Как меняется жизнь университетов в период пандемии

29.06.2020

25 июня в рамках VII Летней школы преподавателя прошла панельная дискуссия ректоров и проректоров вузов.

25 июня в рамках VII Летней школы преподавателя состоялась прошла панельная дискуссия ректоров и проректоров вузов на тему «Трансформация высшего образования в условиях пандемии — от шока к цифровой педагогике». В мероприятии принял участие Алексей Лопатин, проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе КНИТУ-КАИ. В ходе дискуссии эксперты выясняли, какие важные изменения произошли в университетах за последние три месяца, с какими вызовами столкнулись руководители учебных заведений и каким они видят ближайшее будущее в образовании.

Алексей Лопатина считает, что преподаватели должны идти в ногу с технологическим укладом, предлагать потребителям то, что нужно им.Также эксперт отметил важную роль практического образования: «Когда мы говорим, как важна практика, все кивают “да-да-да”, но к этому наша система образования не перестроилась за последнее десятилетие. Во многих университетах практика является рудиментом, который все время хотят отрезать. Но именно практика должна формировать компетенции».

На выступление позитивно отреагировали другие участники дискуссии.

Как отразится пандемия на сфере образования?  

«Мы справились с переходом в дистант, но прекрасно понимаем, что онлайн-обучение не должно стать заменой традиционному образованию», — высказал свое мнение Павел Селезнев, председатель Совета молодых ученых Финансового университета при Правительстве РФ. Его поддержал Денис Фомин-Нилов, ректор ГАУГН: «В университетах, где формируется академическая культура, мы не сможем полностью уйти в онлайн. В университетах важно общение с преподавателем, возможность получить совет наставника». Алексей Малеев, проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ, добавил: «Невозможно полноценно заменить традиционное образование дистанционным. Нам важно общение, важно и физическое движение. Изоляция не заложена в нашу физиологию». Александр Фадеев, кандидат технических наук, проректор по цифровизации,директор центра цифровых образовательных технологий Томского политехнического университета, рассказал о том, что онлайн-курсы — это дополнительная нагрузка как на преподавателей, так и на студентов. Александра Кузьмина, директор центра развития онлайн-обучения Уральского федерального университета, напомнила, что период пандемии нужно воспринимать как эксперимент для студентов и преподавателей.

Новая миссия университета

Ольга Назайкинская, директор Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО, затронула глобальный вопрос образования, она спросила коллег: «Какова роль современного университета?». А Сергей Гончаров, проректор по образовательной деятельности Чеченского государственного педагогического университета, предложил в первую очередь определиться с тем, чего мы хотим от высшего образования. Эксперты сошлись во мнении, что университеты — это место академической культуры и ауры общения. Участники дискуссии считают, что вопрос об определении новой миссии университетов нужно обсуждать шире.

Путь студента — от университета к работодателю

Важной темой обсуждения стал вопрос взаимодействия вузов, студентов и рынка вакансий. «Работодатель все время говорит, что мы подготовили не того студента, но кто нам сформулирует данные требования? У каждого работодателя они почему-то отличаются», — высказала мнение Ольга Петрова, проректор по учебной работе Университета Лобачевского. «В человека, который приходит после вуза, работодатели вынуждены дополнительно вкладываться от полугода до пяти лет», — встала на сторону работодателя Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций. Нам здесь видится возможность для продуктивного партнерства: бизнес и университеты учатся слышать и поддерживать друг друга.

Техника и технологии 

Участники дискуссии отметили техническое обеспечение как одну из главных проблем дистанционного образования: «У 10 % студентов не было техники для удаленного обучения, но часть вузов решила эту проблему управленчески, а часть не справилась оперативно», — подтвердил Александр Клягин, ведущий эксперт проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭСергей Бузычкин, руководитель Проектного офиса по цифровизации и информационной политике Астраханского государственного университета, считает, что пандемия благотворно повлияла на взаимодействие студентов с гаджетами: «Студенты всех специальностей взялись за гаджеты как за средство получения не только развлекательной, но и учебной информации». 

Наталия Молоткова, первый проректор Тамбовского государственного технического университета, пришла к выводу, что дистанционное образование подходит гуманитарным дисциплинам, а лабораторные эксперименты для технических наук в онлайне проводить трудно.

Модератор дискуссии и основатель «Е-проф» Александр Молчанов подытожил беседу словами: «Онлайн — это не страшно». Генеральный директор Образовательной платформы «Юрайт» Надя Рыбкина обозначила перспективы: именно во время пандемии образование стало резонансной общественной проблемой, поэтому большие перемены нас ждут впереди.

Панельная дискуссия прошла в рамках VII Летней школы преподавателя Образовательной платформы «Юрайт». Полный материал войдет в состав онлайн-курсов «Юрайт.Академии». Видеозапись доступна по ссылке.


Автор:
Пресс-служба образовательной платформы Юрайт