Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».
Продолжая серию аналитических заметок о лучших практиках применения онлайн-обучения в вузах России, в данной публикации мы остановимся на тенденциях развития цифровых образовательных технологий, а также на ближайших целях и задачах вузов в этом направлении, рассмотренных в докладе генерального директора Университета 20.35 Василия Третьякова [1] на «Летней школе преподавателя «Пять цифровых навыков для дистанта»», (ООО «Юрайт Академия», 22 – 26 июня 2020 г.) [2].
Что представляет собой Университет 20.35?
Университет 20.35 [3] – это цифровая платформа, принципиально отличная от других известных платформ онлайн-образования. Это не только «площадка» для размещения онлайн курсов и организации учебного процесса, но, прежде всего, рекомендательная система, основанная на применении технологий искусственного интеллекта. Она предназначена для индивидуализации образовательных траекторий, адаптации их под персональные цели и потребности обучаемых.
В фокусе усилий университета — подготовка кадров для цифровой экономики, для обеспечения опережающего технологического развития России, конкурентоспособности российских компаний на глобальном рынке. Основная цель университета – формирование единой цифровой образовательной среды, где «стёрты границы между университетами, школой и бизнесом, где есть общая система обмена знаниям, которыми свободно пользуются и те, кто учит, и те, кто учится».
Университет 20.35 тесно сотрудничает с российскими вузами в сфере реализации различных проектов по внедрению цифровых образовательных технологий, проводит большую исследовательскую работу. Среди основных направлений исследования университета –
направления цифровизации образования в «пост-карантинный» период.
Переход на дистанционный формат занятий, происшедший в последние три месяца как вынужденная мера, наглядно продемонстрировал необходимость цифровизации учебного процесса. Очевидно, что образование во всём мире уже не будет прежним. Вопрос – в каком направлении следует развивать цифровизацию обучения в вузах, каковы ближайшие цели и задачи университетов в этой сфере?
Обобщая опыт Университета 20.35 и университетов-партнёров, В. Третьяков выделяет следующие цели и задачи цифровизации на 2020/2021 учебный год:
Цели:
– обеспечение устойчивости учебного процесса (независимости от быстро меняющихся внешних условий) – это ключевая цель. Её достижение возможно только за счёт создания «гибридной» образовательной среды, позволяющей быстро (без потери качества и ритма обучения) переводить учебный процесс из одного формата в другой;
– обновление содержания образовательных программ – это веление времени, связанное с быстрым технологическим развитием общества, возникновением потребностей в новых компетенциях;
– повышение мотивации и вовлечённости обучаемых – один из основных «атрибутов» современного образования, «краеугольный камень» любой образовательной программы;
– оптимизация затрат времени как обучаемых, так и преподавателей – очевидность этой цели не вызывает сомнений. Переход от очного формата занятий к «цифре», в первую очередь, оказался очень трудо- и время-затратным для преподавателей, особенно в тех вузах, которые прежде пренебрегали внедрением дистанционных образовательных технологий. Основная сложность здесь, по-видимому, состоит в автоматизации обратной связи, в первую очередь, проверки и оценивания степени достижения обучаемыми ожидаемых результатов. Однако важно обеспечить полноценное взаимодействие участников учебного процесса, что требует применение современного цифрового инструментария – соответствующие ссылки приведены в презентации доклада ([1], с 02.50, блок «Решения»).
Чёткая формулировка целей позволила докладчику определить задачи, которые в самое ближайшее время необходимо решить вузам. Это:
– внедрение модели «смешанного обучения» – создание упомянутой выше «гибридной» среды, внедрение элементов дистанционного обучения в традиционные форматы занятий, поддержка и развитие навыков применения дистанционных образовательных технологий должны стать неотъемлемой частью образовательной деятельности вузов. Как подчеркнул В.Третьяков, «смешивание» форматов будет эффективным только в том случае, если оно тщательно продуманно: выбор того или иного формата должен определяться, в первую очередь, его целесообразностью с точки зрения достижения ожидаемых результатов обучения.
– персонализация и практико-ориентированность обучения – актуальность этой задачи обусловлена, с одной стороны, всё большей индивидуализацией образовательных потребностей людей (причём не только молодёжи!), различием их мотивации и когнитивных способностей, а с другой стороны – теми широкими возможностями, которые открываются для такой индивидуализации за счёт применения дистанционных образовательных технологий. ;
– сетевое взаимодействие, вовлечение бизнеса – быстро растущая потребность общества в специалистах, обладающих новыми компетенциями, как было отмечено выше, требует непрерывной (и очень быстрой) модернизации образовательных программ. Современные реалии таковы, что вузовская наука не может быть «вещью в себе» – передний край научно-технического развития сегодня находится в сфере бизнеса, в сфере производства, а значит, вузам необходимо разработать механизм «передачи» знаний и компетенций из области реальной экономики в вузы. Для этого необходимо организовать сетевое взаимодействие вузов и предприятий, вузам следует привлекать представителей бизнеса к разработке образовательных программ.
– обоснованность принимаемых решений на основе применения методов анализа данных, искусственного интеллекта – эта задача, по-видимому, является самой перспективной и, в то же время, самой сложной. Опыт, приобретённый в этом направлении Университетом 20.35, заслуживает отдельного внимания.
Изложенные в докладе цели и задачи цифровизации образования, очевидно, являются общими для всех вузов. При этом в каждом университете имеется и своя специфика, затрудняющая или, напротив, облегчающая их достижение. Возможно, что вузы могут иметь и собственные цели, которые уже сейчас нужно чётко представлять, чтобы определить способы их достижения, и задачи, которые при этом нужно решить.
Приглашаем преподавателей, весь коллектив КНИТУ-КАИ принять участие в обсуждении вопросов цифровизации обучения в нашем вузе.
Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:
– электронную почту: iishakirov@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;
– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.
– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».
Ждём Ваших вопросов и предложений.
Источники
1. «Цифровые технологии в образовании: тренды и решения» // Видеозапись доклада В.Третьякова на «Летней школе преподавателя «Пять цифровых навыков для дистанта»», (ООО «Юрайт Академия», 22 июня 2020 г.) – c 02:37.
- Автор:
- Отдел электронных технологий в образовании