Какие изменения произошли этой осенью в электронном обучении?

02.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Во-первых, кратко расскажем о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда».

Правительство Российской Федерации приняло 16 ноября 2020 года Постановление№1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»», в котором утвердило Положение о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»  и установило, что Минобр осуществляет функции оператора системы и ввод в эксплуатацию системы и её отдельных подсистем будет осуществляться на основе правовых актов Минобра; а также установило, что всё финансирование будет веститсь за счёт средств федерального бюджета в рамках программы Российской федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

В Положении отмечается, что система создается в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» в целях предоставления свободного доступа (бесплатного для участников системы) по принципу «одного окна» для всех категорий граждан, в том числе обучающихся по ОП ВО и ОП дополнительного профессионального образования, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и образовательными платформами. Определены задачи, участники системы, их полномочия и ответственность. Важно, что выделена структура системы и порядок доступа к ней. Отдельно отметим, что в Положении несколько разделом описывают разного вида требования: правовой режим информации, содержащейся в системе, и программно-технических средств системы, а также требования к хранению информации, содержащейся в системе; к техническим и программным средствам системы. Четко прописаны правила информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами.

Это очень важный документ, который позволит упорядочить и значительно упростить работу с информационной системой «СЦОС».

Справка
 
На сегодняшний день существует большое количество платформ для онлайн-обучения и получения подтвержденных сертификатов, но, к сожалению, существующее многообразие курсов нигде не централизовано. Как правило, онлайн-курсы размещаются непосредственно на площадке образовательной организации, которая реализует и поддерживает их, и слушателю, не являющемуся обучающимся данной организации, недоступен представленный перечень онлайн-курсов. Для решения этой проблемы инициирован приоритетный проект “Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации”, основной идеей которого является предоставление доступа к онлайн-курсам, разработанным и реализуемым разными организациями на разных платформах онлайн-обучения, всем категориям граждан и образовательным организациям всех уровней образования. Данный Портал позволяет решать следующие задачи:
 
1. Осуществление единой аутентификации с использованием “Единой системы идентификации и аутентификации”.
2. Поиск онлайн-курсов в Реестре онлайн-курсов, являющемся агрегатором онлайн-курсов разным платформ.
3. Проведение оценки качества онлайн-курсов.
4. Осуществление рейтингования онлайн-курсов.
5. Формирование цифровых портфолио слушателей и признание результатов онлайн-обучения образовательными организациями и работодателями.

Подробнее…

 

Во-вторых, с 2021 года онлайн-курсы и обучающие цифровые платформы смогут официально получить лицензию на образование: это следует из нового положения о лицензировании образовательной деятельности, которое вступает в силу с 1 января 2021 года Рабочая группа определила, что срок действия этого положения составит один год. Разработкой нового подхода к "дистанту" в рамках российского образовательного поля и российского права занимались специалисты Агентства стратегических инициатив (АСИ), Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" и "Университета Национальной технологической инициативы 2035".

Подробнее см. здесь и комментарии здесь.

В-третьих, сегодня все делятся опытом работы в цифровой среде. Расскажем лишь о некоторых историях зарубежных коллег:

- Приоритетные стратегии для лучшего перехода к удаленному обучению. Авторы: Рашид Айт Маалем Лахчен, Рам Мохапатра и Байюн Чен, 16 ноября 2020 г.

Авторы предлагают две стратегии, которые могут помочь преподавателям успешно перейти к дистанционному обучению, используя технологии как способ сосредоточиться на критическом аспекте установления человеческих связей со студентами:

- Стратегия 1. Персонализация целевой обратной связи
- Стратегия 2. Включение человека-помощника в виртуальную онлайн-инструкцию

По мнению авторов, приоритетность Стратегии 1 заключалась в регулярном мониторинге и предоставлении комментариев об успеваемости учащихся с конструктивными отзывами об их деятельности. По словам Сьюзен А. Амброуз и ее соавторов, обратная связь о прогрессе может иметь мощный мотивирующий эффект. Авторы определяют обратную связь как информацию, которая предоставляется учащимся об их успеваемости и определяет их поведение в будущем. «Следовательно, обратная связь - важный шаг, который проходит между наблюдением за успеваемостью ученика и направлением ученика для лучшей практики или поведения. Грант Уиггинс обсуждает основы обратной связи следующим образом:
1. Цели: обратная связь - это действие для достижения цели
2. Ощутимо и прозрачно: ощутимые результаты связаны с целью
3. Действие: предоставляет конкретную полезную информацию.
4. Удобство для пользователя: получатель видит его ценность и понимает ее
5. Своевременность: еще не поздно откорректировать "чем раньше, тем лучше"
6. Постоянно: он дает исполнителю возможность применить обратную связь и изменить исполнение
7. Согласованность: стандарты представлены правильно и заслуживают доверия».
 
Как отмечается в статье, индивидуальная обратная связь нацелена на три компонента:
1. Какова текущая успеваемость студента?
2. Какие действия следует предпринять студенту в ближайшее время?
3. К какой долгосрочной цели должен стремиться студент?

Вторая стратегия, включение человека-помощника в виртуальное онлайн-обучение, означает включение человека-помощника в виртуальные онлайн-лекции и часы работы - основана на теории социального обучения Альберта Бандуры. Основная часть этой теории состоит в том, что обучение посредством моделирования или обучения с наблюдением может убедить студентов подражать ассистенту, который участвует в лекции, а также отвечать на вопросы и писать комментарии. Ассистент может быть ассистентом аспиранта, студентом бакалавриата или сверстником. Результаты этой стратегии, как показал опыт авторов, были удовлетворительными.

Об авторах. Они работают в Университете Центральной Флориды: Рашид Айт Маалем Лахсен – младший преподаватель математики и координатор алгебры, Рам Мохапатра - профессор математики и академический директор, Байюнь Чен - старший разработчик учебных программ и программный директор отдела индивидуального адаптивного обучения

Ностальгия о былом в статье «За рамками формирующей оценки: билеты на выход привели меня в правильном направлении», Кари Кеннер, 12 ноября 2020 г.

 

Многие преподаватели согласятся с мнением Кари Кеннер: «Когда я думаю о своих осенних классах 2019 года, в меня закрадывается ностальгия. Были видны лица, столы были круглыми, учебники были бумажными, а телефоны были в рюкзаках. У моих учеников был один выбор, как посещать занятия, и я контролировал используемые нами технологии». Автор описал довольно простой, но весьма эффективный способ работы в онлайн: «Один из самых успешных методов, которые я использовал в своих синхронных онлайн-классах, - это классический инструмент обучения, который я никогда раньше не использовал: билеты на выход. Билеты на выход, описанные как способ проверить, «уловили ли учащиеся то, чему вы учили», уже давно используются в классе. Считающиеся формирующей оценкой, выходные билеты - это невысокая стоимость переходных мероприятий с низким уровнем стресса, которые позволяют профессорам и студентам проверять и корректировать преподавание и обучение по мере необходимости».

Это интересно и полезно:

Преобразование высшего образования

Понимание инновационных практик и творческих приложений образовательных технологий в поддержку преподавания и обучения студентов. Под редакцией Кэте Пеллетье , директора программы преподавания и обучения EDUCAUSE.

Образовательная инициатива EDUCAUSE (ELI) - это совместное сообщество, стремящееся продвигать обучение через ИТ-инновации.

Открытые курсы МФТИ

Виртуальные лаборатории и технические симуляторы

Инициативный проект Института онлайн-образования Финуниверситета «Цифровая мастерская преподавателя», копилка цифровых инструментов.

Приглашаем весь коллектив КНИТУ-КАИ, преподавателей и обучающихся принять участие в обсуждении вопросов цифровизации обучения в нашем вузе.

Пожалуйста, ответьте на вопросы о вашем опыте в электронном обучении:

Преподаватели – здесь

Студенты - здесь

Для связи с отделом ЭТвО можно использовать:

– электронную почту: iishakirov@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru; gvivshina@kai.ru
– телефон: +7 (843) 231 16 31, 86-31.

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Берегите себя!