Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

К 100-летию ТАССР

27.05.2020

Материал подготовлен Музеем КАИ.

В 30-е гг. XX века развивающаяся авиационная промышленность и строительство авиакомбината в ТАССР требовали расширения подготовки молодых специалистов, что и привело к созданию КАИ.

Руководство всей практической работой по организации нового института взял на себя Н.Г. Четаев. Н.Г. Четаев – заслуженный деятель науки ТАССР (1940 г.), член-корреспондент АН СССР (1943 г.), действительный член Академии артиллерийских наук (1947), Лауреат Ленинской премии (1960 г.).

Начиная с 1962 года, в КАИ проводятся Четаевские конференции, на главном здании института установлена мемориальная доска. В 1986 году имя Н.Г. Четаева присвоено одной из улиц г. Казани. Благотворное влияние его идей испытали и многие другие научные направления КАИ.  В 30-е годы были созданы благоприятные условия для роста собственных кадров высшей квалификации – докторов наук. В результате уже в 1937 г. состоялись первые защиты докторских диссертаций Г.В. Каменковым, Х.М. Муштари, И.Г. Малкиным. Здесь проявился его незаурядный талант организатора и администратора.

Именно тридцатые годы были периодом наибольшей творческой активности, закладки основ Казанской научной школы механиков. 

Ещё в июне 1930 года Н.Г. Четаев в докладной записке в адрес деканата физико-математического факультета КГУ (ныне КФУ) обосновывает необходимость создания аэродинамической лаборатории как базы подготовки авиационных инженеров. Горсовет выделил для этих целей здание закрытого польского костела (ныне 4-ое здание КНИТУ-КАИ). Н.Г. Четаев сразу же организовал работу по его перестройке под аэродинамическую лабораторию. Продолжилась эта работа в открытом в 1932 году Казанском авиационном институте. В 1939 году лаборатория заработала на полную мощность. Особое значение она приобрела в первые годы Великой Отечественной войны.  

С октября 1941 года по январь 1942 года 620 сотрудников и студентов КАИ строили противотанковые рвы. По заданию Государственного комитета обороны в сентябре было начато формирование институтской колонны для строительства оборонительных сооружений на правом берегу Волги (в районе г. Буинска).

 

Студенты КАИ плывут на барже до Тетюш на строительство оборонных сооружений.1941

Начальником колонны был назначен заведующий кафедрой марксизма-ленинизма Иван Иванович Бойков. С начала и до конца строительства колонна КАИ была лучшей на участке № 2, в который она входила: составляя 15 ٪  от численности участка, она выполнила 75 ٪проделанной им работы, став победителем соцсоревнования и завоевав переходящее Красное Знамя Татарского обкома партии. Лучшие бригадиры и рядовые работники были награждены аттестатами “Отличник оборонного строительства”, а С.Г. Нужин -  Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ТАССР.

С приближением немцев к Москве осенью 1941 года аэродинамические трубы в ЦАГИ были остановлены, а коллективы лабораторий отправлены в эвакуацию. В том числе большая группа научных работников ЦАГИ приехала в Казань и стала работать на базе нашей аэродинамической трубы, которая с 1941 до конца 1943 года была единственной действовавшей на территории страны. Весь этот период в нашем институте работали ведущие ученые – аэродинамики, академики А.А. Дородницын, В.В. Струминский,   С.А. Христианович во главе с главным аэродинамиком страны будущим президентом АН СССР – М.В. Келдышем.

Нашу аэродинамическую лабораторию посещали академик С.А. Чаплыгин, авиаконструкторы А.Н. Туполев и В.М. Петляков, руководившие продувками моделей своих самолетов, по результатам которых создавались их новые модификации.

В это время на Казанском авиационном заводе в серийном производстве находились самолеты АНТ-42 - ТБ-7 (которому потом присвоят название Пе-8), и Пе-2, и все доводочные работы по ним проводились на базе трубы КАИ.

Самолет Пе-2 выпускался в нескольких модификациях, и все изменения перед внедрением в серию апробировались на модели самолета в аэродинамической трубе (например, применение тормозных решеток на режиме пикирования для уменьшения скорости).

После гибели В.М. Петлякова (январь 1942 г.) самолет Пе-2 курировал  А.Н. Туполев. Андрей Николаевич дважды приезжал в КАИ и был в аэродинамической лаборатории в декабре 1943 года и в апреле 1944 года, где в его присутствии проводились испытания модели Пе-2 – исследовались спектры обтекания потоком воздуха крыльев и оперения самолета.

По результатам личных наблюдений А.Н. Туполева за спектрами обтеканий им были выработаны и внедрены в серийную машину рекомендации по совершенствованию обводов самолета, в частности, крыла.

После окончания Великой Отечественной войны лаборатория КАИ тесно сотрудничала с аэродинамической лабораторией № 2 ЦАГИ. В том числе, в 1945-1955 годы в нашей трубе был проведен объемный комплекс работ по испытаниям стреловидных крыльев, которые возглавлял в ЦАГИ академик   В.В. Струминский (работавший в 1941-1943 гг. в Казани). Тем самым КАИ внес весомый вклад во внедрение стреловидных  крыльев на ряде скоростных как дозвуковых, так и сверхзвуковых самолетов, спроектированных в ОКБ Туполева: Ту-14, Ту-16, Ту-104, Ту-22 и других.

В 1947 году, когда Казанскому авиационному заводу поручили строить самолет Ту-4, Андрей Николаевич приехал в Казань и лично руководил завершающим этапом строительства первых самолетов этой марки.

В 70-е годы XX века строительство   Камского автомобильного гиганта в Татарской республике вызвало необходимость его обеспечения специалистами высшей квалификации. В 1970 году КАИ получил почетное и ответственное задание Минвуза РСФСР – организовать подготовку кадров для КамАЗа, строящегося в г. Набережные Челны.

В 1970 году открывается факультет автостроения. Его бессменным деканом стал доцент Евгений Васильевич Ржевский, внесший большой вклад в его организацию и развитие. Факультет создавался на базе кафедр и педагогического персонала существующих факультетов. Большую роль в формировании факультета сыграл Юрий Петрович Яковлев, который создал профилирующую кафедру – автомобилей и автомобильных двигателей.

С 1971 года в институте подготовительное отделение, обеспечивающее 20% формирования дневных факультетов молодежью из среды рабочих, колхозников и военнослужащих.

Высокая квалификация преподавателей института, оперативная помощь КамАЗа в оснащении лабораторий оборудованием и образцами автомобильной техники позволили коллективу факультета быстро наладить учебный процесс и уже в 1974 году дать первый выпуск инженеров – автомобилистов. А первый отряд выпускников КАИ с других факультетов был направлен на КамАЗ уже в 1971 году.

За 13 лет факультетом было подготовлено более 2000 инженеров для автогиганта.

В 1983 году автофакультет КАИ был расформирован в связи с передачей автомобильных специальностей во вновь созданный Камский политехнический институт в г. Набережные Челны. Первым его ректором стал доцент кафедры воздушно-реактивных двигателей – Владимир Александрович Саламашкин.

 

 

В недрах радиотехнического факультета (открытого в 1952 году) рождаются специальности, связанные с развитием вычислительной техники, конструированием и математическим обеспечением ЭВМ, подготовившие в 1972 году открытие факультета вычислительных и управляющих систем.

С 1967 года страна получила более 90 тысяч инженеров для народного хозяйства страны. В несколько раз увеличилось количество специальностей. 

Широко известные научные школы, сложившиеся в Казанском авиационном институте:

  • Казанская школа устойчивости движения, основанная профессором  Четаевым Н.Г., впоследствии членом корреспондентом АН СССР. Представители этой школы организовали крупные центры во многих городах.
  • Казанская школа двигателестроения, основанная работающими в институте В. П. Глушко и С. П. Королевым, впоследствии академиками, руководителями ракетной программы в стране, а также профессором Г. С. Жирицким, именем которого назван один из кратеров на Луне.

Ежегодно в институте выпускается  около 1000  молодых инженерных специалистов. О высоком качестве подготовки специалистов говорит тот факт, что подавляющее большинство предприятий и организаций Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока возглавляются выпускниками КАИ. 

Некоторые из выпускников КАИ выросли до руководителей отраслей промышленности. Так Силаев И. С. и Симонов М. П. являлись зам. Министра авиапромышленности СССР, Средин Г. В. – первым зам. начальника ГПУ СА и ВМФ СССР.

Результатом работы КАИ, профессорско-преподавательского состава и сотрудников института является его многотысячные выпускники-инженеры, вносящие неоценимый вклад в дело развития РТ и РФ.

Подборка событий, приуроченных к праздничной дате, от научно-технической библиотеки им. Н. Г. Четаева

Фото: музей КАИ, сайт М. В. Сачёва


Автор:
Музей КАИ

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Тимур Алибаев встретился с хокимом Ферганской области Узбекистана

22.04.2024

Встреча состоялась накануне подписания меморандума о взаимопонимании между КНИТУ-КАИ и Ферганским госуниверситетом

Финал Школьного чемпионата «Что? Где? Когда?» оказался «Солнечным»

22.04.2024

«Золото» всех возрастных номинаций собрали команды казанской школы «СОлНЦе»

Студенты КИТ стали одними из лучших на форуме «Хакатон Весна 2024»

22.04.2024

Их команда «CIT CODE» стала одной из дюжины победителей со всей России и взяла приз от Сбербанка в размере 75 000 рублей

Сотрудники КАИ выступили с докладами на международной конференции

22.04.2024

Преподаватели кафедры ЭУП и отдела международного сотрудничества КАИ предложили, как повысить интерес к техническим специальностям

ИИЭиП провел первое заседание совета партнеров

19.04.2024

В его состав вошли представители двенадцати предприятий, финансовых и общественных организаций

КАИсты – доноры крови: это не геройство, это должно стать частью жизни

19.04.2024

Порядка 20 студентов КНИТУ-КАИ ежемесячно участвуют в донациях

«Студвесна -2024»: в КНИТУ-КАИ выявили самых ярких

19.04.2024

Итоги фестиваля «Студенческая весна» были подведены в Казани. Два Гран-при достались команде Колледжа информационных технологий

Студенты КНИТУ-КАИ побывали на производственных площадках Казани

19.04.2024

Будущие инженеры и технологи воспользовались возможностью оценить карьерные перспективы заранее

Фан-клуб КНИТУ-КАИ – один из лучших в России

19.04.2024

Фан-клуб КНИТУ-КАИ вышел в финал, став вторым в заочном этапе рейтинга АССК России