Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

«Семь жизней» онлайн-преподавателя

19.10.2018

В рубрике «Новости электронного обучения» – о новых функциях преподавателя вуза в условиях цифровизации обучения.

Пожалуй, ни одно из понятий, отражающих современные изменения в сфере образования, не имеет столь неоднозначного понимания и столь неоднозначного отношения в академической среде, как онлайн-обучение. Напомним, что в рубрике «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ мы регулярно рассматриваем вопросы онлайн-образования в России и изучаем мнение преподавателей КНИТУ-КАИ по этим вопросам (см. [1]-[7]). Данная публикация посвящена тем кардинальным изменениям, которые претерпевает роль преподавателя в условиях онлайн-обучения.

«Семь жизней онлайн преподавателя или как заменить собой целый коллектив» – так назывался один из докладов, сделанных на вебинаре, организованном компанией «Ракурс» 19 сентября 2018 года. Докладчик – Павел Каллиников – известный специалист в области электронного обучения – являясь руководителем учебно-методического центра компании «Директ-Медиа» и вице-президентом общественной организации «Профессионалы дистанционного обучения», регулярно организует и проводит вебинары по различным аспектам применения дистанционных технологий в образовании.

Что же представляют собой «семь жизней» онлайн-преподавателя?

«Жизнь первая». Эксперт, специалист, практик

Функция преподавателя как специалиста и эксперта в той или иной предметной области, как обладателя не только теоретических знаний, но и практических навыков, как педагога, умеющего передать свои знания и навыки обучаемым, была и остаётся главной в профессии. Внедрение онлайн-технологий, как мы увидим ниже, лишь добавляет новые требования к профессии преподавателя.

«Жизнь вторая». Автор учебного контента

Ни у кого, наверное, не вызывает сомнения тот факт, что разработка учебного контента всегда подчинена цели обучения. Очевидно, что учебный контент, используемый при обучении онлайн, должен быть намного более доступным для понимания, поскольку возможности его разъяснения, толкования, комментирования преподавателем здесь ограничены. Однако вместе с возрастающими требованиями к структуре материала, его содержанию и качеству представления, онлайн-обучение открывает перед преподавателем и массу новых возможностей. Подробнее об этих замечательных возможностях Павел Каллиников рекомендует прочитать в монографии [8].

«Жизнь третья». Оратор, спикер

Очевидно, что требования к речи преподавателя «в онлайне» становятся существенно строже, чем при живом общении. Паузы, заминки, оговорки, речевые ошибки, не столь заметные на аудиторном занятии, сильно снижают качество восприятия материала слушателями вебинара. От онлайн-преподавателя требуется гораздо больше мастерства, чтобы удерживать аудиторию. Безусловно, речь онлайн-преподавателя должна быть безупречно грамотной. Но, как подтверждает практика, стиль устной речи при обучении онлайн должен быть совершенно иным, нежели стиль речи письменной – речь и сам голос онлайн-преподавателя нужно рассматривать как инструмент, требующий тщательной настройки (см. [9] и [10]).

«Жизнь четвёртая». Специалист по медиа

Термин «медиа» нередко воспринимается в узком смысле – как средства массовой информации. Здесь же понятие «медиа» понимается шире – как средство коммуникации, средство «доставки» учебного контента обучаемым и как средство организации обратной связи, организации общения в рамках учебного процесса. «Преподаватель должен быть лучшим коммуникатором, чем пиарщик», – считает Павел Каллиников и рекомендует всем преподавателям прочитать книгу [11], где объясняются основные принципы формирования коммуникативных навыков преподавателя.

Необходимо отметить ещё один важный момент: доступность информации в современном мире (являясь, безусловно, огромным преимуществом), имеет одну негативную сторону – процесс получения знаний становится бессистемным, отрывочным, «осколочным». Однако именно связность, системность, структурность – необходимое условие качества образования. (Следует заметить, что в КНИТУ-КАИ большое внимание уделяется именно структуре электронных курсов и учебного контента – соответствующие требования отражены в локальных нормативных документах [12, 13], регламентирующих процедуру экспертизы электронных курсов.)

Не умаляя роли текста как одного из основных носителей учебного контента, докладчик подчёркивает значение учебного видео в современном образовании. В [14] автор на конкретных примерах (всего их более 70) рассматривает ряд приёмов для создания качественного видеоконтента. «Пальму первенства» по эффективности среди этих приёмов он отдаёт технологии скринкаста, то есть видеозахвата экрана, сопровождаемого голосовыми комментариями преподавателя и/или пометками, сделанными поверх изображения. В качестве наиболее удобного инструмента для создания скринкастов докладчик рекомендует использовать (условно бесплатную) программу Screencast-O-Matic. Напомним, что программа повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов», реализуемая в КНИТУ-КАИ с 2015 года, предполагает обучение преподавателей работе с этим инструментом; технология скринкастов используется также для записи экспертом видеороликов с индивидуальными замечаниями или рекомендациями для авторов курсов при проведении экспертизы электронных курсов КНИТУ-КАИ.

«Жизнь пятая». Бильд-редактор

Обычно бильд-редактором (от нем. Bild – изображение) называют специалиста, который осуществляет оперативный поиск и отбор фотографий и других иллюстраций для редакторов СМИ. Однако навыки бильд-редактора, умение быстро находить качественные иллюстрации и так называемые «визуальные метафоры» для учебного материала совершенно необходимы современному преподавателю. Правильно подобранные визуальные образы позволяют сделать учебный контент несравненно более понятным и интересным для студентов, а само обучение – намного более эффективным. Для более подробного ознакомления с материалами по данной тематике докладчик рекомендует [15]. В качестве практически неисчерпаемого источника учебных медиа-ресурсов Павел Каллиников предлагает использовать Викисклад, содержащий 50 миллионов фото, видео- и аудио-файлов, а о том, как искать медиаресурсы на Викискладе, он советует узнать в [16]. Если же речь идёт о звуковых файлах, например, фонах для скринкастов, то здесь имеет смысл воспользоваться открытой фонотекой компании Google [17].

«Жизнь шестая». Дизайнер

Поскольку на данный момент текст остаётся главнейшим средством передачи учебной информации, преподавателю необходимо знать определённые требования к оформлению текстов, позволяющие избежать серьёзных ошибок, мешающих восприятию текстовой информации обучаемыми. В этой связи, по мнению Павла Каллиникова, очень полезной может оказаться электронная книга [18]. Для поиска готовых дизайнерских решений (текстов, слайдов, фотогалерей, видеовставок и пр.) при создании учебного контента имеет смысл использовать сервис [19].

«Жизнь седьмая». Программист

Конечно, здесь речь идёт не о знании Ассемблера или языка С++ – здесь имеется в виду то, что онлайн-преподаватель должен иметь алгоритмическое мышление. Онлайн-курсы предполагают массовое многократное использование – это необходимо учитывать при программировании образовательной траектории и при разработке учебного контента. Необходимо ориентироваться на автоматизацию повторяющихся операций – например, массовую пакетную обработку графических, видео- или аудиофайлов; это, в свою очередь, требует унификации форматов и характеристик учебных видеоматериалов. Цитируя Павла Каллиникова, «онлайн-преподаватель должен постоянно думать о логистике учебного процесса».

Итак, «семь жизней» онлайн-преподавателя, хотя и кажутся довольно противоречивыми, на самом деле неразрывно связаны друг с другом. Они обогащают работу преподавателя, делают её гораздо более творческой, более насыщенной и интересной. Применение онлайн-технологий не только не вытесняет преподавателя из учебного процесса, но, напротив, выдвигая новые требования к преподавателю, поднимает эту роль на совершенно новую высоту.

Отдел электронных технологий в образовании (ОЭТвО) приглашает преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении вопросов онлайн-обучения. Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Фан-клуб КНИТУ-КАИ – один из лучших в России

19.04.2024

Фан-клуб КНИТУ-КАИ вошел в финал, став вторым в заочном этапе рейтинга АССК России

«Технополис-КАИ» в третий раз стал базой для обучения студотрядовцев

19.04.2024

У всех заинтересовавшихся еще есть возможность присоединиться к одной из групп в Казани, Альметьевске или Чистополе

КАИ участвует в образовательных выставках в России и за рубежом

18.04.2024

Будущих студентов привлекают и гонками на FPV-дронах

В КНИТУ-КАИ провели День кораблестроителя

18.04.2024

Студенты встретились с представителями молодежной организации судостроительной корпорации «АкБарс»

КАИ принял международную конференцию по автомобилестроению

18.04.2024

18 апреля в вузе обсуждали инновационные технологии на транспорте

Десятеро первых: наука о прочности

18.04.2024

В продолжение рубрики, посвященной 90-летию первого выпуска КАИ, расскажем о его выдающемся представителе – Юрии Одинокове

«Трендвотчинг 3.0»: как это было

17.04.2024

Вспомним самые яркие моменты бизнес-игры апреля 2024 года

От тренинга – к акселератору

17.04.2024

В весенней серии тренингов «Трендвотчинг – игра для предпринимателей» в КНИТУ-КАИ приняло участие 366 студентов

Представители ПИШ КАИ и Университета Иннополис обменялись опытом

17.04.2024

Встреча состоялась на территории Иннополиса 16 апреля.