«Стекло – это интересный материал, поистине неисчерпаемый»

16.08.2019

Интервью с Членом Палаты ремесел РТ, руководителем НТЦ «Переработка стекла», зам. директора ИАЭП КНИТУ-КАИ С. М. Шавалеевой.

Наука и творчество – два безусловных двигателя человечества. Доцент кафедры общей химии и экологии КНИТУ-КАИ Светлана Шавалеева, химик, автор более 20 научных статей, руководитель научно-технологического центра «Переработка стекла» рассказала, с чего начался ее путь в стеклоделие, с какими трудностями приходятся сталкиваться ремесленникам, и как наука и творчество стали ее личными двигателями.

С. М. Шавалеева – кандидат химических наук, доцент кафедры общей химии и экологии КНИТУ-КАИ, заместитель директора Института автоматики и электронного приборостроения (ИАЭП) КНИТУ-КАИ по профориентационной работе, руководитель НТЦ «Переработка стекла» ИАЭП КНИТУ-КАИ, председатель совета Регионального Общественного Движения (РОД) «Художники выходного дня РТ», Член Палаты ремесел РТ, художник (живопись, художественное стекло).

- Какими видами творчества Вы занимаетесь?

- В настоящее время основное внимание я уделяю художественному стеклу, создаю витражи, панно, детали интерьера, украшения, сувенирную продукцию. Использую технологию высокотемпературной обработки стекла «фьюзинг» (от англ. to fuse – плавить), которая позволяет спекать отдельные стеклянные элементы в единое целое. Рабочие температуры зависят от сорта стекла и лежат в диапазоне 750-950 0С. Обязательно нужен программатор, так как для успешного фьюза необходимо выдерживать строго определенный температурный график нагрева и остывания специальной «фьюзинговой» печи, отжига изделий.

Как все началось? Совершенно неожиданно. В 2007 году я повела дочку на мастер-класс известной казанской художницы Мили Нуруллиной, чтобы она попробовала свои силы в живописи маслом. Миля предложила мне самой попробовать порисовать, я долго отнекивалась. Мне тогда было 39 лет, никогда до этого художественным творчеством заниматься не приходилось. Ей все-таки удалось меня уговорить. Раньше были «страх чистого листа» и боязнь множества красок, но Миле удалось на «моем» физико-химическом языке объяснить принцип получения любого цвета из четырех основных (четвертый – белила) и это оказалось так увлекательно! Я стала посещать мастер-классы других известных мастеров, экспериментировать, сочетать «несочетаемые» цвета, пробовать смешивать «теплое» с «холодным», разные инструменты и фактуры. Принимала участие в самых различных выставках, за плечами Казань, Москва, Пермь, Франкфурт-на-Майне, Париж. Первая персональная выставка состоялась в моем родном Азнакаево в галерее «Мизгел».

- Правильно ли я поняла, что стеклоделие – основной Ваш вид творчества? Расскажите о самом начале Вашей работы со стеклом: почему заинтересовались темой, когда сделали первую поделку из стекла, кто Вас вдохновил на работу со стеклом?

- Да, вы все правильно поняли, и о стекле я могу говорить часами!

В 2008 году в Турции мы оказались в магазине, где продавались «фьюзинговые» изделия из стекла, которые заворожили меня и очаровали. Тогда я не знала ничего о работе со стеклом и не думала, что когда-нибудь я буду сама этим заниматься. Но интерес оказался таким сильным, что я прочитала все, до чего дотянулась в интернете, об этом виде творчества и технологии и даже съездила в Москву на мастер-класс, чтобы попробовать своими руками сделать что-то. Специально ездила на остров Мурано (Италия), посетила стекольные мастерские в Австрии, Германии, Чехии. Попутно открыла для себя, что в Волжской Булгарии стеклоделие было развито еще в XII веке, задолго до европейских производств (они датируются XV-XVI вв.), но по неизвестным нам причинам было утрачено. И даже вспомнила, что когда-то на химфаке у нас были «лабораторки» по стеклодувным технологиям.

 

 

К тому времени я уже знала, что фьюзинг – дорогостоящее удовольствие, требующее довольно серьезных материальных затрат и думала, что вряд ли мне лично когда-нибудь оно будет доступно. Мне помогла Универсиада-2013, в преддверии которой Агентство стратегических инициатив РТ предлагало грантовую поддержку мастерам народных промыслов Татарстана. Был написан бизнес-план, изготовлены образцы, и проект «Возрождение Булгарских традиций стеклоделия на основе современных технологий» получил поддержку. На полученный грант было закуплено необходимое оборудование и инструменты: фьюзинговая печь, стеклорезы, ломатели, кусачки, шлифмашинка, алмазная пила и т.д. Стекло и вспомогательные материалы закупались за свой счет. С тех пор я занимаюсь больше стеклом, чем живописью.

- Вы учились и работали в КГУ, потом перешли в КАИ. С чем это было связано?

- Я заканчивала химический факультет Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина, защищала кандидатскую диссертацию в начале 1990-х, и практически сразу после защиты была вынуждена покинуть академическую среду. Вплоть до 2005 года работала секретарем-референтом, руководителем аппарата, коммерческим директором, даже председателем ТСЖ. Все это было тогда мне очень интересно, полученный опыт – бесценен, а с некоторыми коллегами мы дружим до сих пор. За это время три раза уходила в декретный отпуск, а когда дети подросли, смогла позволить себе вернуться на преподавательскую работу.

Работать в КАИ меня пригласил мой научный руководитель, д.х.н., профессор Александр Николаевич Глебов. Это человек, который с первого моего курса на химфаке КГУ поддерживал меня всегда и во всем и, как я считаю, «вывел в люди». В то время он заведовал кафедрой Общей химии и экологии КАИ и помог мне вернуться в эту область деятельности. Работа со студентами меня так увлекла, что году в 2009-м я полностью перешла в КАИ и с тех пор здесь работаю. Александр Николаевич и нобелевский лауреат Ричард Фейнман стали моими «иконами стиля» в преподавании химии, мои студенты это знают (улыбается). Да, совмещать работу (работы!) с воспитанием детей непросто, и только колоссальная поддержка моей семьи, мужа и родителей позволили мне заниматься любимым делом.

В 2013 году я стала заместителем директора ИАЭП по профориентационой работе, работа со школьниками - будущими абитуриентами мне тоже очень понравилась. Тогда в моей жизни открылась совершенно новая страница.

 

 

- Поделки из стекла - это логичный результат научной деятельности любого, кто работает со стеклом, или это лично Ваше желание выразить себя творчески?

- Нет, конечно. Логичным результатом научной деятельности являются рейтинговые статьи, высокий индекс Хирша, докторская степень и т.д. (улыбается). А поделки из стекла – это, я бы сказала, как раз алогичный результат моей научной деятельности. Точнее наоборот, мое желание выразить себя творчески через стекло впоследствии оказало влияние на область научных интересов. Стекло – это очень интересный материал, поистине неисчерпаемый, как с точки зрения художества, так и науки. Ведь стандартная зависимость «состав-свойства» оказывает непосредственное влияние на возможность использования того или иного сорта стекла в поставленных целях и, кстати, оказывается ключевой, например, при выборе метода утилизации стеклянных отходов. Здесь много хитростей и загадок, некоторые из которых мы сейчас разрабатываем.

- С какими проблемами Вы сталкиваетесь в процессе работы?

- Как ни странно, художественное стекло и изделия из него не очень знакомы большинству соотечественников, лишь у некоторых на слуху муранское и чешское стекло. На самом деле, великолепные мастера фьюзинга творят в самых разных странах мира, в своем «Инстаграме» я подписана на мастеров из Японии, США, Германии, Великобритании, Италии и других стран. В России тоже есть хорошие мастера, но их мало. Мы друг друга знаем поименно и с большим интересом следим за творческими успехами, делимся новостями. В Казани «стекольщики» есть, но больше тех, кто работает в технике Тиффани (это когда кусочки стекла по краям оборачиваются медной фольгой и соединяются между собой пайкой), собственно «фьюзеров» очень мало. Это с одной стороны.

С другой – фьюзинг это дорогостоящая технология, изделия получаются недешевыми, и широкого спроса на них нет. Один квадратный метр фьюзингового стекла стоит от 8000 рублей, есть сорта стекла за 30 000 руб/кв.м. Нужны мастерская для установки печи, сама печь, специальные инструменты, вспомогательные материалы, упаковка. Чтобы все это окупать, нужны хорошие заказы, с которыми, к сожалению, всегда трудно, особенно сейчас. Поскольку мне всегда было жаль выбрасывать обрезки, остающиеся от создания крупных работ – дорогие же! – я стала делать «мелочевку» – украшения и сувенирную продукцию: кулоны, кольца, серьги, браслеты, магниты, брелоки и др. Особенно люблю создавать изделия с татарским орнаментом. Эти небольшие изделия как будто более востребованы, да и мне самой интересно этим заниматься.

Мало кто обращает внимание на то, что стекло – не просто прекрасный, используемый в самых разных областях, но и неразлагаемый в условиях окружающей среды материал. Утилизация стеклянных отходов – отдельная тема, о которой можно говорить долго, отмечу только, что это не так просто, как кажется. В настоящее время назрела жизненная необходимость принятия самых решительных мер для сбора и утилизации хотя бы бывшей в употреблении стеклянной тары – банок, бутылок, которых производится и завозится в РФ порядка 1,5 миллиарда (!) штук в год. Конечно, они менее опасны для природы, чем пластиковые бутылки, но только за счет инертности материала – стекло при воздействии влаги подвергается, хотя и очень медленно, химической коррозии и защелачивает свое окружение сотни лет. Смешные сплющенные стеклянные бутылки в виде арт-объектов или креативных тарелок являются напоминанием об ответственности человека за экологичность пространства, в котором он живет.

- Заметили ли Вы тенденцию на увеличение популярности поделок ручной работы? Если да, то почему так, по вашему мнению, произошло?

- Есть некоторое увеличение интереса, возможно связанное с тем, что Казань становится все более туристически привлекательным городом. Правда, к сожалению, наибольшим спросом пользуются недорогие сувениры массового производства, преимущественно иностранного, а ручная работа по определению не может быть дешевой и поэтому с реализацией есть проблемы.

 

 

- Как университет помогает Вам в реализации задумок?

- С 2011 года я приобрела некоторую известность: меня стали показывать по телевизору, брать интервью и факт моей работы в КАИ всегда вызывал удивление. Возник синергетический эффект: говорили «это доцент из КАИ, которая работает со стеклом», или «это мастер по стеклу, которая работает в КАИ». И, как мне кажется сейчас, объединение этих двух ипостасей было неизбежно. С самого начала я планировала не просто работать со стеклом сама, но и проводить мастер-классы и экскурсии, знакомить гостей с этим видом творчества, рассказывать о стекле, истории его создания, делиться секретами мастерства. Наш ректор Альберт Харисович Гильмутдинов, директор ИАЭП Андрей Валентинович Ференец, Ученый Совет КНИТУ-КАИ поддержали мое предложение о сотрудничестве, и теперь в КАИ работает научно-технологический центр «Переработка стекла», и в настоящее время сплелась «косичка» из трех составляющих: наука, педагогика, профориентация, а красной нитью через все это проходит тема экологии.

Многие гости КАИ, в том числе зарубежные, после посещения мастерской увозят с собой небольшие тематические подарки, и, надеюсь, вспоминают КАИ добрым словом, в том числе с моей помощью. Поэтому мне кажется, я полезна университету и как художник.


Автор:
Управление по связям с общественностью