Внедрение онлайн-обучения в вузе: модели, проблемы, решения

18.02.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Внедрение онлайн-обучения – очередной этап развития электронного обучения в КНИТУ-КАИ, закономерно следующий за этапом веб-поддержки очного обучения. Создание организационной, финансовой, материально-технической, нормативно-правовой и кадровой основы онлайн-обучения – непростая задача, требующая комплексного подхода с участием различных структурных подразделений университета. В этом отношении очень ценным может оказаться опыт передовых вузов, в частности, опыт, которым поделились участники «Зимней школы преподавателя ООО «Юрайт-Академия»», состоявшейся (в очередной раз) в феврале 2020 года.

Среди докладов, сделанных в рамках «Зимней школы», особого внимания, на наш взгляд, заслуживает вебинар «Внедрение онлайн-обучения в вузе: модели, проблемы, пути решения» (спикер С.В. Калмыкова, Центр открытого образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого).

Почему именно СПб «Политех»?

Во-первых, в Санкт-Петербургском политехническом университете внедрение электронного обучения началось намного раньше, чем в КНИТУ-КАИ, соответственно, они раньше «созрели» для перехода к онлайн-обучению.

Второе – в СПб «Политехе» отработан механизм создания онлайн-курсов, в том числе массовых открытых онлайн-курсов (МООК). На данный момент в вузе создано 86 онлайн-курсов. Некоторые из них (имеющие формат МООК) опубликованы на самых популярных онлайн-платформах, это – Национальная платформа «Открытое образование» (НПОО) (50 курсов), Coursera (11), Лекториум (1); 24 курса СПбПУ предназначены для «внутреннего использования» – они размещены на собственной онлайн-платформе университета.

В-третьих, в «Политехническом» хорошо разработана локальная нормативная база, которая позволяет создавать онлайн-курсы разных категорий и внедрять их в учебный процесс. Важно, что все документы СПбПУ находятся в открытом доступе.

И наконец, коллеги из СПб «Политеха» охотно делятся своим опытом электронного обучения, участвуя в различных конференциях и вебинарах. Надеемся, этот опыт окажется полезным и для КНИТУ-КАИ – он поможет сократить затраты времени на разработку собственной нормативной базы и создать алгоритм производства онлайн-курсов и внедрения их в учебный процесс.

С чего началось внедрение онлайн-обучения в СПбПУ? Какая модель обучения используется в настоящее время?

Коллеги из «Политеха» начали с того, что (несколько лет тому назад) изучили мнение преподавателей по поводу целесообразности перевода в онлайн той или иной части учебной нагрузки по преподаваемым ими дисциплинам. Выяснилось, что такая потребность возникла, в первую очередь, для лекционной части потоковых гуманитарных дисциплин (это – теория физической культуры, история, философия, социология, безопасность жизнедеятельности и другие). Студенты также выразили желание и готовность заниматься на онлайн-курсах, вместо того, чтобы посещать потоковые лекции. Сегодня при поступлении в университет абитуриенты «Политеха» дают письменное согласие на перенос лекционной нагрузки в онлайн (оно хранится в их личных делах на протяжении всего периода обучения). В то же время, практические, семинарские и лабораторные занятия по-прежнему ведутся очно. То есть можно говорить о том, что онлайн-обучение в Санкт-Петербургском Политехническом университете применяется, в основном, в рамках модели смешанного обучения.

Естественно, смешанная модель предполагает реструктуризацию труда преподавателя. Очная, так называемая «горловая» нагрузка заменяется работой по созданию и сопровождению онлайн-курсов. Безусловно, речь не идёт ни о сокращении штатов ППС, ни о снижении зарплаты преподавателей – об этом будет сказано чуть позже.

Потребовал ли переход к смешанной модели создания в вузе определённых условий?

Безусловно. Для этого, как было сказано в выступлении С.В. Калмыковой, потребовался целый комплекс условий: методических,  нормативно-правовых, организационных, финансовых. Следующим шагом (после определения потребностей в переходе к смешанной модели обучения) в СПбПУ стала разработка локальной нормативной базы онлайн-обучения, где были закреплены механизмы внедрения и порядок реализации онлайн-обучения при реализации программ высшего образования.  

В СпбПУ (стр. 35) используют следующие категории электронных образовательных ресурсов:

– онлайн-курсы – как формата МООК, так и «внутрикампусные» (англ.: SPOC, Small Private Online Courses);

– курсы для организации и контроля самостоятельной работы студентов (в КНИТУ-КАИ для этой категории используется термин «электронные курсы для веб-поддержки обучения»);

– курсы для проведения промежуточного и итогового контроля;

– неструктурированные электронные образовательные ресурсы (используемые в качестве дополнительных учебных материалов).

Как показывает опыт СПбПУ, при онлайн-обучении очень важно, чтобы были регламентированы все процессы: расчёт нагрузки, расписание, график обучения, мониторинг учебного процесса, информирование студентов и прочее.

В «Политехническом» используют не только собственные, но и сторонние онлайн-курсы. Таким образом, образовательный процесс обеспечивается в «Политехе» за счёт

1) МООК, разработанных в СПбПУ, и опубликованных на МООК-платформах;

2) сторонних МООК;

3) онлайн-курсов (как МООК, так и SPOC), разработанных в СПбПУ и размещённых на собственных серверах университета.

В качестве системы управления обучением в университете используется LMS MOODLE. Единой точкой доступа ко всем электронным образовательным ресурсам СПбПУ служит Портал «Открытого Политеха».

Правовые отношения с известными поставщиками МООК устанавливаются в рамках сетевого взаимодействия на основе некоторых типовых документов (см., например, Публичную оферту СПбПУ на Национальной платформе открытого образования). Отношения с другими вузами по поводу обучения «своих» студентов установить сложнее. В «Политехе» найдены для этого некоторые решения – в частности, разработаны трудовые договоры со «сторонними» авторами онлайн-курсов, обучение на которых целиком заменяет очные занятия по той или иной дисциплине в СПбПУ.

Важный момент: обучение на МООК-платформах не бесплатное. Так, например,

– на НПОО стоимость 1-го сертификата составляет 1 800 р. для физических лиц и 1 000 р. – для юридических;

– на Coursera стоимость 1-го сертификата для физических лиц равна € 25 – 30 (1 800 – 2 500 р.).

         Таким образом, по расчётам коллег из СПбПУ, стоимость одной зачётной единицы (з.е.) для одного обучающегося на «стороннем» МООК составляет в среднем 2 300 р. Четыре года обучения по программе бакалавриата – это 240 з.е… Арифметика проста… Поэтому в Политехе ставка делается на разработку собственных онлайн-курсов.

Примечательно, что, несмотря на большое количество МООК СПбПУ, опубликованных на онлайн-площадках, прибыли, как утверждает докладчик, они не приносят. МООК выполняют две основные функции:

– это имиджевая роль: МООК – это «лицо» вуза, средство его популяризации, привлечения абитуриентов, повышения рейтинга;

– это средство повысить эффективность обучения за счёт предоставления студентам возможности учиться по удобному для них графику, имея полный доступ к учебным материалам в режиме 24х7, и за счёт освобождения преподавателей от рутинной, нетворческой работы, за счёт реструктуризации труда преподавателя в пользу работы методической, работы по созданию и сопровождению онлайн-курсов.

Сопровождение онлайн-курса – это работа в форумах?

Далеко не только. Сопровождение обучающихся на онлайн-курсах предполагает индивидуализацию их образовательных траекторий. Если речь идёт об онлайн-поддержке лекционной части дисциплины, то очень важно согласовать её содержание и результаты обучения с тем, что изучается очно, на практических и лабораторных занятиях. Работа студентов с онлайн-курсом не должна сводиться к просмотру видеолекций и чтению текста, после каждой лекции студент должен выполнить задания и пройти тест. Следовательно, необходим мониторинг активности и успеваемости обучаемых. Решение этой непростой задачи требует привлечения современного математического аппарата анализа больших данных и разработки специального программного обеспечения. С этой целью в «Политехническом» были разработаны дополнительные сервисы для «движка» LMS MOODLE и создан сервис для отслеживания активности обучаемых на НПОО. Назначение этих сервисов – выработка рекомендаций для преподавателей, сопровождающих обучение студентов на МООК.

Важно также, чтобы преподаватели–тьюторы (на онлайн-курсе) постоянно взаимодействовали с преподавателями–практиками. Это необходимо, чтобы исключить дублирование учебного материала и обеспечить теоретическую подготовку студентов для выполнения ими практических заданий и лабораторных работ.

Формат публикации не позволяет остановиться на анализе опыта внедрения СПбПУ более подробно. Однако мы считаем, что изучение этого опыта важен для КНИТУ-КАИ, так как это поможет ускорить процесс внедрения онлайн-обучения в нашем вузе.

Уважаемые коллеги!

Нас интересует ваше мнение:

– считаете ли Вы, что опыт Санкт-Петербургского Политехнического университета может быть интересен для внедрения онлайн-обучения в КНИТУ-КАИ (и потому заслуживает более пристального изучения)?

– какие из рассмотренных выше вариантов онлайн-обучения Вы считаете наиболее приемлемыми для нашего университета?

– хотите ли Вы использовать онлайн-обучение в своей преподавательской деятельности и какие условия Вам для этого необходимы (например, обучение, консультационная поддержка и т.д.)

Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

– электронную почту: bergamo@inbox.ru, oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

 

Ждём Ваших вопросов и предложений.

 

Источники:

1. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги учебного года // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 28.06.2019.

2. Новости от НТБ им. Н.Г. Четаева // Материалы от 05.02.2020.

3. Локальные нормативные акты // Раздел сайта Центра открытого образования Санкт-Петербургского Политехнического университета.

4. Положение об организации и использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования // СПбПУ, 2018.

5. Электронный информационно-образовательный проект «Открытый Политех».

6. Публичная оферта (предложение) об оказании информационных услуг по онлайн-курсам // Национальная платформа открытого образования

7. Перечень онлайн-курсов СПбПУ для включения в учебный процесс (2019/2020 учебный год).