Учебный видеоконтент в инженерном образовании

15.06.2018

В рубрике «Новости электронного обучения» – обзор YouTube-каналов, полезных в инженерном образовании в КНИТУ-КАИ.

Онлайн-видео vs кино и телевидение

Заметной особенностью современного интернета является высокая роль видеоконтента. Это можно утверждать, основываясь хотя бы на впечатляющей статистике просмотров и многочисленности аудитории популярнейших каналов видеохостинга YouTube. В частности, сегодня аудитория самого популярного русскоязычного канала Get Movies составляет более 18,5 млн подписчиков, а число просмотров его видеороликов превышает, казалось бы, невероятные 16,5 млрд [1]. Учитывая общее количество видеороликов на канале (2664), нетрудно подсчитать, что на один видеоролик приходится около 6,2 млн просмотров. Такой многочисленной аудитории позавидует любой федеральный телеканал.

Если говорить о молодежной аудитории, о студенчестве, то здесь просмотр онлайн-видеороликов фактически вытеснил телевидение и бытовые проигрыватели. Кстати, по-видимому, именно попытками держаться в русле этих тенденций объясняется тот факт, что формат видеолекций является основным форматом учебного контента на большинстве многочисленных площадок Массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Текстовая информация является при этом вспомогательной. Не будем оценивать эффективность данного подхода, но тем не менее его существование является неоспоримым фактом.

Наибольшей популярностью как среди русскоязычной, так и среди международной аудитории пользуются музыкальные клипы, развлекательные каналы (в том числе видеоблоги), каналы, посвященные, кино, мультипликации, видеоиграм [1 – 3]. Менее популярными, но также имеющими многочисленную аудиторию, является каналы спортивной тематики, информационно-новостные каналы, а также каналы, посвященные науке, технике, путешествиям, кулинарии, моде и стилю. Если говорить кратко, то типичный потребитель видеоинформации ищет развлечений и досуга. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что видеоролики, посвященные науке и/или технике также находят своего зрителя, о чем нам говорит статистика.

Качество видеоконтента – где гарантии?

Задача данной статьи заключается в том, чтобы в бескрайнем море видеоинформации найти качественный образовательный контент, одновременно соответствующий высоким стандартам академического образования и высоким запросам зрителя, привыкшего потреблять «легкую» информацию. Мы предлагаем преподавателям КНИТУ-КАИ ознакомиться с представленным здесь видеоконтентом и рассмотреть возможность использования его в учебном процессе.

Важно, что рассматриваемые видеоматериалы прошли через процесс строжайшего «естественного отбора»: они находятся в «топе» популярности среди сотен и тысяч аналогичных материалов; несмотря на разнообразие прочего развлекательного контента, они нашли своего преданного зрителя. А это – знак качества, который не сможет поставить даже самый высокопрофессиональный эксперт. Нет никаких сомнений, что предлагаемые здесь учебные видеоматериалы будут интересны любому сколь-нибудь мотивированному на обучение студенту.

Преподаватели КНИТУ-КАИ могут использовать видеоролики, рассматриваемые в данном обзоре, для наглядной демонстрации теоретического материала в своих электронных курсах. Это позволит студентам лучше понять и усвоить теорию, так как при этом работают разные каналы восприятия. Кроме того, видеоматериалы позволяют разбавить однообразие текстовой информации, помогают удержать внимание студентов, вызывают заинтересованность в предмете изучения.

Обзор YouTube-каналов для использования в инженерном образовании в КНИТУ-КАИ

Канал Thoisoi [4] – основные сферы его интересов – химические и физические свойства веществ.

 

 

Авторы канала проводят множество опытов с веществами и материалами. Занимательно, что авторы пытаются собрать в свою «коллекцию» как можно больше элементов периодической системы Менделеева, и она, в самом деле, непрерывно пополняется – через их руки уже прошли такие редкие вещества, как уран (опыты, разумеется, проводились в специализированной лаборатории), галлий, цезий, иридий, редкоземельные металлы, лантаноиды и многие другие. Рассказывая о том или ином веществе, авторы касаются истории его открытия, его применения в быту и в технике, его роли в экономике, и демонстрируют изделия, изготовленные из них или с их помощью. Просматривая эти видеоролики, зритель обогащается комплексными, междисциплинарными знаниями.

Помимо этого, по словам авторов, на канале можно найти «множество химических опытов, в каждом из которых присутствуют объяснения, которые будут понятны даже самым далеким от химии людям». Кроме того, что авторы умеют объяснять понятно и доступно, их комментарии также исключительно информативны и полезны: «В своих видео опытах я также указываю формулы, которые помогут вам понять суть химических реакций и превращений. Если у вас в школе были проблемы в восприятии трудных химических реакций и формул, то некоторые из моих видео вы сможете использовать в качестве самоучителя по химии», – говорит один из авторов учебных материалов, размещенных на канале Thoisoi.

Среди рубрик данного канала можно отдельно выделить следующие:

Видеоролики данного канала можно использовать в качестве наглядного примера при проведении химических опытов, а также в качестве иллюстраций к теоретическим материалам.

Канал Простая наука [5].

 

 

На канале, чей девиз «Простая наука – увлекательные опыты и эксперименты», представлены опыты по химии и физике. Несмотря на то, что создатели канала ориентируются в основном на школьную аудиторию, преподаватели университета без труда найдут здесь что-то подходящее и для инженерного образования.

Канал являются частью проекта [6]. Нельзя не отметить, что в его рамках выпускаются также видеоролики для телевидения, в частности, для канала «Карусель». Видеоролики данного канала можно использовать в качестве наглядных примеров при проведении химических и физических опытов.

Канал Научпок [7]  – один из самых популярных русскоязычных каналов на научную и околонаучную тематику. На нем вы найдете замечательные авторские видеоролики, выполненные в технологии видеоскрайбинга, хорошо разъясняющие суть изучаемого явления. К недостаткам видеоматериалов можно отнести неакадемичность изложения и отсутствие систематизации представления видеороликов. Тем не менее, рекомендуем преподавателям КНИТУ-КАИ обратить пристальное внимание на этот видеоресурс. Наиболее полезными, скорее всего, будут видеоролики по физике и про космос.

 

 

Канал НИЯУ МИФИ [8] должен заинтересовать преподавателей КНИТУ-КАИ, прежде всего, полным курсом видеолекций по физике. Эти лекции могут стать бесценным подспорьем для преподавателей профильных предметов. Кроме того, на канале имеются полные лекции по механике, молекулярной физике, электричеству и магнетизму, оптике, атомной физике.

 

 

Мы продолжим обзор открытых видеоресурсов, которые могут заинтересовать преподавателей КНИТУ-КАИ как полезный учебный видеоконтент, допускающий использование в преподавании ряда технических дисциплин, в следующих публикациях в рамках рубрики «Новости электронного обучения» на Портале КНИТУ-КАИ.

Уважаемые преподаватели! Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании Вы можете использовать:

форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

Ждем Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

Источники

1. WhatStat. Статистика и рейтинги каналов YouTube. [Интернет-ресурс]. URL: http://whatstat.ru/channels/top250

2. Socialblade – статистическая база по социальным медиа. [Интернет-ресурс]. URL: https://socialblade.com/youtube/top/100

3. Рейтинг YouTube каналов. Топ 100 популярных ютуб каналов в мире. [Интернет-ресурс]. URL: http://tuberank.ru/youtube/world/top100

4. Канал Thoisoi. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/user/Thoisoi/about

5. Канал Простая наука. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/user/GTVscience

6. Простая наука. Эксперимент в коробочке. [Интернет-ресурс]. URL: Simplescience.ru

7. Канал Научпок. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/user/nowchpok/playlists

8. Канал НИЯУ МИФИ. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/user/NRNUMEPhI/playlists

Автор:
Отдел электронных технологий в образовании
Источник: