Массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) в университетском образовании

09.03.2018

В постоянной рубрике – об опыте создания и встраивания онлайн-курсов в образовательные программы.

В рамках рубрики «Новости электронного обучения» Отдел электронных технологий в образовании предлагает обсудить итоги проектной сессии «Опыт создания и встраивания онлайн-курсов (MOOCs) в образовательные программы университетов».

Быстрое развитие образовательных технологий – не просто одна из примет современности. Образование – как в России, так и за рубежом – в недалеком будущем ждут кардинальные изменения. Электронные технологии открывают возможности для качественного скачка в образовании, когда изменится и роль университетов, и функции преподавателей, и организация учебного процесса, обострится конкуренция между вузами. В этих условиях вузам важно четко понимать свои цели и задачи, выстраивать свою политику так, чтобы не уступить достигнутых позиций. В частности, это касается и политики вузов в отношении использования массовых открытых онлайн-курсов (англ. Massive Open Online Courses, MOOCs).

Анализу опыта создания и встраивания онлайн-курсов (MOOCS) в образовательные программы университетов была посвящена состоявшаяся в феврале 2018 года проектная сессия, в которой приняли участие представители ведущих российских университетов – участников проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ»: НИТУ «МИСиС», ИТМО, ТГУ, МФТИ, УрФУ и других. (Напомним, что о современной цифровой образовательной среде в РФ как о приоритетном проекте развития российского образования шла речь в нашем материале «Зимняя школа преподавателя» от 23.02.2018 [1]). Именно принцип «одного окна», составляющий суть проекта «Современная цифровая образовательная среда …» (СЦОС) был в центре внимания участников проектной сессии. Кроме того, большое внимание на сессии было уделено организационному и финансовому аспектам внедрения MOOCs в структуру обучения в вузе.

Каковы основные цели использования MOOCs в университетском образовании?

Как подчеркивалось выступавшими, внедрение MOOCs позволяет вузам комплексно решить целый ряд взаимосвязанных задач. Это:

  • - усиление связи университетского образования с практикой (в том числе и за счет использования электронных тренажеров и симуляторов, например, виртуальных бурильных установок, месторождений и прочее);
  • - выработка у обучаемых тех компетенций, которые предусмотрены соответствующими образовательными программами;
  • - обеспечение высокого качества контента и методического сопровождения учебного процесса за счет «прозрачности» системы оценивания курса, за счет формирования объективной аналитики по широкому спектру параметров, непрерывного сбора и анализа многомерных данных, характеризующих процесс обучения с использованием MOOCs;
  • - мониторинг прогресса обучаемых посредством организации текущего, промежуточного и итогового контроля, выявление наиболее успешных, талантливых студентов и, наоборот, отстающих, обеспечение гибкости образовательных траекторий, индивидуализация обучения (студент получает большую свободу выбора курсов и последовательности их изучения);
  • - создание междисциплинарных программ;
  • - стимулирование обучающихся к самообразованию;
  • - переход от вертикальных связей к горизонтальным;
  • - обеспечение доступа к высшему образованию для широкого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • - перезачет дисциплин, изученных посредством MOOCs.

Как использование MOOCs влияет на работу преподавателей университета?

Этот вопрос, по нашему мнению, волнует преподавателей особенно остро, порождая широчайший спектр мнений – с одной стороны, можно наблюдать завышенные ожидания преподавателей, связанные с использованием MOOCs в рамках основных образовательных программ, с другой – напротив, бытуют мифы о той мнимой угрозе, которые несут в себе открытые онлайн курсы (немало вузовских преподавателей боятся потерять работу, боятся что MOOCs сделают их труд ненужным).

Будем реалистами – встраивание MOOCs в университетское образование – это объективный процесс, и то, насколько он будет эффективным, зависит сегодня от каждого вуза и от каждого преподавателя.

Несомненно (и это в очередной раз было подтверждено в выступлениях участников проектной сессии), внедрение MOOCs в вузовское образование связано с изменением трудовых функций преподавателей. Вузам необходимо обеспечить возможность плавной адаптации своих преподавателей к новым условиям труда – для этого необходимо организовать обучение преподавателей в рамках программ повышения квалификации. Современному преподавателю вуза необходимы новые компетенции – он должен не только и не столько быть носителем информации, сколько организатором учебного процесса, методистом, тьюьтором, наставником, ментором… Современный преподаватель не только должен владеть дистанционными образовательными технологиями, уметь работать в системе управления обучением, но и обеспечивать методическое сопровождение учебного процесса, реализовать оперативную обратную связь, адаптировать образовательные траектории в соответствии с потребностями и способностями обучаемых.

Отдельно следует выделить возможности создания авторских MOOCs и последующего их сопровождения.

Требует ли встраивание MOOCs в образовательные программы университетов изменения локальной нормативной базы вузов?

Да, конечно. Необходимость приведения локальной нормативной базы университета в соответствие с условиями внедрения MOOCs очень четко прозвучала в большинстве докладов, сделанных на проектной сессии.

Изменение локальной нормативной базы связано с рядом обстоятельств:

  • - Во-первых, вуз должен определить MOOCs, обучение на которых будет перезачитываться при освоении студентами основных образовательных программ в университете. Для этого преподаватели должны предварительно сами изучить и оценить соответствующие онлайн курсы. Это требует больших затрат времени и труда преподавателей, следовательно, необходимы изменения в нормативах расчета нагрузки.
  • - Во-вторых, студент должен быть заранее осведомлен о том, что обучение будет вестись с использованием дистанционных образовательных технологий. При зачислении в университет студенты должны подписывать соответствующие документы. Список перезачитываемых MOOCs, утвержденный Ученым советом университета, должен быть заранее опубликован на сайте вуза, и студенты должны быть проинформированы о возможности обучения на MOOCs как альтернативе традиционному «формату» изучения дисциплины.
  • - В-третьих, должны быть решены правовые вопросы, связанные с использованием (перезачетом) MOOCs в университете, заключены договоры между поставщиком курса и его «потребителем» (университетом).
  • - В-четвертых, необходимы локальные документы, нормирующие нагрузку преподавателя и определяющие его трудовые функции в случае, когда преподаватель создает авторский онлайн курс.

Какие существуют проблемы на пути встраивания MOOCs в образовательные программы университетов?

По-видимому, нужно говорить не о проблемах, а о некоторых объективных аспектах, которые необходимо учитывать вузам и преподавателям.

Основной момент, конечно – финансовый. Размещение онлайн курса на платформе открытого образования и включение его в Каталог «Современная цифровая образовательная среда» требует от вуза немалых финансовых вложений. За использование «стороннего» MOOC также необходимо платить. В вузе должна быть четкая политика, определяющая, из каких средств и в каких объемах производится финансирование, а главное – с какой целью.

Мы перечислили лишь самые основные моменты, связанные с встраиванием MOOCs в университетское образование. В рамках одной публикации невозможно охватить все рассмотренные в рамках проектной сессии вопросы. Так, например, отдельного внимания заслуживают вопросы экспертизы онлайн курсов, вопросы повышения квалификации преподавателей-разработчиков MOOCs, вопросы методического обеспечения сопровождения обучения с использованием MOOCs, возможные проблемы и трудности на этом пути. Для более подробного ознакомления с материалами проектной сессии предлагаем Вам прочесть ее программу [2] и просмотреть видеозапись трансляции [3].

Нас очень интересует Ваше мнение по данной тематике – Вы можете высказать его или задать интересующие Вас вопросы сотрудникам Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, используя форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ» [4], электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

Ждем Ваших вопросов и предложений!

Источники:

1. «Зимняя школа преподавателя: как лучший опыт электронного обучения в российских вузах может быть использован в КНИТУ-КАИ?» // Материал Отдела ЭТвО в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ

2. Программа проектной сессии «Опыт создания и встраивания онлайн-курсов (MOOCS) в образовательные программы университетов»

3. Видеозапись трансляции (хронометраж – 3 ч. 01 мин.)

4. Форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»


Автор:
Отдел электронных технологий в образовани