Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Новости науки и образования

14.10.2020

Российские ученые впервые исследовали причины отчисления из вузов.

Ученые Тюменского государственного университета (ТюмГУ) обнаружили ряд факторов, определяющих степень успеха студента в вузе и вероятность отчисления. По словам специалистов, исключение учащихся из университетов в России пока не становилось предметом отдельного исследования. Ученые считают, что найденные закономерности помогут оптимизировать процесс обучения. Результаты опубликованы в журнале International Journal of Instruction.

Отчислят или нет: как ЕГЭ влияет на успеваемость

По словам ученых, исследование построено на гипотезе, что результаты экзаменов и личностные характеристики абитуриента влияют на потенциал студентов и их успеваемость.
 
«Подводя итоги приемной кампании в России, у исследователей возникает вопрос об оценке ее эффективности. Практика сложилась так, что мониторинг учитывает два индикатора: средний балл ЕГЭ студентов, поступивших на первый курс, и количество победителей и призеров олимпиад, зачисленных в вуз», — рассказала доцент кафедры алгебры и математической логики ТюмГУ Оксана Бердюгина.
 
По ее словам, одним из основных нерешенных вопросов остается долгосрочное воздействие ЕГЭ на успеваемость учащихся. Выравнивает ли абитуриент успеваемость после нескольких лет обучения, или же результаты экзаменов должны учитываться в перспективе?
 
Чтобы выявить взаимосвязь между итогами выпускных испытаний и оценками за первую экзаменационную сессию, ученые провели статистический анализ. По результатам исследования, победители олимпиад и студенты с другими индивидуальными достижениями показывали более высокие результаты. Чтобы прояснить специфику и практическое значение данного утверждения, необходимо рассмотреть некоторые аспекты, относящиеся к качественным характеристикам абитуриентов.
В качестве эмпирической базы для исследования, по словам ученых, были взяты данные по итогам приемной кампании в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" за 2018 год, в том числе результаты ЕГЭ отчисленных и неотчисленных студентов по русскому языку, математике и дополнительному предмету – английскому.
 
Сравнение средних результатов ЕГЭ среди отчисленных и неотчисленных студентов - РИА Новости, 1920, 13.10.2020
 
Сравнение средних результатов ЕГЭ среди отчисленных и неотчисленных студентов
Анализ полученных данных выявил следующие характеристики: итоги экзаменов по математике, русскому языку и английскому имеют большое значение при прогнозировании успеваемости абитуриента в первый год в вузе. Также подтверждено, что студенты, поступившие в университет по результатам олимпиад, превосходят по успеваемости тех, кто прошел на общих основаниях, даже при одинаковых показателях ЕГЭ. Кроме того, ученые установили, что факт поступления по результатам олимпиад влияет на успеваемость не только в первый год обучения, но и на дальнейших этапах. Это связано с тем, что у студентов-олимпиадников есть определенные личные качества.
 
Однако какой-либо разницы с точки зрения риска исключения между учащимися, зачисленными на общих основаниях, и теми, кто поступил по итогам олимпиад, не выявлено, заявили исследователи. Важно отметить, что существенная разница в результатах отчисленных и неотчисленных студентов выявлена только для учащихся платно. Учитывая, что оценки в вузе и вероятность отчисления напрямую зависят от результатов ЕГЭ при поступлении, косвенное влияние успеваемости на вероятность отчисления можно рассматривать как показатель наличия у студента способностей и мотивации к обучению.
 
Удельный вес отчисленных студентов, принятых в 2017-2018 годах - РИА Новости, 1920, 13.10.2020
Удельный вес отчисленных студентов, принятых в 2017-2018 годах

Мотивация и личные качества: что еще влияет на успех

С учетом возможности зачисления в университет с минимальным количеством баллов, а также того факта, что абитуриенты с максимальными результатами экзаменов могут быть отчислены, можно предположить, что качество приема студентов зависит не от одного, а сразу от нескольких факторов, считают ученые.
 
"Такой специфический фактор, как восприятие риска, формируется у учащихся еще до поступления в университет. Он влияет на степень интеграции в образовательную среду и вероятность дальнейшего отчисления. В то же время качество образования считается комплексным показателем, включающим все стадии развития и формирования личности, условия образовательного процесса и его результаты, а также служит критерием оценки эффективности деятельности учебного заведения", — говорит Оксана Бердюгина.
 
По итогам исследования можно сделать следующие выводы. На качество приема абитуриентов влияет множество факторов, включая форму обучения (бюджетное или коммерческое отделение) и результаты ЕГЭ, заявили исследователи.
 
Помимо этого, по словам ученых, на успех студента влияют факторы, описанные известным ученым-теоретиком Тинто: социальный статус, опыт школьного образования, место жительства, личные способности. В своем исследовании автор осветил лишь один социальный аспект — личные качества, и результаты исследования подтвердили его важность.
 
Индивидуальные достижения, зачтенные при поступлении на бюджет, 2018 год - РИА Новости, 1920, 13.10.2020
 
Индивидуальные достижения, зачтенные при поступлении на бюджет, 2018 год
Полученные данные также показали, что мотивация к получению образования снижает вероятность отчисления. Однако соотношение этих факторов также зависит от престижности университета, направления подготовки и некоторых других социальных аспектов.
 
Чтобы повысить эффективность образовательного процесса, необходимо обращать внимание на факторы, затрагивающие мотивацию студента к обучению, считают ученые. Этот вопрос должен стать предметом дальнейшего изучения. Необходимо прояснить причины и найти подходящие инструменты для корректировки "образовательных траекторий" студентов и обеспечения их интеграции в образовательную среду, считают ученые ТюмГУ.
 
Отчисление студентов в России пока не становилось предметом отдельного исследования. На данный момент эмпирических исследований, позволяющих определить долю исключенных учащихся, выявить причины и механизмы отчисления очень мало, утверждают исследователи.

Источник:
https://ria.ru/20201014/tyumgu-1579609383.html

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Лицеисты СУНЦ КАИ стали победителями Всероссийского «Техно-вызова»

28.03.2024

Трое семиклассников Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ привезли дипломы лидеров состязания в номинации «Аддитивные технологии»

КНИТУ-КАИ: в фокусе – управление человеческим капиталом

27.03.2024

В университете прошла проектно-аналитическая сессия с экспертами «Социоцентра»

Студентка КИТ КАИ стала «Медийщиком года» в Татарстане

27.03.2024

Состоялся финал Республиканской премии для обучающихся профессиональных образовательных организаций «Достижение года – 2023»

99 лет отметил ветеран КАИ Файзулхак Газизович Газизуллин

27.03.2024

Профессор-экономист, участник Парада Победы - 1945, живая легенда КАИ, Файзулхак Газизович принимал поздравления от коллег

На базе КНИТУ-КАИ появился новый диссертационный совет

26.03.2024

Министерство науки и высшего образования опубликовало приказ о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций

Ученые КНИТУ-КАИ запатентовали новый способ изготовления оснастки

26.03.2024

Обновленная оснастка уже внедрена в производство на АО «УЗГА», АО «Кронштадт», АО «ИЭМЗ «Купол» и АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск»

КНИТУ-КАИ приглашает всех на «Научный Бум»!

26.03.2024

Всероссийский карьерный форум «Научный BOOM» стартует 29 марта на площадке 8-го здания университета

В КНИТУ-КАИ обсудили перспективное развитие с экспертами «Социоцентра»

25.03.2024

С 25 по 27 марта в университете проходит проектно-аналитическая сессия (ПАС) по реализации программы «Приоритет 2030»

Студенты ИИЭиП заявили о себе на федеральных площадках

25.03.2024

Инсаф Тагиров и Рамиль Садыков вернулись из Москвы с новыми компетенциями