Эксперты обсудили ближайшие горизонты исследований в доказательном образовании.
28 января в рамках VIII Зимней школы преподавателя руководители, преподаватели и эксперты из ведущих образовательных учреждений собрались, чтобы обсудить, что такое доказательное образование — наука или инструмент, как его использовать в полезных целях и какие есть обратные стороны.
Эксперты обсудили: каковы ближайшие горизонты исследований в доказательном образовании? На что имеет смысл обращать внимание в море данных? Готово ли академическое сообщество к цифровой открытости? Как доказательное образование ведет к экономическим результатам?
Лопатин Алексей Александрович, проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева-КАИ, рассказал, что такое доказательное образование и какие у него есть обратные стороны, выступил одним из спикеров.
Выступление Алексея Лопатина на панельной дискуссии «Закономерные неожиданности: чем живет доказательное образование в России»
Эксперт подчеркнул, что воспринимает доказательное образование как инструмент, который может быть представлен в виде графиков и зависимостей, но выводы делает сам человек: «Мое глубокое убеждение в том, что доказательное образование — это прежде всего инструмент, и каждый принимает его или не принимает как необходимый инструментарий».
Алексей Лопатин отметил, что относится с осторожностью к доказательному образованию и отметил, что нововведения, которые внедряются в образование, носят растянутый эффект из-за патриархальности образовательной системы: «Образование — это самая патриархальная система, ни одна реформа ее не сломила. Поэтому эффекты в образовании очень растянуты во времени». Эксперт считает, что в эпоху перемен, в которой сейчас все живут, не укладывается теория доказательного образования: «Мы живем в эпоху перемен, этот момент явно не укладывается в теорию доказательного образования».
Спикер подчеркнул, что цифровые следы — это полезный инструмент, но нельзя забывать об обратной стороне — в чьих руках эти данные могут оказаться: «В этом есть и обратная сторона доказательного образования — в руках кого этот цифровой след окажется. К этому нужно относиться бережно и аккуратно».
В завершение дискуссии эксперт отметил, что будущее зависит от нас самих и от команды, с которой мы работаем над написанием будущего: «Будущее еще не написано, и мы делаем его сами. Зависит все от нас, конкретно от людей и команды единомышленников».
Участники дискуссии:
- — модератор — Фадеев Александр Сергеевич, кандидат технических наук, проректор по цифровизации, директор Центра цифровых образовательных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета;
- — Комиссаров Андрей Александрович, руководитель дирекции сервисов «Развитие на основе данных» Университета 2035;
- — Лопатин Алексей Александрович, проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева-КАИ;
- — Назаров Михаил, кандидат философских наук, доцент, руководитель и соавтор сетевой образовательной программы магистратуры «Управление образованием» Дальневосточного федерального университета;
- — Патаракин Евгений Дмитриевич, доктор педагогических наук, ведущий эксперт, профессор и академический руководитель образовательной программы «Цифровая трансформация образования» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
- — Шолина Ирина Ивановна, директор Центра развития инженерного образования Уральского федерального университета, эксперт рабочей группы по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
- Автор:
- По материалам «Юрайт»