Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».
Создание онлайн-курсов, в частности, МООК (массовых открытых онлайн-курсов) – одно из перспективных направлений развития электронного обучения в КНИТУ-КАИ. В течение нескольких последних лет в университете создавалась теоретическая база для реализации этого направления (см. материалы 1, 2, 3, 4), а весной 2019 года были сделаны первые практические шаги, а именно, проведён Конкурс на создание МООК среди преподавателей КНИТУ-КАИ (5, 6). Важно, что «команда» разработчиков онлайн-курсов КНИТУ-КАИ не ограничивается победителями Конкурса. Так, интерес к технологии создания образовательного контента для онлайн-курсов был проявлен со стороны преподавателей КНИТУ-КАИ в связи с приобретением оборудования для самозаписи учебного видео – Jalinga Studio; многие преподаватели изъявили желание пройти обучение по (дистанционной) программе повышения квалификации «Разработка онлайн-курсов для дополнительных профессиональных программ».
В данной публикации (и в последующих материалах рубрики) мы хотели бы обратить внимание преподавателей КНИТУ-КАИ на некоторые принципиальные моменты, которые необходимо учитывать при работе над курсами онлайн-формата.
Различаются ли требования к онлайн-курсам и условия их размещения на российских и международных онлайн-платформах?
Да, и различия эти очень существенны – их необходимо учитывать уже на этапе подготовки к созданию онлайн-курса. Перед проведением (упомянутого выше) Конкурса Отделом ЭТвО была проведена большая аналитическая работа по изучению и сравнению требований, выдвигаемых со стороны МООК-платформ к размещаемым на них онлайн-курсам. Были тщательно изучены такие популярные платформы как Coursera, EdX, Udemy, Stepik и Национальная платформа «Открытое образование». Выяснилось, что эти платформы предъявляют разные требования к онлайн-курсам в отношении целого ряда критериев, а именно:
- структуры, объёма и содержания курсов – регламентируется содержание модулей и отдельных элементов курса, устанавливаются обязательные объекты;
- методики обучения – регламентируются методы и средства достижения целей обучения;
- технических характеристик – регламентируются (иногда очень жёстко) параметры текстографических и аудиовизуальных материалов курсов, выдвигаются требования по наличию отдельных версий онлайн-курсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху;
- мониторинга процесса обучения – регламентируются способы проверки и оценивания результатов обучения, степени достижения заявленных целей и задач обучения, способы организации обратной связи, проведения опросов слушателей и т.д.;
- финансовых условий размещения и сопровождения онлайн-курса на платформе (следует заметить, что многие площадки взимают разовую плату за размещение курса (так, например, стоимость размещения первого курса на Национальной платформе «Открытое образование» составляет 500 000 р., а каждого последующего – 300 000 р.) плюс ежегодная «абонентская плату» за поддержку каждого курса платформой).
Следовательно, перед началом проектирования онлайн-курса автору необходимо изучить требования платформ (см. 8, 9, 10, 11, 12), принять решение относительно выбора платформы и в дальнейшей разработке ориентироваться на требования именно этой платформы.
Принято ли решение о размещении МООК КНИТУ-КАИ, над которыми работают победители Конкурса?
Да. Находящиеся сейчас в процессе проектирования онлайн-курсы: «Компьютерное моделирование» (автор: проф. каф. ПМиИ С.В.Новикова), «Технология интегральных конструкций из композитов» (коллектив авторов во главе с зав. каф. ПЛА В.И.Халиулиным) и «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» (автор: проф. каф. МСиПБ Т.А.Ильинкова) будут размещены на платформе Stepik.
Немаловажную роль в выборе платформы сыграл тот факт, что на Stepik можно создавать онлайн-курсы бесплатно, причём сделать это может любой пользователь платформы. Этот вариант предусматривает, что курс будет доступен (также бесплатно) для поиска и записи всем пользователям платформы. За сопровождение такого курса (как и за создание) плата со стороны Stepik не взимается – ни с авторов, ни с обучаемых.
Нужно сказать, что существуют и другие (уже платные) варианты создания курса на Stepik – однако на данный момент первый вариант представляется более предпочтительным.
Какие ещё преимущества платформы Stepik повлияли на сделанный выбор?
Действительно, платформа Stepik довольно дружественна к пользователям – как к авторам курсов, так и к обучаемым. Так, всем преподавателям и организациям помимо возможности размещения и проведения курсов, Stepik предлагает
- методическую помощь при создании онлайн-курсов.
- техническую поддержку работы на платформе.
- размещение в категории «Популярные курсы» (если курс открыт и на него записалось не менее 20 пользователей);
- помощь в распространении информации о курсе (в рассылках от Stepik, соцсетях, статьях и дружественных сообществах) — если на курс записалось более 1000 человек и оценка курса по отзывам слушателей – более 4,8;
- доступ к автоматической выдаче сертификатов — при числе пользователей более 500, отсутствием отрицательных замечаний от них и соблюдением рекомендаций Stepik;
- запись в профессиональной видеостудии Stepik в Санкт-Петербурге.
К сожалению, рамки публикации не позволяют нам ответить на все вопросы преподавателей КНИТУ-КАИ относительно создания и использования онлайн-курсов, однако коллектив ОЭТвО всегда готов проконсультировать всех желающих. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:
– электронную почту: bergamo@inbox.ru, oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;
– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.
– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».
Ждём Ваших вопросов и предложений.
Источники:
1. Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 21.09.2018.
2. Семь жизней онлайн-преподавателя // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 21.10.2018.
3. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: задачи разработки учебного медиаконтента // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 22.02.2019.
4. Онлайн-образование в России: быть в курсе тенденций // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 20.09.2019.
5. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 19.04.2019.
6. МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.05.2019.
7. КНИТУ-КАИ внедряет новые технологии на базе студии самозаписи Jalinga // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.09.2019.
8. Quality Assurance in Coursera Courses (на англ. яз.).
9. EdX МООК development checklist (на англ. яз.).
10. Udemy Course Quality Checklist (на англ. яз.).
- Автор:
- Отдел электронных технологий в образовании