«Мы делаем системы, которые спасут миллионы жизней», - убежден выпускник КНИТУ-КАИ и ГРИНТ Павел Савинков.
Его профессиональный путь подтверждает эту глобальную идею: в 27 лет он руководит группой разработки систем управления беспилотными автомобилями, автоматизация которых безопаснее и маневреннее, чем вождение профессиональных гонщиков. С этим проектом ГРИНТовец попал в номинанты рейтинга «З0 до 30» Forbes в категории «Наука и технологии».
Павел Савинков рассказал пресс-службе КНИТУ-КАИ о том, из чего он построил первый автомобиль, почему техническое образование можно применить где угодно и хочет ли он попасть в «Топ-200» Forbes.
- Стартап Arrival разрабатывает коммерческий электротранспорт. Можете рассказать подробнее про направление в компании, которым вы руководите?
- Мы выпускаем электрические автомобили с уникальным дизайном с прицелом на будущее. Технология автоматического управления дает безграничные возможности и максимальную безопасность.
Мы тестируем автомобили на автономных гонках - это платформа для валидации концепта, которая позволяет здесь и сейчас тестировать разработки. И потом уже это использовать для повседневного пользования. Это как из «Формулы-1» технологии попадали в гражданский автопром.
- Чем вас заинтересовал этот проект?
- В Arrival есть огромные перспективы для развития.
Мы испытываем автомобили на реальных гоночных треках. На одной и той же машине мы сопоставляем время гонщика Лукаса ди Грасси и беспилотной системы. Автономная система показывает лучшее время на круге.
Со временем данная технология будет внедрена в пассажирский транспорт. Вы, как пассажир, будете доверять системе, которая управляет лучше, чем профессиональный водитель.
Это системы, которые спасут миллионы жизней.
- Как вы оцениваете свое участие в компании? У вас был очень быстрый карьерный рост, вы удовлетворены достижениями на сегодняшний день?
- У меня был очень правильный багаж знаний из Германо-российского института новых технологий (ГРИНТ, крупнейший образовательный проект между Россией и Германией, соглашение подписано между КНИТУ-КАИ, Техническим университетом Ильменау и Университетом Отто фон Герике – прим. ред).
К нам в КАИ приехал профессор из Германии и показал симуляцию движения и автоматического управления, простенькую технологию, но я понял, что за этим будущее. Такого в России никто не делал.
Получилось, что я пришел практически первый в Arrival на направление разработки беспилотных систем управления. У меня было определенное понимание, как развивать этот проект, я смог предложить что-то новое – и мой руководитель меня в этом поддержал.
Сейчас я руковожу направлением из 8 человек, у нас интернациональная команда, состоящая из ребят из России и Великобритании.
- Вы закончили КАИ, затем ГРИНТ, - почему именно такой выбор сделали?
- По баллам я прошел во многие технические вузы, и в том числе московские. Но я хотел остаться в родной республике. В 2011 году я поступил в КНИТУ-КАИ, а затем - в магистратуру по программе двойных дипломов совместно с Техническим университетом Ильменау (Германия) по специальности «Автомобильные системы». ГРИНТ – это огромные возможности для продолжения карьеры.
- Как у вас появилось увлечение автомобильной техникой?
- Мой отец – главный конструктор, он привил любовь к технике. Мы с ним смотрели гонки в Набережных Челнах, а потом собрали машинку из коробки, приделали колеса и пластмассовый руль. С этого началось ощущение автомобиля.
И кроме этого, во время учебы в КАИ я всегда на практику устраивался по специальности. Был слесарем, инженером, даже успел поработать помощником конструктора. Сейчас мне это очень помогает в работе: я понимаю, почему слесарь крутит гайки и почему он их крутит именно в эту сторону.
Мой выпускной проект в ГРИНТ тоже был связан с автотранспортной инфраструктурой. Я разработал систему устойчивости на дорогах в любых погодных условиях при автоматическом управлении. Этот прототип я разработал во время учебы в магистратуре.
Мне предложили остаться при университете в Германии, но хотелось вернуться в Россию и внедрять в индустрии. Не было желания продолжать в академической сфере, больше было интересно сочетание науки и практического продукта.
Я пошел в проект по разработке беспилотного грузовика КАМАЗ КФУ, мы успешно протестировали автоматическую перевозку грузов по крымскому мосту.
- Были ли разочарования в учебе, неоправданные ожидания? Что нравилось в университете?
- У меня язык не поворачивается сказать, что что-то было плохо. И потом, пока ты студент, то не с чем сравнивать, и какое-то понимание пришло уже в магистратуре.
В КАИ базовые, фундаментальные знания на высшем уровне, конечно, но хотелось бы больше мотивации и практики, которая подогревает любовь к предмету. Базис с советских времен – он лучший, но нужно идти дальше.
Хотелось больше общения с индустриальными партнерами, со специалистами, у которых есть практическое понимание предмета.
- Какие преподаватели на вас повлияли?
- Могу прямо отметить того самого преподавателя, который показал нам симулятор автоматического управления – преподаватель магистерской программы Дмитрий Савицкий. У меня появилась огромная мотивация заниматься автомобилями дальше. Дальше моя жизнь, что называется, потекла другим путем.
- Опишите идеальный технический университет.
- Такой глубокий вопрос, с ходу и не ответишь. Здесь много факторов. Я бы учитывал актуальность теории и связь с индустрией.
Наука должна идти вперед индустрии, я бы смотрел в будущее. А сейчас получается, что промышленность ушла далеко вперед, а наука плетется и догоняет. Это наука должна определять, какие профессии будут актуальны в будущем, как будет развиваться индустрия.
- Какие задачи вы сейчас ставите перед собой?
- Автомобильная промышленность несет огромный вред экологии. Электротранспорт должен помочь снизить этот фактор.
Сама идея развития автотранспортной инфраструктуры должна строиться по типу каршеринговой системы – когда автомобиль не стоит 86% времени на парковке. Города не загромождаются парковками.
У меня цель – высокотехничная автотранспортная инфраструктура.
На дорогах огромное количество жертв из-за ошибок человека. Если убрать вторичные факторы, например, состояние дорог и так далее, то все-таки человеческий фактор намного больше наносит ущерба.
- Какого максимума хотели бы достичь?
- Мы сейчас в пользовании автомобилями делаем много рутинной работы.
Например, я вынужден садиться за руль и ехать, быть в напряжении, следить за дорогой.
Машина должна сама безопасно довезти меня до нужного места, а я бы при этом сидел на заднем сиденье и занимался тем, чем мне действительно хотелось.
Ведь мы не набираем воду из колодцев, это автоматизировано, и в автотранспортной инфраструктуре тоже нужно освобождаться от рутины.
- Какой у вас сейчас доход? К какому уровню вы стремитесь?
- В моем трудовом договоре прописано неразглашение моего заработка. Я стремлюсь попасть в «Топ-200» Forbes (рейтинг, куда включены 200 самых богатых бизнесменов России, нижняя планка списка — состояние $400 млн., - прим. ред.). Но мне важно сочетание финансов и идеи – я хочу зарабатывать, но больше мне хотелось бы создать продукт, который облегчит людям жизнь.
- Есть мнение, что выпускники технических вузов (КАИ в частности) не могут зарабатывать и быть успешными в бизнесе. Что бы вы сказали на это?
- Я считаю наоборот – что техническое образование дает все возможности. У инженера больше инструментов и больше шансов на лучшую жизнь. Техническое образование дает понимание, как устроен объект, как его применить, из чего он сделан – ясна физика процесса. Это потом можно применить к любой сфере. Хоть к зарабатыванию денег.
- Есть ли у вас пожелания студентам или абитуриентам КАИ?
- В первую очередь – слушать себя, но следить за тенденциями в науке и технологии. Понять, что нравится, и делать. Дорога возникает под ногами идущего.
Главное – делать то, что принесет человечеству пользу.
- Автор:
- Лилия Шукюрова, фото из личного архива Павла Савинкова