Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Видеоресурсы как важнейшая составляющая МООК

13.03.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Напомним, что в предыдущих материалах рубрики (1, 2) наиболее значимым событием в области электронного обучения в КНИТУ-КАИ в 2019 году было названо начало разработки МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в нашем университете. Там же были рассмотрены основные этапы этого процесса:

– этап проектирования МООК;

– производственный этап;

– этап сопровождения МООК на онлайн-платформе.

Пришло время оценить текущее состояние дел в этом направлении и сделать некоторые выводы.

На каком этапе находится сейчас разработка МООК в КНИТУ-КАИ?

Успешно преодолев этап проектирования, авторские коллективы уже в январе 2020 года перешли к производственному этапу разработки МООК. Этот этап предполагает подготовку всех материалов онлайн-курса и их выставление на онлайн-платформе. В качестве последней по ряду критериев была выбрана платформа Stepik. Сотрудниками Отдела ЭТвО на Stepik’e был создан «Демонстрационный курс для авторов КНИТУ-КАИ». Курс является практико-ориентированным; он содержит множество примеров реализации заданий различных типов (на Stepik’e существует более 10 типов заданий), а также примеров реализации практических занятий и лабораторных работ.

Для всех разрабатываемых МООК на Stepik’e организованы рабочие «площадки», где уже создана структура каждого курса, начато создание объектов и выставление материалов.

Особое место среди материалов онлайн-курсов принадлежит учебному видео. С одной стороны видео – это «лицо» курса, это то, что делает курс интересным и привлекательным для слушателей, «погружает» их в предметную область, знакомит с проблематикой научной дисциплины… С другой стороны – производство учебного видео – это самая сложная, самая трудо-, время- и финансово-затратная задача, возникающая при разработке МООК. Создание качественного видео требует очень тщательной предварительной подготовки, учёта огромного количества факторов. О самых основных требованиях к учебному видео было сказано в материале, сейчас же можно сделать некоторые выводы из опыта авторов МООК. Итак,

Что показал опыт создания учебного видео авторами МООК?

Во-первых, нужно отметить, что производство видеоресурсов (несмотря на объективные трудности с подготовкой помещений и настройкой оборудования) уже поставлено на поток. На сайте Отдела ЭТвО в разделе «Медиатека» создан подраздел «График записи учебного видео», где представлен «живой» календарь проведения видеосъёмок. На данный момент создано уже около 20 учебных видеороликов для разрабатываемых МООК. Это – большой опыт, полученный и авторами, и инженером Отдела ЭТвО Игорем Ермолаевым, непосредственно обеспечивающим как видеосъёмку, так и последующую обработку отснятого материала (postproduction).

Главный вывод, который можно сделать из полученного опыта, подтверждает тезис о необходимости самой тщательной предварительной подготовки к записи видео. Видео – это не «озвучка» конспекта, не чтение лекции на камеру. Современное учебное видео – это качественно новый уровень представления учебного материала. Это – своего рода синтез ораторского искусства, киноискусства, психологии, педагогики, эстетики, и, конечно, собственно, изучаемой предметной области.

При подготовке к видеозаписи автор онлайн курса должен ответить себе на вопросы:

– какую часть лекционного материала я буду выносить на видео? Почему именно этот материал?

– как видеоресурсы будут дополнять текстографические материалы лекции?

– какие результаты обучения будут достигнуты слушателями после просмотра видео?

– как можно проверить эти ожидаемые результаты обучения?

Огромное значение имеет правильность составления сценария видео (подробного плана выступления) и качество презентации как основы видеоресурса. Презентация должна не просто сопровождать видео в качестве эффектного фона, она должна визуализировать мысль спикера. Не следует перегружать презентации бессодержательными слайда – это только отвлекает слушателя. Непродуманный сценарий или некачественная презентация могут привести к тому, что весь труд по созданию видеоролика окажется напрасным (на заметку: чтобы создать качественный 10-минутный ролик, уходит от 3 до 6 часов напряжённой работы режиссёра и оператора-монтажёра).

Не менее важны такие аспекты, как качество речи (дикция, эмоциональность, грамотность, интонационный окрас, тембр голоса и прочее), харизма преподавателя, его внешний вид (одежда, причёска, макияж), манера держаться в кадре и так далее.

Безусловно, дело стоит того, чтобы отнестись к нему со вниманием. Да, в процессе работы в студии еще очень важна помощь и поддержка режиссёра, но при этом спикеры (преподаватели) получают возможность реализовать свои творческие замыслы в совершенно новой среде, визуализируя необходимые модули своих онлайн-курсов. Как бы это ни казалось парадоксальным, даже заядлые скептики, прошедшие «обкатку» в разработке учебных видеолекций, часто обнаруживают себя в роли весьма требовательных режиссёров-постановщиков своих учебных роликов. Дело захватывает не вопреки, а благодаря сложившейся в последние годы ауре учебного видео, доступности инструментальной базы, виртуализации видеосреды.

Мы сделали лишь самые общие выводы из опыта разработки МООК в КНИТУ-КАИ. Надеемся, что они окажутся полезными не только авторам – победителям Конкурса на создание МООК 2019 года, но и будущим авторам онлайн-курсов – это могут быть как МООК, так и курсы формата «SPOC» (англ.: Small Private Online Course, т.е. «маленькие частные онлайн-курсы»). Последние наиболее удобны для смешанного обучения, в частности, для реализации программ дополнительного образования.

Формат публикации не позволяет нам подробнее рассмотреть названные аспекты разработки видеоресурсов для МООК. Будем рады ответить на Ваши вопросы и предложения по этой проблематике.

Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

– электронную почту: bergamo@inbox.ru, oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. С какими итогами авторы МООК подходят к концу года? // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 29.11.2019.

2. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 19.04.2019.

3. МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.05.2019.

4. Демонстрационный курс для авторов КНИТУ-КАИ // Интернет-ресурс (требуется регистрация).

5. Что такое «хорошо» и что такое «плохо», если речь идет о МООК? // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 31.05.2019.

6. Искусство презентации как основа создания качественного контента // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 18.10.2019.


Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

«Технополис-КАИ» в третий раз стал базой для обучения студотрядовцев

19.04.2024

У всех заинтересовавшихся еще есть возможность присоединиться к одной из групп в Казани, Альметьевске или Чистополе

КАИ участвует в образовательных выставках в России и за рубежом

18.04.2024

Будущих студентов привлекают и гонками на FPV-дронах

В КНИТУ-КАИ провели День кораблестроителя

18.04.2024

Студенты встретились с представителями молодежной организации судостроительной корпорации «АкБарс»

КАИ принял международную конференцию по автомобилестроению

18.04.2024

18 апреля в вузе обсуждали инновационные технологии на транспорте

Десятеро первых: наука о прочности

18.04.2024

В продолжение рубрики, посвященной 90-летию первого выпуска КАИ, расскажем о его выдающемся представителе – Юрии Одинокове

«Трендвотчинг 3.0»: как это было

17.04.2024

Вспомним самые яркие моменты бизнес-игры апреля 2024 года

От тренинга – к акселератору

17.04.2024

В весенней серии тренингов «Трендвотчинг – игра для предпринимателей» в КНИТУ-КАИ приняло участие 366 студентов

Представители ПИШ КАИ и Университета Иннополис обменялись опытом

17.04.2024

Встреча состоялась на территории Иннополиса 16 апреля.

Призеров конкурса «IT-инженерия будущего» чествовали в университете

17.04.2024

Кафедра автоматизированных систем обработки информации и управления пригласила победивших школьников на церемонию награждения