Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Цифровизация образования: ближайшие цели и задачи

29.06.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Продолжая серию аналитических заметок о лучших практиках применения онлайн-обучения в вузах России, в данной публикации мы остановимся на тенденциях развития цифровых образовательных технологий, а также на ближайших целях и задачах вузов в этом направлении, рассмотренных в докладе генерального директора Университета 20.35 Василия Третьякова [1] на «Летней школе преподавателя «Пять цифровых навыков для дистанта»», (ООО «Юрайт Академия», 22 – 26 июня 2020 г.) [2].

Что представляет собой Университет 20.35?

Университет 20.35 [3] – это цифровая платформа, принципиально отличная от других известных платформ онлайн-образования. Это не только «площадка» для размещения онлайн курсов и организации учебного процесса, но, прежде всего, рекомендательная система, основанная на применении технологий искусственного интеллекта. Она предназначена для индивидуализации образовательных траекторий, адаптации их под персональные цели и потребности обучаемых.

В фокусе усилий университета — подготовка кадров для цифровой экономики, для обеспечения опережающего технологического развития России, конкурентоспособности российских компаний на глобальном рынке. Основная цель университета – формирование единой цифровой образовательной среды, где «стёрты границы между университетами, школой и бизнесом, где есть общая система обмена знаниям, которыми свободно пользуются и те, кто учит, и те, кто учится».

Университет 20.35 тесно сотрудничает с российскими вузами в сфере реализации различных проектов по внедрению цифровых образовательных технологий, проводит большую исследовательскую работу. Среди основных направлений исследования университета –

направления цифровизации образования в «пост-карантинный» период.

Переход на дистанционный формат занятий, происшедший в последние три месяца как вынужденная мера, наглядно продемонстрировал необходимость цифровизации учебного процесса. Очевидно, что образование во всём мире уже не будет прежним. Вопрос – в каком направлении следует развивать цифровизацию обучения в вузах, каковы ближайшие цели и задачи университетов в этой сфере?

Обобщая опыт Университета 20.35 и университетов-партнёров, В. Третьяков выделяет следующие цели и задачи цифровизации на 2020/2021 учебный год:

Цели:

обеспечение устойчивости учебного процесса (независимости от быстро меняющихся внешних условий) – это ключевая цель. Её достижение возможно только за счёт создания «гибридной» образовательной среды, позволяющей быстро (без потери качества и ритма обучения) переводить учебный процесс из одного формата в другой;

обновление содержания образовательных программ – это веление времени, связанное с быстрым технологическим развитием общества, возникновением потребностей в новых компетенциях;

повышение мотивации и вовлечённости обучаемых – один из основных «атрибутов» современного образования, «краеугольный камень» любой образовательной программы;

оптимизация затрат времени как обучаемых, так и преподавателей – очевидность этой цели не вызывает сомнений. Переход от очного формата занятий к «цифре», в первую очередь, оказался очень трудо- и время-затратным для преподавателей, особенно в тех вузах, которые прежде пренебрегали внедрением дистанционных образовательных технологий. Основная сложность здесь, по-видимому, состоит в автоматизации обратной связи, в первую очередь, проверки и оценивания степени достижения обучаемыми ожидаемых результатов. Однако важно обеспечить полноценное взаимодействие участников учебного процесса, что требует применение современного цифрового инструментария – соответствующие ссылки приведены в презентации доклада ([1], с 02.50, блок «Решения»).

Чёткая формулировка целей позволила докладчику определить задачи, которые в самое ближайшее время необходимо решить вузам. Это:

– внедрение модели «смешанного обучения» – создание упомянутой выше «гибридной» среды, внедрение элементов дистанционного обучения в традиционные форматы занятий, поддержка и развитие навыков применения дистанционных образовательных технологий должны стать неотъемлемой частью образовательной деятельности вузов. Как подчеркнул В.Третьяков, «смешивание» форматов будет эффективным только в том случае, если оно тщательно продуманно: выбор того или иного формата должен определяться, в первую очередь, его целесообразностью с точки зрения достижения ожидаемых результатов обучения.

– персонализация и практико-ориентированность обучения – актуальность этой задачи обусловлена, с одной стороны, всё большей индивидуализацией образовательных потребностей людей (причём не только молодёжи!), различием их мотивации и когнитивных способностей, а с другой стороны – теми широкими возможностями, которые открываются для такой индивидуализации за счёт применения дистанционных образовательных технологий. ;

сетевое взаимодействие, вовлечение бизнеса – быстро растущая потребность общества в специалистах, обладающих новыми компетенциями, как было отмечено выше, требует непрерывной (и очень быстрой) модернизации образовательных программ. Современные реалии таковы, что вузовская наука не может быть «вещью в себе» – передний край научно-технического развития сегодня находится в сфере бизнеса, в сфере производства, а значит, вузам необходимо разработать механизм «передачи» знаний и компетенций из области реальной экономики в вузы. Для этого необходимо организовать сетевое взаимодействие вузов и предприятий, вузам следует привлекать представителей бизнеса к разработке образовательных программ.

обоснованность принимаемых решений на основе применения методов анализа данных, искусственного интеллекта – эта задача, по-видимому, является самой перспективной и, в то же время, самой сложной. Опыт, приобретённый в этом направлении Университетом 20.35, заслуживает отдельного внимания.

Изложенные в докладе цели и задачи цифровизации образования, очевидно, являются общими для всех вузов. При этом в каждом университете имеется и своя специфика, затрудняющая или, напротив, облегчающая их достижение. Возможно, что вузы могут иметь и собственные цели, которые уже сейчас нужно чётко представлять, чтобы определить способы их достижения, и задачи, которые при этом нужно решить.

Приглашаем преподавателей, весь коллектив КНИТУ-КАИ принять участие в обсуждении вопросов цифровизации обучения в нашем вузе.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

– электронную почту: iishakirov@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. «Цифровые технологии в образовании: тренды и решения» // Видеозапись доклада В.Третьякова на «Летней школе преподавателя «Пять цифровых навыков для дистанта»», (ООО «Юрайт Академия», 22 июня 2020 г.) – c 02:37.

2._Образовательная платформа «Юрайт».

3. Университет 20.35.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

КНИТУ-КАИ: в фокусе – управление человеческим капиталом

27.03.2024

В университете прошла проектно-аналитическая сессия с экспертами «Социоцентра»

Студентка КИТ КАИ стала «Медийщиком года» в Татарстане

27.03.2024

Состоялся финал Республиканской премии для обучающихся профессиональных образовательных организаций «Достижение года – 2023»

99 лет отметил ветеран КАИ Файзулхак Газизович Газизуллин

27.03.2024

Профессор-экономист, участник Парада Победы - 1945, живая легенда КАИ, Файзулхак Газизович принимал поздравления от коллег

На базе КНИТУ-КАИ появился новый диссертационный совет

26.03.2024

Министерство науки и высшего образования опубликовало приказ о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций

Ученые КНИТУ-КАИ запатентовали новый способ изготовления оснастки

26.03.2024

Обновленная оснастка уже внедрена в производство на АО «УЗГА», АО «Кронштадт», АО «ИЭМЗ «Купол» и АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск»

КНИТУ-КАИ приглашает всех на «Научный Бум»!

26.03.2024

Всероссийский карьерный форум «Научный BOOM» стартует 29 марта на площадке 8-го здания университета

В КНИТУ-КАИ обсудили перспективное развитие с экспертами «Социоцентра»

25.03.2024

С 25 по 27 марта в университете проходит проектно-аналитическая сессия (ПАС) по реализации программы «Приоритет 2030»

Студенты ИИЭиП заявили о себе на федеральных площадках

25.03.2024

Инсаф Тагиров и Рамиль Садыков вернулись из Москвы с новыми компетенциями

КАИсты обошли в студенческой кибербитве МФТИ и МИРЭА

25.03.2024

Команда кафедры систем информационной безопасности КНИТУ-КАИ победила в «Студенческой кибербитве» в Москве