Четвертая лекция ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова прошла в необычном формате.
15 ноября в зале «Туполев» прошла четвертая лекция курса ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова «Уроки лидерства. Курс личностного развития». Лекция проходила в не совсем обычном формате: в качестве приглашенного гостя перед слушателями выступил депутат Государственной Думы VI и VII созывов, выпускник КАИ Марат Бариев.
Публикуем краткий конспект лекции.
***
Управление временем (продолжение)
Секрет секретов №1 – Полюби что делаешь. И тебе не придется работать ни одного дня в жизни.
Секрет секретов №2 – Надо делать.
«Общий знаменатель успеха — секрет любого человека, достигшего успеха, заключается в том, что он выработал привычку делать то, что не успешным людям делать не нравиться» (Альберт Грей).
Способность в первую очередь делать то, что необходимо, отличает успешных людей от неуспешных.
«Бедный, неудачный, несчастливый и нездоровый это тот, кто часто использует слово «завтра» (Роберт Киосаки, американский предприниматель, автор книг по инвестированию).
В управлении временем важен баланс. Важно понимать, что опасно загонять себя в жесткие рамки. Ваше время – это не цель, это инструмент достижения цели. В планировании временем должна быть гибкость. Все четыре сферы жизни в равной степени требуют вашего внимания.
Важно быть сосредоточенным в работе. Мы часто отвлекаемся. Но исследования показывают, что полное сосредоточение на работе требует минимум 10 минут. Отвлечение на 10 секунд значит потерю сосредоточенности – и десяти минут времени на возвращение к работе.
Если вы работаете – забудьте обо всем. Уберите подальше телефон, компьютер и все, что может вас отвлечь от работы, и занимайтесь в течение определенного промежутка времени только одним делом, без отвлечений.
В ходе сосредоточенной работы может возникнуть определенное состояние, когда производительность достигает наивысшей точки. Такое состояние называется состоянием потока. Это состояние характеризуется полным единением с работой, полным погружением в материал. За час работы в состоянии потока можно сделать больше работы, чем за многие годы. По-другому это можно назвать озарением.
В состояние потока можно погрузиться только при полной заинтересованности в материале. Нужно, чтобы процесс вас захватывал. Нужно полюбить процесс обучения.
Задайте себе вопрос: на что вы тратите свое время? Тратя время впустую, вы тратите впустую свою жизнь.
Важно: работать надо законченно. Устаешь от той работы, которую начал, но не доделал. Разберите изучаемый вопрос вдоль и поперек. Посвятите больше времени на изучение определенного вопроса, чтобы не оставалось вопросов.
Нужно чередовать работу с отдыхом. Примерно через час-полтора напряженной работы нужно делать перерыв – 5-10 минут, желательно размяться, сделать небольшую зарядку, желательно на свежем воздухе (если есть возможность). Важно делать перерыв до наступления усталости.
Еще один фактор эффективности: многозадачность. Этот инструмент нужно использовать только для дел, не требующих полного погружения в материал. Пример: идти + слушать, сидеть в очереди + читать и т.д.
Дополнительные навыки эффективности:
- умение быстро находить и обрабатывать информацию;
- скорочтение (умение быстро читать);
- печать вслепую всеми десятью пальцами;
- программы типа Word, Excel, PowerPoint, …:
используем не более 10-20% их возможностей – нужно изучить их полностью.
«Время – самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распорядиться ничем другим» (Питер Фердинанд Друкер (1909 - 2005) - экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века).
Если человек не может управлять временем, он не может управлять финансами, людьми и т.д.
Кейс Стива Павлино: применяя техники тайм-менеджмента, он получил два высших образования (по программированию и математике) всего за три семестра, в последний семестр устроившись программистом на полный рабочий день (40 часов в неделю) и посещая занятия по 37 курсам программирования и математики, сэкономил и вложил в бизнес около $30000.
Важно уметь управлять своим рабочим пространством: нужно уделять уборке и упорядочиванию рабочего места (будь то стол, компьютер, смартфон) 30 минут каждую неделю. Впоследствии это сэкономит 30 часов в неделю.
Правило «Если сомневаешься – выброси!»: то, что захламляет рабочее пространство, захламляет жизнь.
(ролик о самом длительном исследовании в мире: ученые Гарвардского университета задались вопросом – что же делает человека счастливым и здоровым?)
Краткое резюме ролика: «После 75 лет исследований нам стало предельно ясно, что счастливее и здоровее нас делают хорошие отношения».
3 главных урока из данного видео:
1. Одиночество убивает. 20% американцев признают себя одинокими (можно быть одиноким в толпе).
2. Дело не в количестве, а в качестве отношений. Жизнь в конфликтах – разрушительна.
3. Хорошие отношения защищают не только тело, но и мозг.
***
Марат Бариев: «Я вновь почувствовал себя студентом КАИ».
Гостем пятничной лекции стал депутат Государственной Думы VI и VII созывов, выпускник КАИ Марат Бариев. Он сказал поблагодарил ректора за лекцию и несколько слов своем карьерном пути и об образовании в КАИ. Желающие могли задать гостю интересующие вопросы.
О том, как КАИ готовит разноплановых специалистов: «Обучаясь на первом факультете, являясь студентом КиПЛА, делая диплом по закрытой теме глубоководного автономного подводного аппарата, я никогда не думал, что буду кандидатом политических, а не технических наук. Я не предполагал, что буду министром по делам молодежи, тем более спорта и туризма. Но та подготовка, которую дает наш Казанский авиационный институт, позволяет сориентироваться и работать практически в любой сфере. Она приучает человека к самоорганизованности. В качестве примера приведу выпускника КАИ, профессора Казанской консерватории Эдуарда Туманского (мы были с Альбертом Харисовичем на его выступлении): он сказал, что три профессора на кафедре вокала – это выпускники КАИ. И таких примеров множество.
Я 16 лет был министром в Татарстане: 7 лет – председателем госкомитета по делам детей и молодежи, 9 лет – министром по делам молодежи, спорта и туризма. Был период, когда у нас в правительстве одновременно было шесть выпускников КАИ: министр торговли, министр экономики, министр промышленности – в общем, представители различных сфер. Поэтому я хочу вам сказать, что вне зависимости от специальности, которой вы обучаетесь, если вы каждую свою минуту будете использовать для собственного развития, то из вас получится такой специалист, который сможет внедриться в любую сферу».
Об эффективном отдыхе: «Я считаю, что самый эффективный отдых – это активный отдых, который совмещен со спортом. Нужно активно двигаться, познавать окружающий мир, в коллективе или вдали от социума – например, в лесу».
О том, как реагировать на крутые повороты в судьбе: «Жизнь не складывается, так, как ты ее задумываешь. Я хотел быть авиационным инженером, два года работал на Казанском авиационном производственном объединении, и очень горжусь, что именно в годы моей работы был поднят в небо первый ракетоносец Ту-160. Я тогда был молодым специалистом, только начал работать. Потом я ушел в коммерческий сектор. После 1991 года мне поручили заняться созданием системы реализации молодежной политики в республике. В 2010 году меня назначили исполнительным директором Олимпийского комитета в Сочи, хотя я очень хотел остаться в Казани. Поэтому я считаю, что если ты попадаешь в подобные незапланированные ситуации, можно либо опустить руки, либо ориентироваться в новых условиях, ставить новые цели и решать новые задачи».
О качествах лидера: «Одним из важнейших качеств, на мой взгляд, является чувство ответственности: когда человек берет на себя новые задачи, он должен четко понимать, что он действительно может этой цели достигнуть, и ответственно к этому подойти – не подвести тех людей, которые ему доверились и которые за ним пошли. Второе важное качество – профессионализм, компетентность. Если не хватает необходимых знаний, то достичь поставленной цели вряд ли получится. Поэтому, например, когда я стал министром, мне пришлось окончить юридический факультет. Позже я получил экономические знания в MBA. Ну и, конечно, порядочность, чтобы люди от тебя не отвернулись. Ведь если ты один раз поведешь себя непорядочно, то люди тебе перестанут верить».
Ждем всех желающих на следующей лекции, которая состоится 22 ноября в зале «Туполев» (8-е здание КНИТУ-КАИ, Четаева 18 а).
- Автор:
- Пресс-служба КНИТУ-КАИ