Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Онлайн-обучение в дополнительном образовании КНИТУ-КАИ

13.12.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Одним из главных итогов уходящего года в области электронного обучения в КНИТУ-КАИ стало развёртывание нового (для нашего университета) направления деятельности – создание массовых открытых онлайн-курсов (МООК) КНИТУ-КАИ.

Другим прорывным направлением в этой области обещает стать разработка онлайн-курсов для реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП) КНИТУ-КАИ. Для обеспечения соответствующих методических условий, по инициативе ИППК Корпоративного института КНИТУ-КАИ, в 2019 г. была запущена одноимённая программа повышения квалификации ППС.

Остановимся на часто задаваемых вопросах об этой программе.

В чём состоит специфика программы?

Напомним, что создание МООК – это «штучное» высокотехнологичное (и финансово-затратное) производство, нацеленное на «выход» университета на международный уровень.

Одновременно в КНИТУ-КАИ продолжается разработка электронных курсов для «внутренних нужд». Это направление развивается «экстенсивно» – его цель – обеспечение веб-поддержки обучения по всем (100%) дисциплинам, преподаваемым в КНИТУ-КАИ, т.е. создание таких курсов можно назвать «массовым производством». Контроль качества курсов при этом осуществляется посредством двухэтапной экспертизы. Для подготовки преподавателей в КНИТУ-КАИ успешно реализуется (дистанционная) программа повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов» (72 ч.). В настоящее время по этой программе обучается уже девятая группа слушателей.

Программа «Разработка онлайн-курсов для ДПП» возникла из потребности университета в расширении спектра программ дополнительного профессионального образования и в увеличении количества их слушателей. В КНИТУ-КАИ имеется богатейший материал, который может быть востребован профессиональным сообществом. Удобство формата онлайн-обучения здесь трудно переоценить.

Нужно понимать, что онлайн-курсы для ДПП – это не обязательно МООК. Иными словами, они необязательно должны быть массовыми и не обязательно открытыми. Более того, онлайн-обучение по ДПП можно сочетать с обучением очным. Например, программа может предусматривать работу обучаемых в условиях лаборатории или реального производства. В этом случае в онлайн можно перенести всю подготовительную работу (описание целей работы, условий и алгоритма её выполнения, необходимого оборудования и материалов, ожидаемых результатов, вида и способа представления отчёта, а также проведение инструктажа по технике безопасности), сократив тем самым до минимума время физического пребывания обучаемых в месте выполнения работы, а значит, удешевить программу и привлечь большее число слушателей.

Каков академический объём программы?

Программа «Разработка онлайн-курсов для ДПП» рассчитана на 144 часа (24 недели), т.е. она в 2 раза больше, чем «Методология…». Большой объём программы обусловлен спецификой онлайн-курсов, иной структурой, более сложным педагогическим сценарием, принципиально иными принципами проектирования, иными способами обеспечения коммуникации. Так, учебный материал онлайн-курса всегда имеет понедельную «разбивку». Желательно, чтобы нагрузка равномерно распределялась по неделям. Проектирование осуществляется не от контента, а от ожидаемых результатов обучения – это касается не только всего курса, но и материалов каждой недели /темы. Контроль степени достижения результатов осуществляется с помощью оценочных мероприятий – их проектирование приобретает важнейшее значение, поскольку преподаватель «выводится за скобки» учебного процесса. Большое значение приобретают средства коммуникации, играющие при очном обучении лишь вспомогательную роль – например, коммуникация «обучаемый – обучаемый» при онлайн обучении может быть реализована как взаимное оценивание результатов оценочных мероприятий. Вопреки сдержанным ожиданием, практика показывает эффективность этого подхода.

Важно, что уже на стадии проектирования онлайн-курса автору необходимо предусмотреть возможные проблемы по его освоению слушателям и разработать меры по предотвращению этих проблем. 

Таким образом, если использовать производственную терминологию, разработка онлайн-курсов для ДПП предполагается как «серия». Соответственно, чтобы научиться создавать онлайн-курсы для ДПП, требуется гораздо больше времени, чем для того, чтобы научиться создавать электронные курсы для веб-поддержки очного обучения (но много меньше, чем для создания МООК).

Начато ли уже обучение преподавателей КНИТУ-КАИ по новой программе?

Да, в настоящее время успешно обучается первая группа слушателей. Следует отметить активное, заинтересованное отношение слушателей к обучению, их высокую мотивированность. Это связано с тем, что все слушатели по окончании обучения намерены создать собственные онлайн-курсы для реализации ДПП, они хорошо представляют себе целевую аудиторию обучаемых и видят потенциал новых программ и как средства популяризации КНИТУ-КАИ и как эффективного финансового инструмента.

Коллектив ОЭТвО готов ответить на любые вопросы, связанные с разработкой онлайн-курсов в КНИТУ-КАИ и с проблемами онлайн-обучения в целом. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

– электронную почту: bergamo@inbox.ru, oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».

 

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1.     С какими итогами авторы МООК подходят к концу года? // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 29.11.2019.

2.     Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.10.2017.

3.     Методология создания и использования электронных курсов // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 5.11.2019.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Лицеисты СУНЦ КАИ стали победителем Всероссийского «Техно-вызова»

28.03.2024

Трое семиклассников Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ привезли дипломы лидеров состязания в номинации «Аддитивные технологии»

КНИТУ-КАИ: в фокусе – управление человеческим капиталом

27.03.2024

В университете прошла проектно-аналитическая сессия с экспертами «Социоцентра»

Студентка КИТ КАИ стала «Медийщиком года» в Татарстане

27.03.2024

Состоялся финал Республиканской премии для обучающихся профессиональных образовательных организаций «Достижение года – 2023»

99 лет отметил ветеран КАИ Файзулхак Газизович Газизуллин

27.03.2024

Профессор-экономист, участник Парада Победы - 1945, живая легенда КАИ, Файзулхак Газизович принимал поздравления от коллег

На базе КНИТУ-КАИ появился новый диссертационный совет

26.03.2024

Министерство науки и высшего образования опубликовало приказ о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций

Ученые КНИТУ-КАИ запатентовали новый способ изготовления оснастки

26.03.2024

Обновленная оснастка уже внедрена в производство на АО «УЗГА», АО «Кронштадт», АО «ИЭМЗ «Купол» и АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск»

КНИТУ-КАИ приглашает всех на «Научный Бум»!

26.03.2024

Всероссийский карьерный форум «Научный BOOM» стартует 29 марта на площадке 8-го здания университета

В КНИТУ-КАИ обсудили перспективное развитие с экспертами «Социоцентра»

25.03.2024

С 25 по 27 марта в университете проходит проектно-аналитическая сессия (ПАС) по реализации программы «Приоритет 2030»

Студенты ИИЭиП заявили о себе на федеральных площадках

25.03.2024

Инсаф Тагиров и Рамиль Садыков вернулись из Москвы с новыми компетенциями