Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

27 мая – Общероссийский день библиотек

25.05.2018

Материал подготовлен Научно-технической библиотекой им. Н. Г. Четаева в рамках постоянной рубрики.

«Если в результате какой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центры образования и культуры, если на свете не останется ничего, кроме библиотек – у мира и человечества будет возможность возродиться»

Д. Лихачев

Общероссийский день библиотек, отмечаемый в нашей стране ежегодно 27 мая, по праву является и профессиональным праздником российских библиотекарей – Днем библиотекаря.

В 2018 году праздник на официальном уровне отмечается в 24-й раз. Этот профессиональный праздник установлен Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года «Об установлении общероссийского дня библиотек».

Считается, что самая первая библиотека на Руси была основана Ярославом Мудрым в 1037 году при Софийском соборе в Киеве, первая государственная общедоступная библиотека была открыта в 1795 году в Санкт-Петербурге. В Москве первая бесплатная публичная библиотека открылась в 1862 году.

 

 

После установления в стране советской власти, в 1918 году вышел декрет Совета народных комиссаров «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР», положивший начало национализации библиотек. Реквизиции подлежали домашние библиотеки объемом свыше 500 книг. Идеологом книжной национализации была Н. К. Крупская. В советское время библиотеки пользовались большой «популярностью», поскольку только там можно было найти новые издания (и вообще самый широкий перечень изданий), необходимую информацию для студентов и школьников, книги для чтения...

В современной России функционируют более 150 тысяч библиотек, в которых работают тысячи квалифицированных библиотекарей. Национальные и федеральные библиотеки относятся к числу мировых информационных гигантов и содержат многомиллионные книжные собрания.

Однако, в настоящее время – эпоху интернета, печатные издания все более отходят на второй план, уступая место электронным аналогам. Тем более, что финансирование региональных библиотек оставляет желать лучшего, а интерес людей к посещению данных заведений также невелик. Но, несмотря на все это, библиотеки остаются чем-то гораздо большим, чем просто хранилищами книг. Здесь царит особая атмосфера знаний и мудрости, и, кстати, только в библиотеках можно найти книги, которым нет аналогов, и никакой интернет их не заменит.

Во всем мире обсуждается вопрос о том, какой будет библиотека в XXI веке.

Далее мы приводим некоторые результаты по материалам исследования Shaping the Future of Academic Libraries: Authentic Learning for the Next Generation

Предполагается, что «будущее академических библиотек – интеграция в образовательный процесс. Академическое библиотечное дело изменяется вместе с появлением новых подходов в образовании. Преподаватели всё больше ориентируются на практические навыки студентов, необходимые им для достижения успеха на рабочем месте. Библиотекари могут оказывать содействие в этом, используя опыт управления информацией и научной коммуникации. Более активное вовлечение в образовательный процесс библиотек позволит организовать студентам среду, имитирующую профессиональную, и проводить вместе с ними настоящие исследования. В научной литературе неоднократно отмечалось, что роль библиотекаря должна эволюционировать вместе с развитием образования. Традиционная роль сотрудника учреждения может оказаться недостаточной для поддержки преподавателей и студентов. Поэтому специалисты должны быть переориентированы на полноценное участие в образовательной программе и, возможно, испробовать себя в таких отраслях, как маркетинг и издательское дело. Термин blended librarian (библиотекарь со смешанными обязанностями), перевод которого пока не закреплён в русском языке, был впервые использован в 2004 году для описания академического библиотекаря, сочетающего работу с традиционной информацией и IT-навыками для совершенствования обучения. 

В рамках меняющейся роли библиотекарей академические и исследовательские учреждения стали более активны в качестве издателей. В 2015 году в Австралии 25% университетских библиотек публиковали оригинальные научные работы, которые загружали для чтения более 3,4 млн раз за год. Именно библиотеки наиболее активны в распространении исследований, проведённых в учебных заведениях, при которых они находятся. Проекты, использующие библиотечную прессу для активизации преподавательской деятельности и содействия формированию у студентов настойчивости, успешности и трудоспособности, – более поздняя разработка. Лидером в этой области был Университет Пердью, где издание Journal of Purdue Undergraduate Research предоставляло студентам возможность поделиться своими исследованиями.

20% учащихся, опубликовавших работы в журнале, заявили о желании продолжить исследовательскую деятельность в будущем. О том, что библиотеки должны быть более тесно интегрированы в академический учебный план, говорит тематическое исследование, в котором представлен результат работы учреждения и профессорско-преподавательского состава в рамках одного из курсов бакалавриата». В Сиднейском технологическом университете в рамках курса энергетической науки и технологий было проведено исследование по участию библиотеки в разработке учебного плана. В рамках эксперимента 36 человек получили право самостоятельно сформировать команды и выбрать интересующую тему. Исследовательская деятельность должна была научить их работать в команде и координировать действия коллег, публикация работы — соблюдать дедлайн, придерживаться научного стиля повествования. Для распространения плодов труда им была выделена специальная рубрика в журнале университета. Это привело к тому, что вместо экзамена студентам было предложено написать научную работу в составе небольшой исследовательской группы. Всё делалось по стандартам научного журнала, соответственно, студенты не просто получили навык подготовки исследовательской работы, но и могли указать это в своём резюме.

Эксперимент положил начало активному сотрудничеству преподавателей, библиотекарей и студентов. Так, студенческий журнал NEW – Emerging Voices публикует исследования учащихся по вопросу коренных народов. Разрабатываются новые учебные программы, ориентированные на практическую работу. А библиотеки активно участвуют в студенческих инициативах. Так, учащиеся школы дизайна устроили в одном из учреждений выставку работ, а его сотрудники помогали её готовить. 

Исследователи пришли к выводу, что интеграция библиотек в обучение обеспечивает более качественное образование, поддерживает исследовательскую деятельность университета и развивает библиотеки».

 

Это интересно…

США. Более 95% американских публичных библиотек предлагают читателям электронные книги. При этом их число в фондах растёт довольно медленно. Причина – недофинансированность. При этом отмечается, что «электронные книги – не конкурент бумажным». В 2013 году в Сан-Антонио открылось первое учреждение, в котором совсем нет бумажных книг. Цена и технические сложности тормозят развитие электронной книговыдачи. При этом 72% библиотек выбирают систему консорциума, когда пользователи одного учреждения получают доступ к более широкому ассортименту цифровых изданий за счёт других организаций аналогичного профиля. 

 

По материалам исследования Academic Libraries on Social Media: Finding the Students and the Information They Want. В Университете Пердью попытались определить, какие социальные медиа-платформы используют студенты и какой библиотечный контент они хотели бы видеть в соцсетях. Опрос показал: читатели готовы к любой информации в Facebook, Instagram и Twitter. Вуз намерен использовать данные для развития библиотек.

 

По материалам The Scholarly Kitchen. Эволюция цифровых книг в научной и исследовательской сферах – идет ли речь о потреблении контента, цифровых платформах, аналитике, методах продвижения – оказалась сложнее, чем ожидалось. Библиотекари и издатели обеспокоены низким и неравномерным пользованием цифровой книжной продукцией, многообразной и изменчивой. Некоторые признают: сейчас стоит стремиться не запустить новое приложение или виджет, а притормозить и прислушаться к тому, в чем действительно нуждаются читатели в процессе дигитализации научных книг...

 

О самых древних библиотеках в мире

Девять интересных фактов о библиотеках мира 

О крупнейших библиотеках России

Библиотеки России

Поэтому одна из главных задач этого праздника отметить большой вклад библиотек в развитие культуры, науки и просвещения, их важнейшую роль в жизни общества. В связи с этим, в библиотеках, читальных залах и других образовательных учреждениях в этот день проводятся различные мероприятия, направленные на привлечение новых читателей и повышение роли книги в жизни людей. И, конечно же, в этот день поздравления с профессиональным праздником принимают все библиотечные работники. Ведь из века в век библиотекарь занимал, и будет занимать важное место в общественной жизни, так как он работает в сфере интеллектуальной культуры. Порой сложно сориентироваться в огромном потоке издаваемой сегодня литературы, и квалифицированный библиотекарь, хорошо знающий книжный фонд, всегда может дать совет, где найти ответ на интересующий вопрос. И сегодняшний праздник это еще и признание важности профессии библиотекаря.

О Научно-технической библиотеке им. Н. Г. Четаева КНИТУ-КАИ

Уважаемые читатели! Будем очень признательны, если Вы ответите на несколько вопросов нашей анкеты.

До новых встреч!

 

Автор:
Научно-техническая библиотека им. Н. Г. Четаева

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

ИИЭиП провел первое заседание совета партнеров

19.04.2024

В его состав вошли представители двенадцати предприятий, финансовых и общественных организаций

КАИсты – доноры крови: это не геройство, это должно стать частью жизни

19.04.2024

Порядка 20 студентов КНИТУ-КАИ ежемесячно участвуют в донациях

«Студвесна -2024»: в КНИТУ-КАИ выявили самых ярких

19.04.2024

Итоги фестиваля «Студенческая весна» были подведены в Казани. Два Гран-при достались команде Колледжа информационных технологий

Студенты КНИТУ-КАИ побывали на производственных площадках Казани

19.04.2024

Будущие инженеры и технологи воспользовались возможностью оценить карьерные перспективы заранее

Фан-клуб КНИТУ-КАИ – один из лучших в России

19.04.2024

Фан-клуб КНИТУ-КАИ вышел в финал, став вторым в заочном этапе рейтинга АССК России

«Технополис-КАИ» в третий раз стал базой для обучения студотрядовцев

19.04.2024

У всех заинтересовавшихся еще есть возможность присоединиться к одной из групп в Казани, Альметьевске или Чистополе

КАИ участвует в образовательных выставках в России и за рубежом

18.04.2024

Будущих студентов привлекают и гонками на FPV-дронах

В КНИТУ-КАИ провели День кораблестроителя

18.04.2024

Студенты встретились с представителями молодежной организации судостроительной корпорации «АкБарс»

КАИ принял международную конференцию по автомобилестроению

18.04.2024

18 апреля в вузе обсуждали инновационные технологии на транспорте