Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования

24.09.2018

В постоянной рубрике «Новости электронного обучения» – разговор об онлайн-курсах как современном образовательном инструменте.

«Онлайн-курсы и практика их использования в учебном процессе образовательных организаций» – так назывался семинар-практикум, организованный Уральским федеральным университетом в июле 2018 года, ставший заметным событием в области российского образования. Напомним, что проведённому на семинаре анализу современных трендов и стратегии развития онлайн-образования в России была посвящена наша публикация [1]. Сегодня речь пойдёт о свойствах такого современного понятия как «онлайн-курс» и о перспективах онлайн-обучения в вузах России. Заголовок данной статьи повторяет название доклада, сделанного на семинаре директором института технологий открытого образования УрФУ Александром Аркадьевичем Карасиком.

Как подчеркнул докладчик, онлайн-курс, в том числе и МООК (англ.: Massive Open Online Course, т. е. массовый открытый онлайн курс), – это продукт с определённым набором ключевых свойств, выделяющих его среди других электронных образовательных ресурсов. Однако парадокс состоит в том, что, несмотря на почти 10-летний «стаж» использования онлайн-курсов, до сих пор не существует единого, закреплённого в нормативной базе определения этого понятия. «Википедия» определяет МООК как «обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет». Очевидно, это определение чересчур широко – под него подпадает множество различных образовательных ресурсов. В рамках Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [2] командой разработчиков, в которую входил А. А. Карасик, были даны два определения:

  • - Онлайн-курс – реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий структурированная совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, обеспечивающая достижение и объективную оценку определенных результатов обучения на основе комплекса электронных образовательных ресурсов, размещенных в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (в том числе через мобильные приложения);
  • - Массовый открытый онлайн-курс (МООК) – онлайн-курс, реализуемый одновременно для неограниченного количества обучаемых, и предоставляющий открытый доступ для всех желающих без ограничений к его содержанию и оценочным средствам в объеме, достаточном для достижения заявленных результатов обучения и их самооценки.

Таким образом, ключевыми характеристиками (массовых открытых) онлайн-курсов являются следующие их свойства:

  • - это – самостоятельный завершенный образовательный продукт, обеспечивающий достижение в установленный (краткосрочный) период определенных результатов обучения и их объективную оценку;
  • - он реализуется исключительно в форме электронного обучения через Интернет;
  • -отсутствуют синхронные формы контактной работы;
  • - обеспечивается полная автоматизация процедуры контроля, позволяющая масштабировать число обучаемых в широких пределах без увеличения затрат на сопровождение курса;
  • - курс доступен для освоения широкому кругу заинтересованных лиц без жестких требований к исходному уровню образования.

Минимальный набор признаков онлайн-курса включает:

  • - наличие комплекса коротких видео-лекций, интерактивных заданий, тестов, дополнительных материалов;
  • - строгий временной (обычно – понедельный) график учебного процесса, фиксация сроков сдачи контрольных мероприятий (наличие дедлайнов);
  • - идентификация обучающегося во время оценки результатов обучения (онлайн-прокторинг);
  • - поддержка обучающихся через форумы, возможность задать вопрос тьютору (онлайн-обучение не тождественно самообучению!);
  • - использование виртуальных лабораторий и симуляторов (особенно в технических и экономических дисциплинах) как эффективного инструмента формирования профессиональных компетенций.

Одна из привлекательных особенностей онлайн-обучения в сравнении с традиционным – это широкие возможности по использованию новых технологий. Это, в частности,

  • - учебное видео, в том числе интерактивное, геймификация, объяснение материала в формате сценариев, симуляций и историй;
  • - применение искусственного интеллекта, использование дополненной и виртуальной реальности;
  • - организация групповых форм детальности с различными сценариями;
  • - комплексные нелинейные задания проектного типа;
  • - организация обратной связи, в том числе на основе алгоритмов анализа текстов;
  • - адаптивное обучение – управление персонализированным процессом обучения на основе анализа больших данных;
  • - использование учебной аналитики, оценки состояния обучающегося с использованием биометрических технологий;
  • - учёт индивидуальных потребностей в результатах обучения при формировании плана изучения онлайн-курса.

Ещё одним неотъемлемым свойством онлайн-курсов является их многовариантность. В рамках одного и того же программного продукта онлайн-курс допускает реализацию разных сценариев обучения, контроля знаний и сертификации (см. Рис.1). Реализация каждого сценария имеет соответствующее нормативно-правовое и методическое обеспечение. Мы не будем останавливаться здесь на описании каждого сценария – для этого адресуем читателя к презентации [3] и видеозаписи выступления А. А. Карасика ([4], с 1 ч. 52 мин.).

 

 

Рис.1. Возможные сценарии реализации онлайн-курса

Онлайн-образование в России уверенно «набирает обороты». Об этом неоспоримо свидетельствует и быстрый рост количества платформ открытых онлайн-курсов (среди наиболее известных – Национальная платформа «Открытое образование» [5], Stepik [6], Лекториум [7]), и создание интегратора для разных платформ в виде информационно-поисковой системы, разработанной в рамках Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [8]. Очевидно, что в этих условиях вузам необходимо чётко определить свою позицию в отношении включения в этот процесс – в противном случае, им не выдержать конкуренции. Здесь существует два пути:

  • - создание собственных онлайн-курсов;
  • - организация онлайн-обучения с использованием «внешних» онлайн-курсов.

Мы предлагаем преподавателям и сотрудникам КНИТУ-КАИ принять участие в обсуждении возможных вариантов внедрения онлайн-обучения в нашем университете и проблем, требующих скорейшего решения.

 

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании вы можете использовать:

форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

Ждём ваших вопросов и предложений.

Источники

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»