Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: первоочередные задачи

05.10.2018

В рамках постоянной рубрики – итоги организационного вебинара по актуальным задачам электронного обучения.

 

Первый в текущем учебном году организационный вебинар по вопросам электронного обучения состоялся 28 сентября 2018 года. К участию были приглашены ответственные за внедрение электронного обучения на кафедрах КНИТУ-КАИ. Повестка дня была очень насыщенной. Она включала три вопроса:

  1. О порядке проведения экспертизы электронных курсов в КНИТУ-КАИ.
  2. О критериях оценки эффективности работы ответственных за электронное обучение.
  3. О конкурсе «Лидер электронного обучения КНИТУ-КАИ» в 2018 году.

Выступившая с сообщением по первому вопросу ведущий специалист Отдела электронных технологий в образовании (ОЭТвО) по учебно-методической работе В. Н. Устюгова отметила, что экспертиза электронных курсов, разработанных преподавателями КНИТУ-КАИ, проходит в два этапа.  Первый этап экспертизы проводится на кафедре, второй – в отделе ЭТвО.

Весь документооборот экспертизы осуществляется через СЭД «Директум».

Как было отмечено, на настоящий момент 230 электронных курсов «зависло» в системе на уровне заведующих кафедрами (то есть задачи на проведение экспертизы этих курсов не были отправлены в ОЭТвО). Эти задачи будут в ближайшее время закрыты.

Важной проблемой, связанной с проведением экспертизы электронных курсов является наличие «клонов», то есть курсов, почти не отличающихся от «оригиналов», ранее получивших положительное экспертное заключение эксперта ОЭТвО. Напомним, что согласно Положению об экспертизе электронных курсов КНИТУ КАИ от 21.07.2017 [1, пп. 4.3.2, 4.3.4], для «клонов» процедура экспертизы не проводится. Однако создание «клонов» в отдельных случаях допустимо – например, если это целесообразно для организации занятий с разными потоками студентов. (В таких случаях «клоны» создаются работником Департамента информационных технологий (ДИТ) по согласованию с экспертом ОЭТвО).

Еще одну группу отложенных задач на проведение экспертизы электронных курсов в ОЭТвО составляют те случаи, когда электронные курсы были отправлены на экспертизу «пакетом», причем всем им присущи одни и те же недостатки. Согласно «Положению об экспертизе…» [1, п. 4.3.7], в этих случаях экспертиза входящих в «пакет» курсов не проводится, пока указанные недостатки не будут устранены.

По состоянию на 28 сентября 2018 года, на уровне Отдела ЭТвО по названным выше причинам «зависло» 90 задач. Эти задачи в ближайшее время будут закрыты. Авторам «зависших» курсов необходимо решить, будут ли они использовать эти курсы в учебном процессе – в этом случае их необходимо актуализовать и заново пройти весь процесс экспертизы (сначала на кафедре, затем в ОЭТвО).

Эксперт В. Н. Устюгова продемонстрировала пакет документов, регламентирующих процедуру проведения экспертизы в КНИТУ-КАИ, и обратилась к участникам вебинара с просьбой довести их до сведения преподавателей своих кафедр (по окончании вебинара все документы вместе со ссылкой на видеозапись мероприятия были разосланы участникам).

Кроме того, на вебинаре был представлен список часто встречающихся недочетов, связанных с невнимательностью авторов курсов. Это:

  • - некорректно заполненные метаданные (не соответствующие требованиям «Положения об экспертизе…» [1] и Рабочей программе дисциплины);
  • - отсутствие перечня лабораторных работ и/или практических занятий;
  • - отсутствие методических рекомендаций по изучению темы или их несоответствие траектории обучения (в том числе – видам учебной деятельности, указанным в Рабочей программе);
  • - несоответствие структуры электронного курса требованиям (см. [2]) (навигация по электронному курсу не соответствует образовательной траектории и/или структуре дисциплины, указанной в Рабочей программе);
  • - не все виды учебной деятельности отражены в темах;
  • - на электронный курс не записаны студенты.

Второй пункт повестки дня был посвящен очень злободневному вопросу – о критериях оценки эффективности работы ответственных за электронное обучение на кафедрах КНИТУ-КАИ. Напомним, что ответственные официально назначены приказами ректора (или и. о. ректора) КНИТУ-КАИ (см. [3-5]), однако далеко не во всех учебных подразделениях работу ответственных можно назвать удовлетворительной. Пользуясь случаем, хотим поблагодарить за оперативное и качественное выполнение функций ответственных доцентов кафедры Иностранных языков Института экономики, управления и социальных технологий (ИУЭиСТ) КНИТУ-КАИ  А. С. Крылову и Е. Ю. Лаптеву и доцента Лениногорского филиала КНИТУ-КАИ О. Л. Данилову.

Безусловно, одной из причин недостаточной активности ответственных является отсутствие стимулов к работе. Отделом ЭТвО была предложена процедура оценки эффективности труда ответственных на основе ряда критериев. В рассылке по итогам вебинара содержится «Форма отчета о работе ответственного за применение ЭО, ДОТ». Просьба обсудить этот документ на кафедрах и представить в ОЭТвО предложения по его изменению и дополнению.

Третий вопрос, рассмотренный на вебинаре, касался проведения конкурса «Лидер электронного обучения КНИТУ-КАИ». Напомним, конкурс дважды проводился в университете (см. [6-7]), но в несколько ином «формате» – соревновались между собой только преподаватели – авторы электронных курсов. Теперь же, по предложению проректора по образовательной деятельности Н. Н. Маливанова, масштабы конкурса будут расширены – помимо личного зачета будут соревноваться кафедры и институты/факультет и филиалы университета.

Расширение масштаба проведения конкурса потребовало изменения регламента его проведения. В качестве основы для составления рейтинга авторов электронных курсов и учебных подразделений университета предлагается использовать комплексную оценку, учитывающую как баллы, указанные в экспертных заключениях по курсам, так и показатели их использования в учебном процессе. Вычисление последних представляет объективную трудность, так как LMS Blackboard, используемая в КНИТУ-КАИ, не содержит модуля, позволяющего автоматизировать процедуру оценки активности студентов и преподавателей в учебном процессе. Мы ждем от преподавателей КНИТУ-КАИ предложений по критериям оценки эффективности использования электронных курсов и по процедуре выработке этих оценок.

Видеозапись организационного вебинара по вопросам электронного обучения от 28 сентября 2018 года см. в [8].

 

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать:

форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

Ждем ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. Положение об экспертизе электронных курсов КНИТУ-КАИ (от 21.07.2017).

2. Методические рекомендации по структурированию контента электронных курсов в поддержку учебного процесса (от 17.07.2017).

3. Приказ №1296-О (86612) «О назначении ответственных за электронное обучение на кафедрах КНИТУ-КАИ» (от 05.09.2018)

4. Приказ №1394_1-о «О назначении ответственных по видам деятельности и в целях реализации планов развития университета и выполнении задач, стоящих перед коллективами институтов, деканата ФМ» (от 07.11.2016)

5. Приказ №1394-о «О назначении ответственных по видам деятельности и в целях реализации планов развития университета и выполнении задач, стоящих перед коллективами кафедр» (от 07.11.2016)

6. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ – итоги года и новые задачи // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ (от 15.01.2018)

7. Поздравляем победителей Конкурса на звание «Лучший автор электронных курсов КНИТУ-КАИ в 2016-17 учебном году» (по итогам осеннего семестра) // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ (от 30.05.2017).

8. Видеозапись Организационного вебинара с ответственными за электронное обучение от 28.09.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=HlMJWowckBA

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»