«Человек живет один раз. Но сколько раз он начинает жизнь сначала?»

11.11.2019

Третья лекция ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова состоялась в прошлую пятницу.

8 ноября в зале «Туполев» прошла третья лекция курса ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова «Уроки лидерства. Курс  личностного развития». Публикуем конспект лекции.

***

ЧАСТЬ 1. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Почему нужен английский язык?

1. Английский язык нужен, потому что мир стал глобальным, и сейчас английский язык в мире играет такую же роль, как русский язык в нашем многонациональном государстве.

2. Подавляющая часть информации по выбранной вами специальности будет только на английском языке. Без знания английского у вас над головой находится железобетонный потолок. Английский – основа вашей профессиональной конкурентоспособности.

3. Хорошее знание английского – требование    практически всех работодателей.

Несмотря на то, что английский изучается 10 лет в школе и 2 года в университете, знания остаются на низком уровне. Это происходит по нескольким причинам:

1) Низкая мотивация.

Вся ваша жизнь – то, что вы делаете или не делаете – определяется вашими установками. Установку «мне это не надо» (реплика из зала), можно поменять, если объяснить грамотно, для чего английский будет нужен в будущем.

2) Формализм: «Сдать топик, зачет».

Английский не нужен «для галочки» - как и любой живой язык, он нужен лично для вас, для вашего личностного и профессионального роста.

NB. Никогда времени на изучение английского будет больше, чем сейчас!

3) Изученный материал не применяется.

То, что вы выучили на 1-2 курсе, должно использоваться в вашей работе. Пример: написание научных статей.

4) Стеснение «плохого» английского.

Каждый в самом начале изучения языка плохо говорил на английском. Только практика поможет наращивать темпы освоения языка.

Исследования показывают, что 90% практически любого текста состоит из  всего 3000 наиболее употребляемых слов; 5000 слов составляют 94% текста. Остальные слова можно понять из контекста. Но эти 3000 слов нужно знать досконально и уметь употреблять их в речи.

 

 

Что значит хорошо знать английский?

- Уметь говорить

- Понимать говорящего

- Уметь читать

- Уметь писать.

Техника уверенного освоения английского языка.

Основа основ – систематическая работа в группе с преподавателем + работающий способ изучения любого языка – «метод Шлимана» (Генри Шлиман - немецкий предприниматель и археолог-самоучка. 140 лет назад Шлиман открыл древнюю Трою и нашел знаменитый «клад Приама». Искатель сокровищ стал одним из основателей современной археологии - прим.).

Суть: Шлиман заучивал наизусть большие объемы текстового материала: брал одну-две страницы художественной книги, читал, пытался их устно воспроизвести, по ходу корректируя себя и пытаясь заново. Иногда он менял подход: прочитав текст, просто записывал его по памяти, затем повторял этот процесс. Очень скоро память Шлимана начала улучшаться: он уже мог зараз воспроизвести половину страницы текста близко к оригиналу, а после повторения – почти дословно. Вскоре он смог полностью воспроизводить книги целиком по памяти. Также  Шлиман старался слушать иноязычную речь, где только возможно. Кроме того, Шлиман часто писал сочинения на свободную тему и давал эти сочинения на проверку носителю языка. Исправленный текст он опять же заучивал наизусть.

Сейчас, при наличии аудиоверсий книг, мы можем улучшить метод Шлимана.

Алгоритм: заучиваем кусок текста на русском – находим аудиофайл на английском – по дороге прослушиваем кусок текста на английском, аналогичный тому, который был заучен на русском – позже воспроизводим аудиофрагмент повторно, повторяя текст за диктором.

Также можно смотреть фильмы на английском.

При этом развиваются три компетенции: «понимание на слухговорениечтение».

Но важно также развивать компетенцию «письмо».

Авторский метод отрабатывания навыков письма «Метод обратного перевода»:

1. Найдите качественный текст на английском по вашей теме

2. Переводим (письменно!) дословно на русский язык

3. На неделю «забываем»

4. Через неделю переводим обратно (письменно!) на английский 

(не подглядывая!)

5. Берете исходный текст и проверяете ваш текст на английском  с красной ручкой. Не пугайтесь количества ошибок!

6. Через неделю снова (письменно!) переводим на английский

7. Снова сравниваем с оригиналом

8. За 3-4 итерации вы научитесь свободно писать на английском (» за 2-3 месяца интенсивной практики).

Дополнительные советы по изучению языка:

3) Объединяться в группы (внедрять язык в повседневную жизнь)

4) English-среда (слушать песни, смотреть видео, читать книги и т.д.)

5) Учить слова с контекстом

6) Ходовые выражения

7) Карточки со словами/оборотами или смартфон – чтобы материал для изучения всегда был под рукой

8) Время, которое вы тратите в ожидании чего-либо, тратить на изучение слов.

Лайфхак:  выбрать одно и то же время, когда вы занимаетесь языком, но каждый день.

***

ЧАСТЬ 2. Управление временем.

Физики доказали, что наше пространство и время – это единое целое.

ВРЕМЯ - это ресурс, необходимый для выполнения ЛЮБЫХ дел.

Это самый универсальный ресурс и единственный ресурс, который ФУНДАМЕНТАЛЬНО необратим. Если Вы потеряли время, вы его потеряли окончательно и навсегда.

Подлинный смысл в управлении временем в том, чтобы уметь управлять своей жизнью.

Наука тайм-менеджмента о том, как эффективно управлять собой, как организовать себя, чтобы жизнь была максимально результативной.

По исследованиям, средний офисный работник отвлекается каждые 2-3 минуты: ответить на звонок, проверить почту и т.д. Также отмечено, что если человек отвлекается на 30 секунд, то теряется 10-15 минут рабочего времени.

 

 

Есть два уровня эффективного взаимоотношения человека со временем: глубинный (ментальный) и технический (приемы для повышения эффективности своей жизни). Если есть понимание глубинного уровня, тогда вы точно сможете эффективно использовать техники.

Глубинный уровень состоит из:

а) понимания необратимости и неповторимости времени: время сегодня – это ваши удачи или неудачи завтра, в зависимости от того, на что это время будет потрачено; с точки зрения личностного роста, минута вашей жизни в 18 лет будет стоить двух-трех часов потом.

б) адекватно высокой самооценки: нужно быть уверенным в своих силах, чтобы результат был достигнут; то, как вы расходуете свое время, в значительной степени определяется принципами, по которым вы живете.

Техники: управления временем.

 В мире созданы десятки систем управления временем. Все они, в той или иной мере, сводятся к следующим трем блокам: Цели, Планирование, Эффективность.
            1. Цели.

Если нет четкой и ясной цели, зачем управлять временем? Крайне важно, чтобы эта цель была ВАШЕЙ, а не навязанной вам родителями или учителями. Если цель не истинно ваша, то вы не преодолеете барьеры на пути к ее достижению. 

Задача: кратно повысить эффективность использования времени.  С чего начать? Какие техники использовать, чтобы максимально быстро продвигаться на этом пути? Нужно понять – а на что я расходую время в настоящий момент?

Прием – дневник времени.

Суть: письменно фиксируем в течение одной недели (Понедельник - Воскресенье) начало любого действия, с точностью до 5 минут.

Пример: 7.11.2019

5.00 - подъем, умывание, стакан воды, завариваю кофе, взвешиваюсь
5.15 - подготовка лекции «Уроки лидерства»
6.00 - разминка
6.10 - подготовка лекции
7.10 - сборы на утреннюю пробежку
7.15 - пробежка, зарядка
и так далее, до времени отбоя.

Воскресенье – АНАЛИЗ затрат времени по видам активности -

 подготовка к занятиям - ……часов,

дорога                                -…….часов,

просмотр ТВ, соц. сети    -……..часов.
- и внесение коррективов в график
                       

  2. Планирование.

Вопрос: как максимально эффективно организовать свое «полезное» время?
Шаг №1 – планирование, или разложение ваших целей до конкретных шагов завтра.  Например, ваша цель – стать выдающимся инженером. Планирование – это то, что вы делаете для достижения цели. Я бегаю по утрам, потому что для того, чтобы стать хорошим инженером, нужно много работать, а чтобы много работать, нужно быть здоровым.

График дел с точки зрения управления временем:

Закон Парето (80-20): как применяется к управлению временем?

20% ваших усилий обеспечивают 80% достигаемых результатов!

Суть: в перечне ваших дел есть небольшое ядро, определяющее практически весь результат.

Вопрос: сколько времени нужно времени отводить на каждое дело?

Закон Паркинсона: любая работа занимает все отведенное на нее время. На любое дело необходимо выделять МИНИМАЛЬНО необходимое время + 10% на непредвиденные обстоятельства.

Главная задача курса – чтобы то, о чем мы говорим, определяло 85% вашего жизненного успеха.

            3. Эффективность.

Эффективность - это максимальное количество дел, сделанных с наивысшим качеством за  минимальное время. Основа основ эффективности – самодисциплина.

Люди любят откладывать свои дела. Для этого есть термин «прокрастинация». Прокрастинация  злейший враг эффективности. Способ ее преодолеть – просто стиснуть зубы и делать. Но есть нюансы.

 

Советы, как преодолеть свою лень и как побороть прокрастинацию – в следующей лекции, которая состоится 15 ноября в зале «Туполев» (8-е здание КНИТУ-КАИ, ЧЕтаева 18 а).


Автор:
Пресс-служба КНИТУ-КАИ