Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Онлайн-образование в России: быть в курсе тенденций

20.09.2019

Материал подготовлен ОЭТвО КНИТУ-КАИ в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Начало учебного года – это время, когда строятся планы, определяются цели и задачи на год. Подводя итоги предыдущего (2018/2019) учебного года, мы говорили о том, что в новом учебном году КНИТУ-КАИ предстоит выйти на новый уровень применения дистанционных образовательных технологий – начать внедрять обучение онлайн [1]. Первым важным шагом на этом пути явилось проведение в нашем университете конкурса на создание массовых открытых онлайн-курсов (МООК) [2], [3]. Заметным событием в деле разработки МООК КНИТУ-КАИ стало приобретение судии Jalinga – интерактивного программно-аппаратного комплекса для самозаписи учебного видео [4].

Естественно, для того, чтобы процесс создания онлайн-курсов и их внедрения в образовательную практику вуза был эффективным, необходимо быть в курсе российских и мировых тенденций онлайн-образования. В данной публикации мы хотим познакомить преподавателей и всех сотрудников КНИТУ-КАИ с результатами масштабного исследования в этой области, проведённого компанией EdMarket [5].

В чём состоит уникальность этого исследования?

Как утверждают специалисты EdMarket [5], до настоящего времени не проводилось системного изучения российского рынка онлайн-образования, фактически нет достоверной информации о том, насколько глубоко современные технологии проникли в сферу образования. Цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать все сегменты рынка EdTech (от англ.: Educational technology, образовательные технологии), рассмотреть модели монетизации, рассказать о ключевых игроках и инвестиционной активности на этом рынке, выявить тренды и дать прогнозы развития отрасли.

Важно, что результаты исследования распространяются открыто и бесплатно – в [5] можно заказать полную (более 300 страниц) и краткую (20 страниц) версии отчёта.

Сначала нужно разобраться с терминологией …

Действительно, как утверждает [6], сегодня большинство людей (особенно среди тех, кто не связан с бизнес-процессами в образовании) понимают EdTech несколько упрощённо – как разнообразные онлайн-курсы и вебинары. На самом деле, это понятие много глубже.

Авторы [6] понимают под термином Educational technology «учебную практику, которая упрощает обучение и повышает производительность путём создания технологических ресурсов, их использования и управления ими».

Основные цифры, факты, мнения…

Опираясь на материалы отчётов [5], остановимся лишь на самых главных показателях, характеризующих современное состояние и тенденции развития EdTech в России и в мире и сделаем соответствующие выводы.

Общая картина мирового рынка EdTech:

  • - современное состояние мирового рынка EdTech оценивается в $165 млрд;
  • - ожидаемый темп роста мирового рынка на период до 2023 г.– 5% в год;
  • - лидеры отрасли – компании, специализирующиеся на цифровых решениях на основе игровых технологий (ожидаемый среднегодовой темп роста – 22,4%) и симуляции реальных процессов (17%);
  • - набирает силу тенденция смешанного обучения (англ.: blended learning), особенно в высшем профессиональном образовании;
  • - в сознании населения укрепляется идея непрерывного обучения в течение всей жизни (англ.: long-life learning);
  • - усиливается роль образовательных видеоресурсов;
  • - происходит внедрение машинного обучения, искусственного интеллекта для нужд адаптивного обучения (при котором образовательный контент, задания и даже сама образовательная траектория «подстраиваются» под обучаемого).

Основные характеристики российского рынка EdTech:

  • - ожидаемый темп рост российского рынка онлайн-образования на период до 2023 г. – 20% в год;
  • - лидеры отрасли (в финансовом плане) – дополнительное профессиональное и высшее образование;
  • - ожидаемая доля «онлайна» в высшем профессиональном образовании к 2021 г. – 4,4% (для сравнения: в 2016 г. – 1,8%);
  • - средний годовой чек на дистанционных программах в высшем образовании составляет более 42 тыс. рублей;
  • - наблюдается тенденция к нарастанию востребованности технологий дополненной и виртуальной реальности;
  • - основные трудности на пути внедрения онлайн-обучения связаны с недостаточным уровнем подготовки преподавательских кадров, с несоответствием соотношения численности профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава вузов требованиям современного уровня образования, с необходимостью полной перестройки бизнес-процессов в вузе, с инфраструктурными барьерами.

К сожалению, формат публикации не позволяет нам более подробно рассмотреть результаты проведённого анализа. Мы надеемся, преподаватели и сотрудники университета самостоятельно ознакомятся с предложенными материалами и извлекут из них полезную информацию.

Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания и применения МООК. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги учебного года // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 28.06.2019.

2. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 19.04.2019.

3. МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.05.2019.

4. КНИТУ-КАИ внедряет новые технологии на базе студии самозаписи Jalinga // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.05.2019.

5. Исследование российского рынка онлайн‑образования и образовательных технологий (по инициативе Нетология групп) // Интернет-ресурс.

6. EdTech в России меньше, чем EdTech // Интернет-ресурс.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

ИИЭиП провел первое заседание совета партнеров

19.04.2024

В его состав вошли представители двенадцати предприятий, финансовых и общественных организаций

КАИсты – доноры крови: это не геройство, это должно стать частью жизни

19.04.2024

Порядка 20 студентов КНИТУ-КАИ ежемесячно участвуют в донациях

«Студвесна -2024»: в КНИТУ-КАИ выявили самых ярких

19.04.2024

Итоги фестиваля «Студенческая весна» были подведены в Казани. Два Гран-при достались команде Колледжа информационных технологий

Студенты КНИТУ-КАИ побывали на производственных площадках Казани

19.04.2024

Будущие инженеры и технологи воспользовались возможностью оценить карьерные перспективы заранее

Фан-клуб КНИТУ-КАИ – один из лучших в России

19.04.2024

Фан-клуб КНИТУ-КАИ вышел в финал, став вторым в заочном этапе рейтинга АССК России

«Технополис-КАИ» в третий раз стал базой для обучения студотрядовцев

19.04.2024

У всех заинтересовавшихся еще есть возможность присоединиться к одной из групп в Казани, Альметьевске или Чистополе

КАИ участвует в образовательных выставках в России и за рубежом

18.04.2024

Будущих студентов привлекают и гонками на FPV-дронах

В КНИТУ-КАИ провели День кораблестроителя

18.04.2024

Студенты встретились с представителями молодежной организации судостроительной корпорации «АкБарс»

КАИ принял международную конференцию по автомобилестроению

18.04.2024

18 апреля в вузе обсуждали инновационные технологии на транспорте