Обеспечение веб-поддержки обучения – по-прежнему актуальная задача

02.03.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

В предыдущем материале рубрики речь шла о внедрении онлайн-обучения как очередном этапе развития электронного обучения в КНИТУ-КАИ и о проблемах, возникающих на этом этапе. Однако выход на новый уровень электронного обучения не означает, что веб-поддержка обучения уже не актуальна. Напротив, сейчас появляются возможности для обеспечения ещё более качественной веб-поддержки учебного процесса, способствующей повышению его эффективности.

Напомним, что понимается под веб-поддержкой обучения…

Поскольку терминология в области электронного обучения ещё не устоялась окончательно, вузы пользуются определениями, зафиксированными в их локальной нормативной базе. В КНИТУ-КАИ, как и в ряде других вузов, под веб-поддержкой понимается такая модель электронного обучения, при которой до 30% учебной нагрузки переносится в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС). Это относится, в основном, к обеспечению самостоятельной работы студентов и потому не требует изменения локальной нормативной базы университета.

В КНИТУ-КАИ веб-поддержка обучения обеспечивается за счёт электронных курсов, разработанных преподавателями вуза в LMS Blackboard.

Нужна ли веб-поддержка очного обучения в условиях внедрения обучения онлайн?

Это очень распространённый вопрос. Онлайн-обучение предполагает либо смешанную модель (когда в ЭИОС переносится от 30 до 80% учебной нагрузки), либо дистанционное обучение (когда объём учебной нагрузки, переносимой в ЭИОС, составляет от 80 до 100%). Внедрение онлайн-обучения требует решения целого ряда задач:

– разработку соответствующей локальной нормативной базы;

– разработку онлайн-курсов (или заключение договоров с правообладателями массовых открытых онлайн-курсов);

– обучение ППС, организацию методологической поддержки пользователей;

– создание технологических и организационных условий онлайн-обучения.

Понятно, что решение этих задач возможно лишь с участием различных структур университета, кроме того, для этого требуется определённое время. С другой стороны, не все дисциплины имеет смысл преподавать онлайн. Поэтому веб-поддержка обучения не теряет актуальности, причём очень важно, чтобы веб-поддержка была качественной – это касается не только контента электронных курсов, но и организации учебного процесса.

Как обеспечивается качество веб-поддержки учебного процесса в КНИТУ-КАИ?

Гарантией качества электронных курсов в Blackboard является их экспертиза. Наличие положительного экспертного заключения является необходимым условием включения курса в Каталог электронных курсов КНИТУ-КАИ.

Напомним, что экспертиза проводится в два этапа: первый этап (контентная экспертиза) проводится на кафедре, где работает автор курса, второй (методологическая экспертиза) – в Отделе электронных технологий в образовании (ОЭТвО) КНИТУ-КАИ. Важно, что второй этап экспертизы – это не просто своеобразный «фильтр», но обучение авторов методологии разработки электронных курсов. Эксперт ОЭТвО индивидуально работает с каждым преподавателем. При выявлении недостатков автору электронного курса по электронной почте отправляется ссылка на специально для него записанный скринкаст (видео-консультация) с рекомендациями по устранению замечаний, а также полный пакет необходимых материалов.

Подробную информацию о процедуре экспертизы электронных курсов КНИТУ-КАИ можно найти в здесь и здесь.

Что характерно, авторы, получившие положительное экспертное заключение по одному из своих курсов, в большинстве случаев в скором времени представляет к экспертизе ещё несколько курсов, причём эти курсы, как правило, уже сразу отвечают всем требованиям, предъявляемым к электронным курсам в КНИТУ-КАИ. Некоторыми авторами разработано и успешно внедрено в учебный процесс по 5 и более курсов. Хотим только напомнить преподавателям, что курсы не следует представлять к экспертизе «оптом» – это нужно делать последовательно: после получения положительного экспертного заключения по одному курсу, представлять другой и так далее. Как показывает опыт, курсы, присланные «пакетом», имеют одни и те же недостатки.

Нужно отметить хорошую организацию работы по созданию электронных курсов и проведении их экспертизы в филиалах КНИТУ-КАИ в Лениногорске, Набережных Челнах и Альметевске. Однако в начале весеннего семестра наблюдается некоторый спад активности учебных подразделений по представлению электронных курсов к экспертизе. В этой связи мы предлагаем ответственным за электронное обучение на кафедрах, преподавателям, руководителям учебных подразделений и всем, кому небезразличны вопросы качества обучения в КНИТУ-КАИ, принять участие в нашем Опросе.

Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

– электронную почту: bergamo@inbox.ru, oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

Ждём Ваших вопросов и предложений!

 

Источники:

1. Внедрение онлайн-обучения в вузе: модели, проблемы, решения // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.02.2020.

2. Каталог электронных курсов КНИУ-КАИ.

3. Качественная веб-поддержка обучения – задача высокой важности // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 05.04.2019.

4. Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.10.2017.