Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Онлайн-обучение в дополнительном образовании КНИТУ-КАИ

22.01.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Одним из главных итогов уходящего года в области электронного обучения в КНИТУ-КАИ стало развёртывание нового (для нашего университета) направления деятельности – создание массовых открытых онлайн-курсов (МООК) КНИТУ-КАИ.

Другим прорывным направлением в этой области обещает стать разработка онлайн-курсов для реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП) КНИТУ-КАИ. Для обеспечения соответствующих методических условий, по инициативе ИППК Корпоративного института КНИТУ-КАИ, в 2019 г. была запущена одноимённая программа повышения квалификации ППС.

Остановимся на часто задаваемых вопросах об этой программе.

В чём состоит специфика программы?

Напомним, что создание МООК – это «штучное» высокотехнологичное (и финансово-затратное) производство, нацеленное на «выход» университета на международный уровень.

Одновременно в КНИТУ-КАИ продолжается разработка электронных курсов для «внутренних нужд». Это направление развивается «экстенсивно» – его цель – обеспечение веб-поддержки обучения по всем (100%) дисциплинам, преподаваемым в КНИТУ-КАИ, т.е. создание таких курсов можно назвать «массовым производством». Контроль качества курсов при этом осуществляется посредством двухэтапной экспертизы. Для подготовки преподавателей в КНИТУ-КАИ успешно реализуется (дистанционная) программа повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов» (72 ч.). В настоящее время по этой программе обучается уже девятая группа слушателей.

Программа «Разработка онлайн-курсов для ДПП» возникла из потребности университета в расширении спектра программ дополнительного профессионального образования и в увеличении количества их слушателей. В КНИТУ-КАИ имеется богатейший материал, который может быть востребован профессиональным сообществом. Удобство формата онлайн-обучения здесь трудно переоценить.

Нужно понимать, что онлайн-курсы для ДПП – это не обязательно МООК. Иными словами, они необязательно должны быть массовыми и не обязательно открытыми. Более того, онлайн-обучение по ДПП можно сочетать с обучением очным. Например, программа может предусматривать работу обучаемых в условиях лаборатории или реального производства. В этом случае в онлайн можно перенести всю подготовительную работу (описание целей работы, условий и алгоритма её выполнения, необходимого оборудования и материалов, ожидаемых результатов, вида и способа представления отчёта, а также проведение инструктажа по технике безопасности), сократив тем самым до минимума время физического пребывания обучаемых в месте выполнения работы, а значит, удешевить программу и привлечь большее число слушателей.

Каков академический объём программы?

Программа «Разработка онлайн-курсов для ДПП» рассчитана на 144 часа (24 недели), т.е. она в 2 раза больше, чем «Методология…». Большой объём программы обусловлен спецификой онлайн-курсов, иной структурой, более сложным педагогическим сценарием, принципиально иными принципами проектирования, иными способами обеспечения коммуникации. Так, учебный материал онлайн-курса всегда имеет понедельную «разбивку». Желательно, чтобы нагрузка равномерно распределялась по неделям. Проектирование осуществляется не от контента, а от ожидаемых результатов обучения – это касается не только всего курса, но и материалов каждой недели /темы. Контроль степени достижения результатов осуществляется с помощью оценочных мероприятий – их проектирование приобретает важнейшее значение, поскольку преподаватель «выводится за скобки» учебного процесса. Большое значение приобретают средства коммуникации, играющие при очном обучении лишь вспомогательную роль – например, коммуникация «обучаемый – обучаемый» при онлайн обучении может быть реализована как взаимное оценивание результатов оценочных мероприятий. Вопреки сдержанным ожиданием, практика показывает эффективность этого подхода.

Важно, что уже на стадии проектирования онлайн-курса автору необходимо предусмотреть возможные проблемы по его освоению слушателям и разработать меры по предотвращению этих проблем. 

Таким образом, если использовать производственную терминологию, разработка онлайн-курсов для ДПП предполагается как «серия». Соответственно, чтобы научиться создавать онлайн-курсы для ДПП, требуется гораздо больше времени, чем для того, чтобы научиться создавать электронные курсы для веб-поддержки очного обучения (но много меньше, чем для создания МООК).

Начато ли уже обучение преподавателей КНИТУ-КАИ по новой программе?

Да, в настоящее время успешно обучается первая группа слушателей. Следует отметить активное, заинтересованное отношение слушателей к обучению, их высокую мотивированность. Это связано с тем, что все слушатели по окончании обучения намерены создать собственные онлайн-курсы для реализации ДПП, они хорошо представляют себе целевую аудиторию обучаемых и видят потенциал новых программ и как средства популяризации КНИТУ-КАИ и как эффективного финансового инструмента.

Коллектив ОЭТвО готов ответить на любые вопросы, связанные с разработкой онлайн-курсов в КНИТУ-КАИ и с проблемами онлайн-обучения в целом. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

– электронную почту: bergamo@inbox.ru, oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».

 

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1.     С какими итогами авторы МООК подходят к концу года? // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 29.11.2019.

2.     Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.10.2017.

3.     Методология создания и использования электронных курсов // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 5.11.2019.


Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Фан-клуб КНИТУ-КАИ – один из лучших в России

19.04.2024

Фан-клуб КНИТУ-КАИ вошел в финал, став вторым в заочном этапе рейтинга АССК России

«Технополис-КАИ» в третий раз стал базой для обучения студотрядовцев

19.04.2024

У всех заинтересовавшихся еще есть возможность присоединиться к одной из групп в Казани, Альметьевске или Чистополе

КАИ участвует в образовательных выставках в России и за рубежом

18.04.2024

Будущих студентов привлекают и гонками на FPV-дронах

В КНИТУ-КАИ провели День кораблестроителя

18.04.2024

Студенты встретились с представителями молодежной организации судостроительной корпорации «АкБарс»

КАИ принял международную конференцию по автомобилестроению

18.04.2024

18 апреля в вузе обсуждали инновационные технологии на транспорте

Десятеро первых: наука о прочности

18.04.2024

В продолжение рубрики, посвященной 90-летию первого выпуска КАИ, расскажем о его выдающемся представителе – Юрии Одинокове

«Трендвотчинг 3.0»: как это было

17.04.2024

Вспомним самые яркие моменты бизнес-игры апреля 2024 года

От тренинга – к акселератору

17.04.2024

В весенней серии тренингов «Трендвотчинг – игра для предпринимателей» в КНИТУ-КАИ приняло участие 366 студентов

Представители ПИШ КАИ и Университета Иннополис обменялись опытом

17.04.2024

Встреча состоялась на территории Иннополиса 16 апреля.