Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

«Среди студентов и сейчас есть личности масштаба Симонова и Королёва»

25.01.2019

Интервью с новым проректором по образовательной деятельности Алексеем Лопатиным, чья жизнь связана с КАИ со школьной скамьи.

В новый 2019 год КНИТУ-КАИ вошел с новым проректором по образовательной деятельности Алексеем Александровичем Лопатиным. Более трех с половиной лет Алексей Александрович возглавлял Институт авиации, наземного транспорта и энергетики. В интервью он поделился своим видением образования в университете.

- Вы вступили в должность проректора. Каким вы видите образование в КНИТУ-КАИ сейчас?

- Хочу отметить, что во все времена образование в нашем университете отличалось сплавом фундаментальности и практикоориентированности. Каисты всегда умели быстро обрабатывать и анализировать информацию. Не зря существует известная фраза «выпускники КАИ работают во всех областях современных знаний». Человек сколько живет, столько и учится: школа, университет, аспирантура, докторантура, повышение квалификации, чтение. Невозможно сейчас обрести знания на всю жизнь, всегда нужно совершенствоваться. И КНИТУ-КАИ в этом смысле дает своим студентам умение быстро переориентироваться.

В университете есть возможность дискуссии между преподавателем и студентом. Я всегда прошу студентов высказать своё мнение. Крайне важно, чтобы человек ощущал внутреннюю свободу и не боялся спросить.

- Вы прошли карьерный путь от студента до проректора. Раскройте нам ваши профессиональные планы. Что хотели бы изменить, что добавить в существующую систему?

- Важнейший элемент в любом вузе – традиции. Убежден, что университет можно только создать, его нельзя купить как завод, например. Сильная научная база позволяет КНИТУ-КАИ уверенно смотреть в будущее. Но мне бы хотелось внести современную нотку в образовательный процесс. В силу своего возраста я открыт к новым технологиям в целом. И к сильной стороне университета, которую я упоминал ранее, хотел бы добавить современные направления подготовки и образовательные технологии. Сюда относится и электронное образование. Сейчас оно усиленно набирает обороты и важно не упустить этот момент.

С другой стороны, нельзя потерять контакт между преподавателем и студентом. Отличительной чертой советской и российской системы является то, что преподаватель доступен для студентов на расстоянии вытянутой руки. В англо-саксонской же системе принято, что профессор находится на постаменте и в недосягаемости от студентов. Наша система более демократична. Но не нужно отказываться от западных идей, при этом не стоит их и слепо копировать. Нужно умело отобрать необходимые элементы и адаптировать под нашу культуру.

Кроме того, я хочу больше уделить внимание проектноориентированному образованию. Сейчас важна мотивация студента. В момент, когда любая информация доступна для учащегося, преподаватель начинает соревноваться с гаджетами. Умение интересно донести информацию ложится на плечи преподавателей. И пока эту битву с технологиями университеты всего мира проигрывают. Сейчас каждый день преподаватель должен верифицировать свои знания с самыми актуальными открытиями. Без этого он быстро станет непопулярным у студентов.

Ребята рано узнают технику и быстро осваивают ее. Поэтому обучение, которое носит сугубо теоретический характер, быстро становится неувлекательным. А как можно заинтересовать? Задействовав все умения! То есть, если это выпускная работа, то работа включает не просто конструирование, но и создание определенных устройств. Уверен, что КНИТУ-КАИ станет «питательной экосистемой», в которой прорастут личности не хуже отцов-основателей университета.

Нужно понять, что нет плохих студентов, просто многие воспринимают информацию по-другому. Да, они меньше читают книги, но не перестали читать в принципе, а, значит, читают что-то другое. Например, социальные сети. Следовательно, и мы должны там появляться в форме образовательного контента. И для студентов университет перестанет местом, где они просто должны получить диплом. А превратится в радость, потому что здесь их ждут любимые педагоги, есть проектные зоны.

- Большое внимание проектной деятельности уделяется в Инженерном лицее-интернате КНИТУ-КАИ

- Да. Самое главное, чтобы теперь университет не отставал от лицея.

Мы создаем новый формат университета с непрерывной подготовкой, уже имея все необходимые этапы образования: школьная подготовка, среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура. Даже есть детский сад на базе лицея – инженерного центра. Благодаря такому подходу у студентов появляется возможность выбора и корректировки своей образовательной траектории. Мы хотим, чтобы вуз стал удобным для студента. Например, он закончил бакалавриат, ушел поработать в промышленность, вернулся в магистратуру. Он должен понимать, что, когда он созреет, alma-mater на каждом этапе сможет ему предложить конкурентные треки.

- Среди старшего поколения выпускников бытует мнение, что КНИТУ-КАИ пора возвращаться к истокам – к авиации. Что вы думаете по этому поводу?

- Я считаю, что это невозможно и не нужно, потому что мы не можем вернуть Советский Союз. В то время была плановая экономика и распределение выпускников. Сейчас все изменилось, и будущее выпускника зависит от уровня вуза и уровня собственной подготовки. Вузы конкурируют друг с другом за абитуриентов, а выпускники – за лучшие рабочие места. Я думаю, что бакалавриат даёт хорошую базу, а уже магистратура отшлифовывает по конкретной тематике. Я за то, чтобы КАИ оставался техническим университетом. Уверен, что мы и в дальнейшем будем пересматривать программы, что-то закрывать, но еще больше открывать. Мы должны всегда быть актуальными.

- Образование уходит в Интернет. Университеты вводят онлайн-курсы, системы дистанционного обучения. Ваше мнение об этой тенденции, и как с этим обстоят дела в КНИТУ-КАИ?

- На сегодняшний день в КНИТУ-КАИ есть платформа BlackBoard, поддерживающая систему образования. Но если говорить о борьбе за умы, то мы должны понимать, что этого мало. На мой взгляд, смысл онлайн-курсов заключается в захвате аудитории. Это так называемый «университет для миллиардов». Тот, кто создает эти курсы, имеет возможность продвигать себя в умы людей. А когда человек дозреет до формального образования, он захочет получить диплом в том университете, который подготовил понравившийся ему курс. Эта борьба крайне важна. Электронное образование должно стать частью всей системы и, конечно, с обязательным контролем.

Нужно заинтересовать прежде всего преподавателей, иначе движения никакого не будет. А для этого необходимо объяснить, что электронная система не придет на смену преподавателю полностью. Возможно, так произойдет через некоторое время, но пока высшее образование к этому не готово. Но я все же считаю, что в конкурентной инженерии контактное образование останется.

- Вы пополнили когорту молодых проректоров. Как думаете, это тенденция современного образования? Или скорее исключение из правил?

- Конечно, я благодарен за доверие, оказанное ректором Альбертом Харисовичем. Я думаю, что происходит плановая смена поколений. Может быть, на месте молодых проректоров должны были быть более опытные люди, но, к сожалению, этап 1990-х годов выбил этих людей. Сейчас в университете очень мало людей в возрасте от 40 до 55 лет. И это характерно для всей страны.

- Ваша работа напрямую связана со студентами. А вы помните своё студенчество? Каким оно было?

- Очень хорошо помню свои студенческие годы, это было непростое время. Думаю, мы были одними из первых, кто учился по системе бакалавриата и магистратуры. В 1996 году я сознательно пришел в КАИ на факультет двигателей летательных аппаратов. Кстати, я окончил 96-ю школу при университете, поэтому считаю особенно важным привязку школы и вуза. Студенческие годы были интересными, несмотря на то, что приходилось подрабатывать. Если сейчас студенты могут заработать интеллектуальным трудом, то тогда оплачивался физический. Образование тогда передавалось из уст в уста, о гаджетах могли только мечтать. Конечно, играли студенческие концерты, помню, стояли бильярдный и теннисный столы. Целая история была добраться до 6-го здания, где проходили занятия, в морозы, при которых замерзал троллейбус.

- Ваши пожелания студенчеству университета

- Я не так давно был студентом и хотел бы поздравить студентов как каист – каистов. Хочу пожелать вам торопиться быть счастливыми. Не бойтесь проявлять интерес и спрашивать. Пытливость ума и желание узнать делает человека свободным, счастливым и успешным.

Уверен, что сейчас среди студентов есть личности масштаба Губанова, Симонова, Королева. Просто они еще об этом не знают. Время быстротечно, и скоро они заявят о себе!


Автор:
Управление по связям с общественностью

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Полезная папка в руках первокурсников КНИТУ-КАИ

25.09.2020

Если увидите юношей и девушек с красочной папкой, на которой красуется логотип КАИ. Знайте, перед вами студенты I курса вуза.

Российский совет олимпиад школьников отметил лицей КАИ

25.09.2020

Инженерный лицей-интернат получил благодарность за подготовку победителей и призеров олимпиад.

Минобрнауки утвердило новые правила приема в вузы

25.09.2020

Новые правила вступят в силу с 2021/2022 учебного года.

К 135-летию Сергея Лебедева

25.09.2020

25 сентября исполняется 135 лет со дня рождения одного из основоположников инженерного образования КАИ С. Ф. Лебедева.

Научно-технический семинар

24.09.2020

К 100-летию Виктора Иосифовича Локая.

58-й Слёт Турклуба КАИ

24.09.2020

Слёт пройдет со 2 по 4 октября на берегу реки Юшут в Республике Марий Эл.

У студентов КНИТУ-КАИ I место в онлайн-хакатоне «Digital SuperHero»

24.09.2020

Финальный онлайн-хакатон прошел в рамках форума KAZAN DIGITAL WEEK 2020.

Сотрудники КНИТУ-КАИ получили почетную награду фестиваля «КрымДок»

24.09.2020

Специальным дипломом жюри III Крымского фестиваля документального кино «КрымДок» был отмечен фильм «Будьте же счастливы».

Рабочий визит компании “Ferry Vatt”

23.09.2020

Представители посетили инжиниринговый центр «КАИ-Лазер», центр композитных технологий и лаборатории кафедры лазерных технологий.