«Здесь для меня сделали очень много, я не хотел оставаться в долгу»

11.03.2020

Интервью с профессором кафедры общей физики КНИТУ-КАИ, доктором технических наук Гали Даутовым.

КНИТУ-КАИ гордится своими выпускниками. Особое место среди них занимают те, кто продолжил свой путь и добился определенных успехов в альма-матер.

Даутов Гали Юнусович – один из таких выпускников. Его также отличают значимые достижения в научной и образовательной сферах. Гали Юнусович – профессор кафедры общей физики КНИТУ-КАИ, доктор технических наук, член-корреспондент АН РТ, заслуженный деятель науки и техники РФ и РТ. Им опубликовано 282 научных труда, в том числе четыре монографии, два учебника и два учебных пособия.

Окончив с отличием КАИ в 1955 году, решил связать свою жизнь с вузом и прожил с ним самые разные этапы становления и развития. В честь 88-летия КАИ мы побеседовали не просто с выпускником и выдающимся ученым, а еще и с ровесником университета: на сегодняшний день Гали Юнусовичу 88 лет.

 

Гали Юнусович в процессе беседы показывает архивные фотографии.

- Вот, взгляните на снимок. Здесь вы некоторых, наверное, знаете: Минтимер Шарипович Шаймиев, бывший ректор Геннадий Лукич, первый президент Академии Наук, завкафедрой Юнусов. Здесь и самые крупные ученые того времени. И я вот здесь (показывает на себя на фото).

- Они Ваше изобретение смотрят?

- Да, это вот наш плазматрон, который позволяет нагревать газ до температуры примерно 10 000-100 000 градусов.

Профессор Даутов известен как основоположник нового для Татарстана 70-х годов научного направления по получению и применению низкотемпературной плазмы. Ученый имеет 46 патентов и авторских свидетельств на изобретения.

 

 

- После университета Вы уехали из Казани и работали в Сибирском отделении АН СССР. Почему же все-таки обратно вернулись в КАИ?

- Да, я там работал, там защитил диссертацию. После этого вернулся в родной КАИ, потому что здесь для меня сделали очень много, я не хотел оставаться в долгу. На кафедре физики до моего приезда не было ни одной научной разработки, ни одной темы научно-исследовательской работы. Поэтому я сразу взялся за научное направление, подготовил более 50 кандидатов наук, после чего еще десяток.

- А в каком году Вы вернулись обратно в Казань?

- В 1969. 1-го июня прошлого года исполнилось 50 лет после моего приезда сюда. Меня даже наградили Почетным знаком «50 лет в КАИ».

- А родились Вы в Казани?

- Нет, в Лениногорском районе, в деревне Мукмин-Каратай (Малые Каратаи).

- Почему решили учиться в Казани, в КАИ?

- Я увидел, как самолеты летают, захотелось разобраться в этом (смеется).

 

 

- У Вас такой богатый опыт: столько изобретений, патентов, монографий. Не было никогда желания уйти «с таким багажом» работать в другое место?

- Нет-нет! Здесь, в КАИ, я получил основное образование, выбрал для себя интересную тему, которой по сей день занимаюсь. Моя тема близка как раз к вопросам инженерии, которыми занимается вуз. Все самолеты, которые очень-очень быстро летают, ракеты и все прочее – они ведь связаны с плазмой. И мы создавали установки для испытания самолетов с очень большими скоростями, условий для полета космических кораблей и т.д.

- Кого Вы можете выделить за период своих студенческих лет? Кому Вы благодарны?

- Декана Порхоменко, профессора Нужина. Нужин предлагал мне остаться в аспирантуре и перед моим выпуском умер. Может быть, я и здесь остался бы, но из-за его скоропостижного ухода уехал. Еще – бывшего ректора Нигматуллина – замечательный был человек.

- Вы были усердным студентом, отличником, да?

- Не всегда. Но преподаватели меня хвалили. Был у нас профессор Григорьев, который преподавал математику, и вот, когда я решил одну задачу, он меня назвал Ньютоном (смеется).

- Есть ли какая-нибудь личная история из студенчества, которую Вы до сих пор вспоминаете?

- Были разные случаи. Когда я поступил сюда, это были послевоенные годы: нищета, разруха. Мы ездили на речной порт разгружать цемент и другие вещи, чтобы можно было поесть и хоть чуть-чуть одеваться. Зарабатывали сами, родители жили в деревне и не могли материально помогать.

- Получается, Вы и работали в студенческие годы? Наверное, времени на самодеятельность и хобби не было?

- Я изучал разные языки: английский, который я даже немного преподавал в Новосибирске, а потом и здесь в Татарско-турецком лицее. Немецкий чуть-чуть знаю. И к тому же сюда приезжали учиться ребята из всех республик Советского Союза: узбеки, казахи и многие другие.  Эти языки тоже изучал, мог с ними разговаривать. Потом как здесь обосновались, написал много книг, в том числе и на татарском языке: «Физика» в трех томах – сборник задач на татарском языке, «Готовимся сдавать ЕГЭ» на татарском языке и другие. Когда только ввели ЕГЭ, в школах Татарстана в основном учились на татарском. Вот как они должны были сдавать? Поэтому я поехал в Москву в Министерство образования и там договорился с министром, чтобы нам разрешили сдавать ЕГЭ на татарском языке.

- Что Вы преподаете в КАИ сейчас?

- Физику. Когда молодые защитили диссертацию, я поделил нашу кафедру на две: «Общей физики» и «Технической физики». Своих докторов поставил заведующими кафедрой, а сам ушел полностью в науку и преподавание.

- Вы были еще и заведующим кафедрой?

-Да, я приехал сюда в качестве завкафедрой. Объявили конкурс на замещение вакантной должности. Договорились со мной, я сказал, что приеду. И приехал.

- Вы видели университет будучи его студентом и сотрудником. На Ваш взгляд, как он изменился за все эти годы?

- Начали развивать другие более современные направления. В наше время даже компьютеров не было. У нас, помню, была большая вычислительная машина «М-20». И вот ты ей ставишь свои задачи, она чуть-чуть поработает и выходит из строя. Ждешь минут 10 и потом снова запускают программу. И так с вечера до утра все ломается и ломается. Приходилось в основном вручную работать. Сейчас есть более современная техника: компьютеры, телефоны – они помогают.

- А как поменялись студенты?

- Студентам раньше жилось не так просто, нужно было подрабатывать. Но все же цены были другие. Помню, придешь в столовую КАИ, берешь борщ с каким-нибудь мясом, котлету с пюре, стакан чая, хлеб. И это стоило 30 коп. А сейчас что на эти деньги купишь? Ничего! Сейчас даже проезд дороже стал. Мне кажется, тяжелее студентам стало в этом плане. Поэтому многие из них усиленно работают. Им, конечно, уже некогда учиться. Но есть и те, кто все хватают, учат, разбираются.

 

 

- Поговорим о личном. У Вас большая семья?

- У меня двое детей: сын и дочь, внуки. Сын, кстати, тоже учился в КАИ.

- А чем занимаетесь в свободное время?

- А у меня его нет. Иногда даже забываю поужинать. Сейчас готовлю статью для конференции.

- Гали Юнусович, что пожелаете родному КАИ в день рождения?

- Желаю успехов, несмотря на трудности. Надо учиться и работать до победного конца!


Автор:
Алина Салихова, пресс-служба КНИТУ-КАИ