Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Образование с неограниченными возможностями

11.08.2020

Центр профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями и инвалидов (КУИМЦ) – в подборке Минобрнауки РФ.

Вести полноценную студенческую жизнь, ходить на пары вместе с друзьями, участвовать в исследовательских проектах, посещать творческие кружки и заниматься спортом – такие возможности должны быть у каждого, вне зависимости от состояния здоровья.

Пандусы, подъемные механизмы, информационные таблички и указатели на языке Брайля, автоматизированные рабочие места, необходимые гигиенические условия — это обязательный минимум, чтобы студент с ограниченными возможностями смог комфортно учиться в университете.

Дело за вузами

В Казанском национальном исследовательском техническом университете имени Туполева – КАИ действует центр профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями и инвалидов (КУИМЦ). Здесь создаются условия для обучения людей с нарушениями слуха и зрения, например, проводятся многоуровневые комплексные реабилитации в системе высшего и среднего профессионального образования. Для каждого студента КУИМЦ формируется индивидуальный план обучения, включающий график прохождения и объем дисциплин обязательной и вариативной части адаптированной образовательной программы. В учебном плане предусмотрены адаптационные и коррекционно-реабилитационные дисциплины коммуникативного мастерства, социализации, когнитивного сопровождения и профессиональной адаптации.

В Южном федеральном университете функционирует Центр инклюзивного образования, его цель – повышение доступности и качества обучения людей с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Сотрудники центра сопровождают студентов с момента поступления и вплоть до трудоустройства.

В Ресурсном центре инклюзивного образования Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова ежемесячно организуются консультации родителей и преподавателей по вопросам успешного обучения студентов с ОВЗ. Особое внимание РЦИО уделяет мероприятиям по сплочению учебных групп. Так, в 2019 году был создан студенческий клуб центра, который стал одним из победителей регионального и Всероссийского конкурса «Студент года – 2019» (г. Ростов-на-Дону).

В Сеченовском университете студенты с ограниченными возможностями здоровья успешно реализуют социальные проекты, в том числе направленные на информирование о людях с ОВЗ и инвалидностью и развитие толерантной социокультурной среды. Помимо этого, в университете организовано сопровождение студентов с ОВЗ волонтерским и тьюторским движением.

В Московском государственном психолого-педагогическом университете разработана технология изготовления учебных пособий для студентов с нарушениями зрения. Используя особенности издательской системы TEX, технология позволяет подготовить любые математические тексты. Применяются обе доступные формы информации – рельефно-точечная и речевая. Преобразование в речевую форму может быть осуществлено как диктором, так и в автоматическом режиме с помощью синтезатора речи.

В Крымском федеральном университете имени Вернадского восстанавливают физическое здоровье и устраивают социальную реабилитацию студентов с инвалидностью с помощью природно-рекреационной базы и социокультурной среды крымского региона. Особое внимание уделяется использованию фито- и климатотерапии, терренкуров в заповедных и дворцово-парковых зонах.

Мнение студентов

Артём Абрамов в 2015 году поступил на юридический факультет ЧГУ имени Ульянова. Артем – полностью незрячий с остаточным слухом. На первом курсе он ходил на занятия один, а с 2016 года у него появилась первая в России обученная собака-поводырь для слепоглухих. «Очень понравилась наша группа – сплоченная, дружная. Можно было любому из них позвонить и попросить довести от остановки троллейбуса до корпуса или из одной аудитории в другую на пары. Никто ни разу не отказал в помощи. Учиться было немного сложнее, чем остальным, но я справился», – рассказывает Артём. С дипломом бакалавра юриспруденции он идет к своей цели – планирует стать юристом и помогать людям с ОВЗ.

Артём Андреев, студент Северо-Восточного федерального университета,  учится на филологическом факультете и хочет стать журналистом. У него ДЦП с рождения. С февраля Артём работает в Доме научной коллаборации СВФУ инженером, этим летом успешно завершил первый курс магистратуры. Молодой человек интересуется бизнесом и был председателем совета студентов-предпринимателей. По словам Артёма, заболевание никак не отражается на учебном процессе: «Я медленно пишу, но в магистратуре, в основном, пользуюсь ноутбуком. Работаю тоже на нем», – отмечает студент.

Мирада Гаджиева передвигается на коляске. Когда она поступила в РУДН, специально для нее оборудовали пандус для въезда на первый этаж и сделали лифт, чтобы она могла спускаться на -1. Сегодня Мирада в числе лучших выпускников 2020 года. «В первый день учебы ты приходишь в неизвестное место к новым людям, ты полна надежд на то, что найдешь здесь новых друзей, получишь знания. Как и все первокурсники, ты теряешься среди множества аудиторий, пытаясь найти нужную. Знакомство со своей группой, снова поиски аудитории на следующую пару. В 2019 году наш факультет решил принять участие в акции “Неделя добра”, мы долго выбирали, какой проект хотим осуществить, пока в один момент я не осознала, что можно посетить Детскую больницу им. Пирогова. Я ведь сама когда-то была пациенткой этой больницы и понимаю, как важно проводить такие мероприятия. Я связалась с отделением, и наш визит одобрили. После завершения “Недели добра” всем так понравилась эта идея, что было решено продолжать посещения больницы. Там мы знакомились с ребятами, проводили командные игры и развлечения», – рассказывает Мирада, теперь уже выпускница Института мировой экономики и бизнеса.

В новом общежитии Уральского федерального университета с 2017 года оборудованы специальные комнаты, которые позволяют обеспечить комфортным жильем всех иногородних студентов с ограничениями в ходьбе. УрФУ стал создателем первого в России адаптационного модуля для студентов с особенностями — специальный курс на платформе «Открытое образование» помогает слушателям адаптироваться в университетской среде и приобрести необходимые для успешной учебы гибкие навыки.

Никите Кислому 22 года, он учится на первом курсе УрФУ. С детства у него двухсторонняя сенсоневральная тугоухость, справа – четвёртой степени, слева – глухота. В детстве Никита заболел и начались осложнения, на которые врачи не обратили внимания. Процесс стал необратимым. «Приятно, что в университете можно не только получить профессию, но и заниматься любимым делом. Несколько лет назад я снял и смонтировал несколько клипов популярных песен на языке жестов. Один из клипов собрал уже больше восьми тысяч просмотров. Поступив в университет, я сделал социальный ролик о своем любимом деле — беге. В будущем я хотел бы стать профессиональным тренером, в этом мне помогают преподаватели УрФУ».

Студенты Пензенского государственного университета – единственные в городе, кто занимается инклюзивным волонтерством. При этом некоторые из них сами имеют проблемы со здоровьем. Например, Айгуль Утяшева, которая плохо видит и слышит. Возглавляя волонтерский корпус ПГУ «Абилимпикс», Айгуль активно помогает другим. Еще один яркий пример целеустремленности – Иван Пчельников, инвалид-колясочник. В этом году юноша окончил факультет педагогики, психологии и социальных наук ПГУ. С самого первого дня обучения в университете Иван активно погружался не только в учебу, но и в проектную деятельность. Его проект «Хостел «Дом Вероники» выиграл грант на форуме «iВолга». «Дом Вероники» – это активный пансион для молодых инвалидов, лишенных родительского попечения, и хостел для тех, кто приезжает в Пензу для обмена опытом и просто в гости.

Три истории, которые важно узнать каждому

Михаил Пожидаев – единственный сотрудник ТГУ, у которого полностью потеряно зрение. Михаил ослеп в 18 лет из-за аллергического заболевания. В 2000 году он поступил на факультет информатики Томского государственного университета, но из-за болезни был вынужден прервать учебу. После двух лет адаптации Михаил заново поступил в ТГУ и окончил его в 2007-м. Затем пошел в аспирантуру, где защитил кандидатскую диссертацию. К этому времени он уже создал платформу невизуальных приложений, которая помогает людям с нарушением зрения: можно переводить текст в аудио, редактировать содержание PDF-файлов, искать нужные фрагменты текста, копировать их и так далее. Со студентами на этой платформе работают в индивидуальном порядке.

В 2019/20 учебном году Михаил разработал и начал вести курс по UNIX для студентов Института прикладной математики и компьютерных наук, этот курс в течение семестра прошли 30 человек. Со следующего учебного года курс будет разделен на две части: студенты изучат ОС UNIX и программирование в UNIX.

«Я с удивлением обнаружил в себе не самого худшего лектора, судя по отзывам студентов, – рассказывает Михаил. – Кроме лекций я в прошлом семестре также принимал лабораторные работы по другому курсу у студентов ИПМКН. Со всеми у нас установился хороший контакт, процесс обучения оказался результативным, так что я доволен итогами».

В конце 2019 года ТГУ и издательство «Директ-Медиа» заключили контракт на техническую обработку аудиокниг. Занимаются этим процессом Михаил Пожидаев, его помощница Елена Теплых и их московский коллега Алексей Голошумов. К середине августа они завершат работу и создадут в общей сложности 100 аудиокниг.

С 15 лет Янина Банник не может передвигаться без коляски. Однако это не стало преградой – сейчас она счастливая жена и мама. В 2017 году Янина окончила Центр обучения инвалидов СПбГЭУ, принимает активное участие в различных проектах вместе с мужем Виталием, который также имеет инвалидность, и ведет собственный блог, цель которого – помогать людям, как она.

После окончания университета Янина работала в сфере digital-маркетинг в интернет-магазине мебели и оборудования для гостиниц и ресторанов, проводила аналитику на рынке конкурентов, вела базы данных клиентов. «Наш с супругом Youtube-канал “Ограничений NET” направлен на людей с ограниченными возможностями, на родителей с особенными детками. Посмотрев наши видео, они понимают, что у их детей может быть счастливое будущее. Ну, и на обычных людей, которых интересуют темы доступной среды, материнства, путешествий. Мы хотим, чтобы люди поверили, что нет ничего невозможного. Мы снимаем ролики о доступной среде, чтобы показать, куда в Петербурге можно поехать и погулять, какие музеи посетить. Также снимаем, как справляемся с ребенком. Муж рассказывает, как получить водительские права с шейной травмой, как пересесть в машину, как ездить с ручным управлением и т.д. Мы собираемся развивать канал, в планах у нас больше путешествовать, и скоро на канале будут видео с доступной средой не только Петербурга, но и других городов и стран», – добавила она.

Айдын Тюлюш, учитель информатики и руководитель кружка робототехники Кызылского президентского кадетского училища, один из самых успешных выпускников с ОВЗ ТувГУ. После перенесенной в юности операции на позвоночнике Айдын вынужден передвигаться при помощи костылей.

«Я считаю, для университета в небольшой республике наш вуз отлично справляется с внедрением инклюзивного образования. Уж кому как не мне об этом знать. Вы даже себе не представляете насколько облегчился процесс обучения для особенных студентов с появлением лифта в учебно-лабораторном корпусе №2», – рассказывает выпускник ТувГУ.

Айдына пригласили на работу в ТываСвязьИнформ. «Так я и доучился – работал инженером-программистом, параллельно готовился к госэкзаменам и писал дипломную работу. Я никогда никуда не рвался, не напрашивался. Работодатели находили меня сами. Позже мне предложили должность учителя информатики в Кызылском президентском кадетском училище».  

Молодой человек считает, что образование дает не только знания и умения, но и уверенность в себе и своем будущем, понимание своих возможностей. Такая вера помогает находить работу и профессиональное признание.


Источник:
https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2908

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Бесплатное обучение для выпускников 2020 года

30.09.2020

По специальной программе «Обучение лиц, пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции».

VIII форум вузов «Глобальная конкурентоспособность»

30.09.2020

Основная тема - новые глобальные вызовы для российских университетов.

Новости науки и образования

30.09.2020

Коллегия Минобрнауки России поддержала подход к обновлению нацпроектов «Наука» и «Образование».

Как в университете реализуют передовые образовательные программы

30.09.2020

О разработке и развитии новой образовательной программы по направлению «Материаловедение и технологии материалов».

AtomTalks «Цифровые технологии в атомных реалиях»

30.09.2020

01 октября в 10:00 (МСК) присоединяйтесь к прямому эфиру AtomTalks «Цифровые технологии в атомных реалиях».

«Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов»

29.09.2020

В КНИТУ-КАИ пройдет Международная научно-практическая конференция.

Подарок «КАМАЗа»

29.09.2020

ПАО «КАМАЗ» безвозмездно передал в рамках благотворительности в КНИТУ-КАИ линейку современных двигателей и их систем.

Новости науки и образования

29.09.2020

В Минобрнауки России обсудили вопросы патриотического воспитания в вузах.

К 80-летнему юбилею Морозова Геннадия Александровича

29.09.2020

Поздравления от коллектива Института радиоэлектроники и телекоммуникаций.