана безопасности и жизнедеятельности людей. Это направление требует знания как гуманитарных предметов, так и технических. Оно весьма востребовано на рынке труда сегодня.


Автор:
Институт автоматики и электронного приборостроения
Источник:
https://kai.ru/web/institute-of-automation-and-electronic-instrument-making/news/new?id=10786475