Опыт вузов в пандемию

28.07.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Сегодня мы сделаем краткий обзор опыта Томского государственного университета (далее ТГУ) и зарубежных вузов в период пандемии

Напомним, что в рамках исполнения Приказов Министерства науки и высшего образования РФ по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения короновирусной инфекции на территории России КНИТУ-КАИ перешел на обучение с использованием ЭИОС. Наши преподаватели накопили опыт работы с использованием дистанционных образовательных технологий, который очень пригодился всем в прошедшем семестре. 

Уважаемые коллеги, опыт ТГУ по смешанному обучению в условиях дистанта изложен в Материалах Летней школы «СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНТА», прошедшей с 22 июня по 3 июля.

Внимание! Материалы Летней школы ТГУ по смешанному обучению доступны для всех! Они  добавлены в отдельный курс и для получения материалов достаточно перейти по ссылке и нажать “Зайти гостем”.

В этом курса рассмотрены вопросы: как проектировать смешанное обучение, выстраивать систему управления обучением, приёмы вовлечения и удержания студентов, как реализовывать синхронное и асинхронное обучение, как проектировать взаимное обучение и другое.

Для простоты использования мы приводим перечень материалов со ссылками. Аналитическое обобщение опыта будет приведено в следующей публикации.

Все материалы Школы выложены в виде электронного курса в LMS MOODLE, в котором представлены три основные темы: 

Тема 1. Переход на смешанное обучение.
Тема 2. Асинхронное обучение: система заданий.
Тема 3. Синхронные занятия.

Далее  немного подробнее опишем, о чём каждая тема, и приведём ссылки на доступные всем материалы.

Тема 1. Переход на смешанное обучение

Материалы к теме "Смешанное обучение"

Презентация "Смешанное обучение" С.Б.Велединская

Подборка ресурсов по теме Blended Learning

В этой теме представлены записи занятий, прошедших 22 июня:


Интерактивная лекция "Уроки дистанта и переход на смешанное обучение", Фещенко А.В., Зильберман Н.Н., Велединская С.Б.

Мастер-класса по проектированию смешанного обучения, М.Ю. Дороффева и А.В.Данилин НИ ТУ "МИСиС":

ссылка для обращения: https://us02web.zoom.us/rec/share/vtUsAeD8qn9OWJ3QyUv-WaQHLKLdeaa8gXIf_aFcxPTKH81jZX__Eo-LcXFTTgM

Пароль доступа: Shkolatsu2020!

Тема 2. Асинхронное обучение: система заданий

В этой теме представлены записи занятий 25-26 июня:

Запись занятия 25 июня. Задания формирующего оценивания

Запись занятия 26 июня. Построение плана оценивания

Подробнее ЗДЕСЬ

Материалы к теме "Асинхронное обучение: система заданий".

Кейсы для смешанного обучения.

Тема 3. Синхронные занятия

В этой теме представлены записи занятий 29 июня

Запись занятия от 29.06 Синхронные занятия в онлайн-среде Н.Н.Зильберман, С.Б.Велединская

Материалы к теме Синхронные занятия

Кейсы к теме Синхронные занятия

Темы 4-6. Дополнительные аспекты смешанного обучения

 
 
 
В этой теме приведены также полезные ссылки:
 
  1. Типология и примеры учебного видео: http://contentium.tilda.ws/page68440.html
  2. Бесплатные программы для записи скринкаста: https://obsproject.com/ru https://www.ispring.ru/ispring-free-cam
  3. Создание интерактивного видео, со встроенными вопросами и комментариями: https://edpuzzle.com/
  4. Бесплатная программа для видеомонтажа: https://www.blackmagicdesign.com/ru/products/davinciresolve

 

Просим обратить внимание на приведенные примеры практики применения электронного учебного контента:

Т.Кабанова. Как МООК мне помог.

Ю.Осаченко. Подкаст о подкастах (аудиолекции).

А.Фещенко. Почему студенты не смотрят учебное видео.

А Губайдуллина. EdPuzzle: простой интерактив.

О.Бабанская .Привычный Power Point в непривычной функции.

Г.Алишина. Быстрая лекция в Prezi.

Полезно ознакомиться с обзором нормативной базы смешанного обучения:

Лекция В.С.Дубровской. Нормативные основы смешанного обучения (РФ, ТГУ)

Презентация Нормативная база ЭО и ДОТ

Также в электронном курсе в LMS MOODLE по Школе есть Хранилище программы, где доступны все материалы.

В интернете сейчас очень много материалов вузов разных стран с описанием как университеты переживут кризис COVID-19. Мы предлагаем ознакомиться с некоторыми материалами сайта University World News.

Например, в статье «Эксперименты в высшем образовании должны стать нормой» Дара Мельник и Даниэль Контовски отмечают, что «не все университеты переживут кризис COVID-19. Многие нишевые институты будут менять свои модели, чтобы оставаться на плаву. Другие уязвимые высшие учебные заведения, не имеющие эффективных систем социальной защиты, могут сократить свои размеры, рассмотреть возможность слияния или объявить банкротство. На смену им придут новые учреждения с новыми решениями». Далее авторы высказывают мнение о переосмыслении моделей университета. Изучив историю существования авторитетных вузов мира, авторы сделали вывод, что «в Кембриджах и Лундах нет ничего, кроме статики. Они заново изобрели себя много раз». Конечно же, нельзя не согласиться с мнением, что центральные высшие учебные заведения нуждаются в преобразовании, чтобы остаться в игре. А также отвечая на вопрос - как университеты могут пройти грань между стабильностью и инновациями? – авторы предлагают проводить эксперименты. «Тестовые прогоны экономят ресурсы в долгосрочной перспективе и являются наиболее безопасным с тактической точки зрения. Они также дают больше воображения, потому что, если вы начнете с малого, вы можете быть смелее»… «Нам нужны специальные «лаборатории», которые проектируют и тестируют новые модели, такие как EDLAB в Маастрихтском университете или Университетские инновации в Стэнфордской школе D.School. И они нужны нам по всему миру».

Об авторах: Дара Мельник - руководитель исследовательской группы в Центре развития образования СКОЛКОВО, Россия. Ее предпочтительный адрес электронной почты: daramelnyck@gmail.com. Даниэль Контовски является руководителем образования в Школе повышения квалификации Тюменского университета, Россия. Его предпочитаемый адрес электронной почты: d.kontowski@utmn.ru.

Брендан О'Мэлли, автор статьи «Университеты являются ключом к достижению устойчивого развития», начал со слов «Университеты продемонстрировали миру во время кризиса COVID-19, почему их опыт имеет значение и почему международное сотрудничество в области высшего образования необходимо для решения насущных мировых проблем, говорят лидеры конгломерата международных университетских организаций, представляющих более 2000 учреждений по всему миру». Далее отмечается, что «сейчас настало время для международного сообщества признать фундаментальную важность высшего образования для достижения всех 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), которые направлены на то, чтобы покончить с бедностью, защитить планету, способствовать гендерному равенству, защищать и продвигать культуры и культурное взаимопонимание, и обеспечить процветание для всех, говорят они, и для университетов, чтобы посвятить себя тому, чтобы помочь миру достичь этих целей». Какова же сейчас роль международного сотрудничества? В статье приводится несколько раз мнение Джоанны Ньюман, генерального секретаря ACU. Она рассказала University World News: «На нашем третьем курсе HLPF мы хотели бы достичь признания важной роли, которую высшее образование играет в достижении всех 17 ЦУР». 

«До кризиса COVID-19 университеты не имели очень хорошего общения, но цель международного сотрудничества, лежащего в основе исследований вакцины, может быть достигнут только благодаря сотрудничеству между университетами по всему миру. Таким образом, международное сотрудничество с помощью виртуальных средств никогда не было лучше», - говорит Ньюман. Она также подчеркнула, что диаграмма исследований по Scopus в области международного сотрудничества по COVID-19 очень богата.

Также интересна статья «Нам нужно переосмыслить высшее образование, а не просто отремонтировать его» Франсиско Мармолехо, где вы найдете ответ автора на вопрос «Высшее образование прислушалось к предупреждению?». Мы приведём этот авторский текст: «Во всем мире в последние годы некоторые университеты проводили эксперименты с MOOC (массовые открытые онлайн-курсы), а некоторые предлагали ограниченные дистанционные летние онлайн-классы. Эти эксперименты, возможно, помогли многим учреждениям переключиться на дистанционное обучение почти в одночасье, чтобы обеспечить непрерывность обучения, но, безусловно, быстро было усвоено, что это не постоянные решения. Простое прохождение существующего курса и размещение лекций в Zoom - это не то фундаментальное изменение, о котором говорил Кристенсен. «Включение разрушительной инновации в существующую бизнес-модель никогда не приведет к трансформации модели, - писал он в 2011 году. - Вместо этого, существующая модель использует инновации для поддержания своей работы». И здесь мы вспомнили, что «новое – это хорошо забытое старое».

Интересного чтения Вам!!!

И как всегда в заключении полезные материалы:

  1. 1. Инициативного проекта Института онлайн-образования Финуниверситета:  http://pirsocenter.ru/masterskaya?fbclid=IwAR1PZckwYzTTkzzyXLxsEtTJZG3R8485gBRuHQeK_u7qUDy3Ev63lF24Xic Вебинары по актуальным вопросам электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий в рамках Проекта "Цифровая мастерская преподавателя" Института онлайн-образования Финуниверситета. В рамках проведенных и доступных для всех преподавателей вебинаров рассмотрены: инструменты для интерактивной работы в аудитории, организация самостоятельной работы студентов, применение сервисов Google в педагогической деятельности, переходим на дистанционный формат обучения и др.
  2. Цифровизация образования: ближайшие цели и задачи (29.06.202), 
  3. Модели применения онлайн-курсов (16.06.2020)
  4. Онлайн-сервисы в обучении программированию

Приглашаем весь коллектив КНИТУ-КАИ, преподавателей и обучающихся принять участие в обсуждении вопросов цифровизации обучения в нашем вузе.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:
– электронную почту: iishakirov@kai.ru , vnustyugova@kai.ru , rearkhipov@kai.ru; gvivshina@kai.ru 
– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

Ждём Ваших вопросов и предложений.