Материал подготовлен ОЭТвО КНИТУ-КАИ в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».
Начало учебного года – это время, когда строятся планы, определяются цели и задачи на год. Подводя итоги предыдущего (2018/2019) учебного года, мы говорили о том, что в новом учебном году КНИТУ-КАИ предстоит выйти на новый уровень применения дистанционных образовательных технологий – начать внедрять обучение онлайн [1]. Первым важным шагом на этом пути явилось проведение в нашем университете конкурса на создание массовых открытых онлайн-курсов (МООК) [2], [3]. Заметным событием в деле разработки МООК КНИТУ-КАИ стало приобретение судии Jalinga – интерактивного программно-аппаратного комплекса для самозаписи учебного видео [4].
Естественно, для того, чтобы процесс создания онлайн-курсов и их внедрения в образовательную практику вуза был эффективным, необходимо быть в курсе российских и мировых тенденций онлайн-образования. В данной публикации мы хотим познакомить преподавателей и всех сотрудников КНИТУ-КАИ с результатами масштабного исследования в этой области, проведённого компанией EdMarket [5].
В чём состоит уникальность этого исследования?
Как утверждают специалисты EdMarket [5], до настоящего времени не проводилось системного изучения российского рынка онлайн-образования, фактически нет достоверной информации о том, насколько глубоко современные технологии проникли в сферу образования. Цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать все сегменты рынка EdTech (от англ.: Educational technology, образовательные технологии), рассмотреть модели монетизации, рассказать о ключевых игроках и инвестиционной активности на этом рынке, выявить тренды и дать прогнозы развития отрасли.
Важно, что результаты исследования распространяются открыто и бесплатно – в [5] можно заказать полную (более 300 страниц) и краткую (20 страниц) версии отчёта.
Сначала нужно разобраться с терминологией …
Действительно, как утверждает [6], сегодня большинство людей (особенно среди тех, кто не связан с бизнес-процессами в образовании) понимают EdTech несколько упрощённо – как разнообразные онлайн-курсы и вебинары. На самом деле, это понятие много глубже.
Авторы [6] понимают под термином Educational technology «учебную практику, которая упрощает обучение и повышает производительность путём создания технологических ресурсов, их использования и управления ими».
Основные цифры, факты, мнения…
Опираясь на материалы отчётов [5], остановимся лишь на самых главных показателях, характеризующих современное состояние и тенденции развития EdTech в России и в мире и сделаем соответствующие выводы.
Общая картина мирового рынка EdTech:
- - современное состояние мирового рынка EdTech оценивается в $165 млрд;
- - ожидаемый темп роста мирового рынка на период до 2023 г.– 5% в год;
- - лидеры отрасли – компании, специализирующиеся на цифровых решениях на основе игровых технологий (ожидаемый среднегодовой темп роста – 22,4%) и симуляции реальных процессов (17%);
- - набирает силу тенденция смешанного обучения (англ.: blended learning), особенно в высшем профессиональном образовании;
- - в сознании населения укрепляется идея непрерывного обучения в течение всей жизни (англ.: long-life learning);
- - усиливается роль образовательных видеоресурсов;
- - происходит внедрение машинного обучения, искусственного интеллекта для нужд адаптивного обучения (при котором образовательный контент, задания и даже сама образовательная траектория «подстраиваются» под обучаемого).
Основные характеристики российского рынка EdTech:
- - ожидаемый темп рост российского рынка онлайн-образования на период до 2023 г. – 20% в год;
- - лидеры отрасли (в финансовом плане) – дополнительное профессиональное и высшее образование;
- - ожидаемая доля «онлайна» в высшем профессиональном образовании к 2021 г. – 4,4% (для сравнения: в 2016 г. – 1,8%);
- - средний годовой чек на дистанционных программах в высшем образовании составляет более 42 тыс. рублей;
- - наблюдается тенденция к нарастанию востребованности технологий дополненной и виртуальной реальности;
- - основные трудности на пути внедрения онлайн-обучения связаны с недостаточным уровнем подготовки преподавательских кадров, с несоответствием соотношения численности профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава вузов требованиям современного уровня образования, с необходимостью полной перестройки бизнес-процессов в вузе, с инфраструктурными барьерами.
К сожалению, формат публикации не позволяет нам более подробно рассмотреть результаты проведённого анализа. Мы надеемся, преподаватели и сотрудники университета самостоятельно ознакомятся с предложенными материалами и извлекут из них полезную информацию.
Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания и применения МООК. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:
- - электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;
- - телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.
- - форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».
Ждём Ваших вопросов и предложений.
Источники:
1. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги учебного года // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 28.06.2019.
2. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 19.04.2019.
3. МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.05.2019.
4. КНИТУ-КАИ внедряет новые технологии на базе студии самозаписи Jalinga // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.05.2019.
5. Исследование российского рынка онлайн‑образования и образовательных технологий (по инициативе Нетология групп) // Интернет-ресурс.
6. EdTech в России меньше, чем EdTech // Интернет-ресурс.
- Автор:
- Отдел электронных технологий в образовании