Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Файзрахман Салахович Юнусов – воин, ученый, изобретатель, педагог

07.05.2020

Биография выдающегося человека, посвятившего большую часть своей жизни КАИ, — к 75-летней годовщине Победы.

Юнусов Файзрахман Салахович – выдающийся ученый-технолог, один из столпов КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева, отдавший ему 65 лет своей жизни. О таких людях говорил поэт: «На плечах нашу землю держат». Он талантливый ученый и педагог, заслуженный изобретатель РФ, заслуженный деятель науки и техники РФ и РТ, доктор технических наук, заслуженный профессор КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева. Ф.С. Юнусов стал действительным членом Россий­ской академии технологических наук и Почетным академиком Академии наук РТ.  Он - один из немногих, кто является дважды лауреатом, к тому же не только республиканской, но и российской премий. В его случае – это Национальная технологическая премия РФ и Государственная премия РТ в области науки и техники.

Биография Файзрахмана Салаховича Юнусова поразительна и удивительна. Она представляет собой достойный и поучительный пример для молодых ученых, молодежи в целом. Он родился 14 сентября 1924 в деревне Атабаево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Первые шестнадцать лет – это трудное детство в многодетной семье, получение среднего образования в сельской школе. А затем началась Великая Отечественная война. Для всех, кто знал Файзрахмана Салаховича, его уход на фронт воспринимается как нечто само собой разумеющееся потому, что он – человек исключительной отваги и мужества, не привыкший прятаться за чужую спину. Ф.С.Юнусов – непосредственный, активный и героический участник боев в составе пяти фронтов (Цен­тральный, Брянский, Южный, первый Украинский и первый Белорус­ский): начиная от обороны Москвы и кончая взятием Берлина.

 

Файзрахман Юнусов (во втором ряду слева). Оборона Москвы. 1941 г.

 

Ф.С. Юнусов (справа) с фронтовым товарищем

 

За свои подвиги он был награжден пятью боевыми орденами, а также медалями и благодарностями Верховного главнокомандующего. После прохождения службы в Германии уже в 1947 году Юнусов Ф.С. возвращается в Казань, поступает в Казанский авиационный институт и заканчивает его с отличием. В студенческой среде Юнусов Ф.С. пользовался авторитетом и уважением. В годы обучения в вузе он все пять лет был отличником учебы, старостой потока, председателем культурно-массовой работы института, членом профкома института, его фотография все годы находилась на доске Почета.

 

Студенты IV курса 1952 г.

 

Уже на производственной практике в Пермском (бывший Молотов) авиационном заводе Юнусов Ф.С.  сделал свое первое изобретение: новый способ изготовления главного шатуна девятицилиндрового поршневого двигателя. Полученное за инновацию вознаграждение было неплохой материальной поддержкой, так как он жил полностью самостоятельно. Во время очередной практики на том же заводе он предложил новую технологию обработки компрессионных колец поршней и получил уже в несколько раз большее вознаграждение. Отметим, что эти изобретения позволили уменьшить долю тяжелого ручного труда при изготовлении детали. После окончания КАИ встал вопрос о распределении выпускников.

 

Ф. С. Юнусов (третий слева во втором ряду) Выпуск 1953 г.

 

Для Файзрахмана Салаховича были предложения из конструкторского бюро С.П.Королева, а также других организаций в области ракетостроения, но он решил остаться в аспирантуре при КАИ.

 Как отмечает сам Юнусов Ф.С. в годы учебы и работы в КАИ большую поддержку ему оказали такие московские и казанские ученые как: А.В. Подзей,  В.С. Корсаков,  Ю.Г.Одиноков, М.И.Лысов, Ю.К. Застела (ректор КАИ), Р.Ш. Нигматуллин (ректор КАИ), Т.К. Сиразетдинов, Г.Ю.Даутов, Г.Л.Дегтярев (ректор КАИ), Гортышов Ю.Ф.(ректор КАИ) Абруков Н.Р.(и.о. ректора КАИ).

 

Ф.С.Юнусов с женой и внуками Рамилем и Эндже.

 

Казанское моторостроительное производственное объединение Файзрахман Салахович считал своим вторым рабочим местом, так как именно здесь претворял в жизнь все свои инновационные проекты, станки и инструменты, именно здесь среди производственников находил он своих учеников, будущих кандидатов и докторов наук. И уже в мирное время он совершил головокружительный взлет карьеры: от выдающегося выпускника КАИ (обладателя диплома с отличием) - до корифея технологической науки, защитившего кандидатскую (1959), а затем первую в СССР по техно­логии реактивного авиадвигателестроения докторскую диссертации (1969). Его жизненное кредо способствовало этому стремительному продвижению: «Никогда не останавливаться на достигнутом результате, идти только вперед, несмотря ни на какие трудности».

 

Юнусов Ф.С.  с внучкой Эндже — студенткой Казанского государственого университета, 9 мая 2011 г

.

В течение 17 лет (1973 -1990) профессор Юнусов Ф.С. руководил кафедрой производства двигателей летательных аппаратов и превратил ее в выпускающую, одну из ведущих кафедр КАИ. С приходом этого энергичного, талантливого и целеустремленного человека в качестве заведующего, жизнь на кафедре резко преобразилась и закипела.  Многие производственники, ученики Файзрахмана Салаховича, пришли работать на кафедру ПДЛА, и она превратилась в мощный коллектив единомышленников, которым оказались под силу решения очень серьезных учебных и научных задач.

Ф.С. Юнусов был организатором и создателем новых учебных и научных лабораторий: сборки авиационных газотурбинных двигателей, станочных приспособлений и охраны труда. Хоздоговорные лаборатории давали дополнительный источник материального дохода для сотрудников кафедры, института в целом. Под руководством профессора Юнусова Ф.С. впервые в институте была организована целевая интенсивная подготовка студентов на базе завода КМПО. Это позволило связать учебный процесс, научные изыскания с производством, новейшими технологиями и техникой, а впоследствии создать впервые в стране факультет повышения квалификации инженерно-технических работников авиационной отрасли (ФПК ИТР). Достигнутые результаты позволили Юнусову Ф.С. добиться признания кафедры ПДЛА, а благодаря этому и Казанского авиационного института – головными в СССР по программе «Авиационная технология». Возглавляемая им кафед­ра постоянно занимала призовые места в институтском рейтинге, на различных конкурсах и выставках Советского Союза, Российской Федерации.

 

Юнусов Ф.С. с сотрудниками кафедры ПДЛА 1995 г.

 

 Как ученый Ф.С. Юнусов впервые в мире предложил и разработал теорию и новые способы формо­образования сложнопрофильных поверхностей, которые открыли принципиально новые направления в технике и технологии, получили широ­кое применение в СССР, а затем в РФ и за рубежом. Были получены патенты и авторские свидетельства на изобретения способов и конструкций прогрессивной техники. Их внедрение в производство привело к резкому росту ресурса и надежности авиационных двигателей и деталей (например, стальных лонжеронов лопастей  вертолетов МИ-6 – более чем в 30 раз и т.д.), сокращению сроков их выпуска и повышению эксплуатационных показателей и производительности в несколько десятков раз. В результате все это позволило Ф.С.Юнусову открыть новое научное направление и создать школу физико-механических и электрохимических способов формообразований деталей со сложнопрофильными поверхностями. Самостоятельно и совместно с учениками профессор Юнусов Ф.С. выполнил более 600 работ. Среди них: 13 монографий, 2 учебника для вузов и 9 учебных пособий. Было получено более 150 патентов и авторских свидетельств на изобретения.

География внедрения разработок Ф.С.Юнусова на более чем 30 заводах охватывает пространство бывшего СССР. Под руководством Ф.С. Юнусова было выполнено несколько правительственных заданий. Одно из них - «Внедрение прогрессивных технологических процессов на ремонтных предприятиях Госкомсельхозтехники». По этому заданию его кафедрой впервые были решены три проблемы: восстановление чугунных коленчатых валов, поршневых пальцев и поршней автомобильных двигателей. С сотрудниками всех организаций, с которыми контактировал Файзрахман Салахович, у него сложились хорошие научно-технические и товарищеские отношения, позволявшие быстро решать любые вопросы производственного и научного характера.

Ф.С. Юнусов работал в тесном контакте со многими генеральными конструкторами. Он был связан с научно-исследовательскими институтами и техническими университетами почти во всех отраслях машиностроения и приборостроения. Среди них: учебные заведения Москвы (МАИ, МВТУ, МАТИ, НИАТ), Уфы (УАГУ), Самары (СГАУ), Пензы (НИИПТхиммаш), Набережных Челнов, Йошкар-Олы, Киева, Запорожья и других городов. Сохраняющиеся до сих пор связи КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева с институтами, промышленными предприятиями и организациями республики и страны в целом – во многом результат деятельности Ф.С.Юнусова.

Профессор Ф.С. Юнусов много сил вкладывал в подготовку на­учных кадров. К нему всегда стремились попасть в аспирантуру и докторантуру. Его обширные знания, огромный педагогический и организаторский опыт, чуткое и внимательное отношение к людям, неиссякаемая энергия вызывали восхищение и гордость у его учеников. Он щедро делился с ними своими знаниями и идеями. Под его руководством выполнили и успешно защитили докторские и кандидатские диссертации более 70 учеников. Среди подготовленных им 11 докторов наук семеро являются академиками РФ. Ученики Ф.С.Юнусова работают ректором института, заведующими кафедрами, генеральным конструктором, генеральными директорами, руководителями НИИД, заместителями директоров по науке, профессорами и доцентами вузов, НИИ, КБ, в авиационном департаменте и т.д.  Как отмечают многие из его учеников, профессора Юнусова Ф.С. отличало исключительное трудолюбие и целеустремленность, умение глубоко видеть проблему, находить способы ее решения и воплощения в практическую реальность. В одной из университетской газет КАИ «Крылья» опубликовано воспоминание одной из учениц Юнусова Ф.С.   доцента кафедры технологии машиностроительных производств  Моисеевой Л.Т.: «В 1968 году после окончания школы я поступила в КАИ и закончила его в 1974 году по специальности инженер-математик. Сначала я шесть лет проработала по распределению на КОМЗе, а в 1980 году перешла в КАИ на кафедру, которая тогда называлась «Производство двигателей летательных аппаратов» и заведовал ею профессор Юнусов Ф.С. Файзрахман Салахович сразу поразил меня своим спокойствием и доброжелательным отношением ко всем работающим под его руководством. Он готов был помогать всем, кто нуждался в его помощи, и люди знали об этом и шли к нему со своими проблемами». Приведу также воспоминание доктора технических наук Смоленцева В.П.: «Более близко я с ним познакомился после окончания КАИ, когда стал работать в Казанском филиале НИАТ и заочно учиться в аспирантуре при кафедре ПДЛА. Хотя моя область исследований была далеко от направления научных интересов Файзрахмана Салаховича, я часто с ним встречался как на кафедре, так и в домашней обстановке. Я ему благодарен за те рекомендации, которые он мне давал по диссертации. Подчеркиваю, что Файзрахман Салахович был признанным авторитетом в области исследований технологии финишной обработки лопаток газотурбинных двигателей свободной лентой. Все моторостроительные заводы использовали его изобретения в области чистовой обработки профиля пера лопатки ГТД…Файзрахман Салахович  имеет  десятки правительственных и отраслевых наград за подвиги во время войны и достижения мирного времени, но он остался простым, доступным для всех, в том числе для студентов, которые относятся к нему с уважением и любовью. Мне доставляют радость личные встречи с Файзрахманом Салаховичем, всегда приятно видеть его добрым, полным планов, окруженным семьей, учениками и друзьями».

 

 

Файзрахман Салахович являлся Тружеником с большой буквы, что отражено в многочисленных регалиях, украшающих его послужной список. За боевые подвиги и трудовые успехи Ф.С. Юнусов был награжден тремя орденами Отечественной войны - I и П степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами: Славы Ш степени, Дружбы народов и По­чета, 21 медалью и значком «Фронтовик 1941-1945», 18 благодарно­стями Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина и благодарно­стью Главнокомандующего группой Советских войск Германии мар­шала Советского Союза В.Д. Соколовского. В мирное время он особенно ценил медаль Петра Великого, полученную им за выдающиеся достижения в отечественных технологиях.

Файзрахман Салахович – человек счастливой судьбы, ибо у него была приносящая радость, удовлетворение и большую общественную пользу работа, которой он посвятил всю свою жизнь, знания и опыт. Остались благодарные, внимательные ученики, есть признание и высокий авторитет среди коллег, руководителей и сотрудников предприятий, всех, кому довелось работать и общаться с ним. За выдающиеся достижения в труде и жизни Казанская городская дума присвоила одной из улиц города Казани имя Юнусова Файзрахмана Салаховича.  В 2014 году вышла   книга из серии ЖЗЛ КАИ: «Файзрахман Салахович Юнусов», посвященная жизни и деятельности этого легендарного человека.

 

 


Автор:
Коллектив физико-математического факультета

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

ИИЭиП провел первое заседание совета партнеров

19.04.2024

В его состав вошли представители двенадцати предприятий, финансовых и общественных организаций

КАИсты – доноры крови: это не геройство, это должно стать частью жизни

19.04.2024

Порядка 20 студентов КНИТУ-КАИ ежемесячно участвуют в донациях

«Студвесна -2024»: в КНИТУ-КАИ выявили самых ярких

19.04.2024

Итоги фестиваля «Студенческая весна» были подведены в Казани. Два Гран-при достались команде Колледжа информационных технологий

Студенты КНИТУ-КАИ побывали на производственных площадках Казани

19.04.2024

Будущие инженеры и технологи воспользовались возможностью оценить карьерные перспективы заранее

Фан-клуб КНИТУ-КАИ – один из лучших в России

19.04.2024

Фан-клуб КНИТУ-КАИ вышел в финал, став вторым в заочном этапе рейтинга АССК России

«Технополис-КАИ» в третий раз стал базой для обучения студотрядовцев

19.04.2024

У всех заинтересовавшихся еще есть возможность присоединиться к одной из групп в Казани, Альметьевске или Чистополе

КАИ участвует в образовательных выставках в России и за рубежом

18.04.2024

Будущих студентов привлекают и гонками на FPV-дронах

В КНИТУ-КАИ провели День кораблестроителя

18.04.2024

Студенты встретились с представителями молодежной организации судостроительной корпорации «АкБарс»

КАИ принял международную конференцию по автомобилестроению

18.04.2024

18 апреля в вузе обсуждали инновационные технологии на транспорте