Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Преподаватели КАИ повышают квалификацию в сфере электронного обучения

07.11.2018

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Тот факт, что внедрение электронного обучения в вузе требует создания определенных условий, сегодня, наверное, ни у кого не вызывает сомнения. Одним из главных условий, очевидно, является подготовка самих преподавателей в области разработки электронных курсов и их использования в учебном процессе.

Сегодня не нужно никому объяснять, что электронный курс – это не просто «хранилище» учебных материалов, а в первую очередь образовательная траектория, методически выстроенная последовательность изучения материалов, направленная на достижение поставленных педагогических целей. Если освоить основные технические приемы работы с той или иной системой управления обучением (англ.: LMS, Learning Management System) современному преподавателю вуза относительно несложно, то методологический аспект нередко вызывает определенные трудности. Именно поэтому в КНИТУ-КАИ была разработана и успешно реализуется (с осени 2015 года) программа повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов» (подробнее о целях и задачах этой программы, о содержании обучения, о формах учебных занятий, о средствах промежуточного контроля и о выпускной квалификационной работе слушателей программы можно прочитать в [1]; анализу результатов обучения выпускников программы посвящены материалы [2-4]). В конце октября было начато обучение очередной, седьмой группы слушателей программы.

Обучение каждой группы слушателей программы «Методология…» имеет свою специфику…

Несмотря на то, что название программы – «Методология создания и использования электронных курсов» остается неизменным, обучение каждой группы слушателей имеет свои особенности. Это связано, прежде всего, с тем, что сфера образования сегодня претерпевает существенные изменения:

- во-первых, стремительно развиваются сами образовательные технологии, появляются новые инструменты электронного обучения, без навыков владения которыми трудно представить себе современного преподавателя вуза;

- во-вторых, изменяется нормативная база электронного обучения, принимаются новые нормативные документы, упраздняются существующие;

- в-третьих, изменяются социальные реалии, изменяются условия, в которых функционируют вузы, возрастает конкуренция со стороны платформ онлайн-образования. Так, приоритетным проектом Министерства образования и науки «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» предусмотрено, что к 2025 году число учащихся на онлайн-курсах в России достигнет 11 миллионов человек [5]. Более того, «сейчас обсуждается вопрос о том, что для программ высшего образования будет три уровня госаккредитации: базовый, продвинутый и аккредитация ведущего университета. Базовый <уровень> будет предполагать, что вуз должен значительную часть курсов реализовать в сетевой форме, когда вместо традиционных лекций будут онлайн-курсы Национальной платформы открытого образования. Продвинутая аккредитация предполагает, что вуз может все курсы готовить своими силами. А обладатели аккредитации ведущего университета будут иметь ее только в том случае, если они обязуются все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-форме...» [6].

Таким образом, в свете последних тенденций в сфере образования, вузам, не имеющим собственных электронных курсов, грозит опасность сокращения штата ППС за счет перевода обучения на площадки онлайн-образования. Это возлагает высокую ответственность на преподавательский коллектив вузов, задает высокую «планку» компетенций преподавателей в области создания и использования электронных курсов.

Главная цель – обеспечение качества обучения

Вопросы качества обучения – одни из наиболее важных в деятельности КНИТУ-КАИ. Одним из эффективных средств повышения качества обучения в вузе может стать применение электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В КНИТУ-КАИ применение ЭО, ДОТ осуществляется в рамках веб-поддержки очного обучения. Очевидно, что необходимым условием эффективного применения ЭО, ДОТ является высокое качество электронных курсов, разрабатываемых преподавателями вуза для поддержки преподаваемых ими дисциплин. В нашем университете должное качество электронных курсов обеспечивается, в первую очередь, за счет процедуры двухэтапной экспертизы (I этап – на кафедре, II – в Отделе электронных технологий в образовании). (Подробнее об экспертизе электронных курсов в КНИТУ-КАИ см. в [7].)

Программа «Методология…» выстроена таким образом, что слушатели (преподаватели КНИТУ-КАИ) с самого начала обучения движутся к поставленной цели – созданию собственного электронного курса, отвечающего всем требованиям «Положения об экспертизе» [8]. Как показывает опыт, преподаватели, прошедшие обучение по программе, тратят на создание качественного электронного курса на порядок меньше времени, чем те, кто не учился «Методологии…». Дело в том, что основные трудозатраты при разработке электронного курса приходятся на подготовительный этап, когда автор структурирует учебные материалы в соответствии с Рабочей программой учебной дисциплины и поставленными педагогическими целями. Преподаватели, не имеющие таких навыков, обычно недооценивают важность подготовительного этапа, следствием чего является многократное увеличение затрат рабочего времени и сил на разработку электронного курса.

Преподаватели, успешно завершившие обучение по программе «Методология…», осваивают оптимальный алгоритм создания качественных электронных курсов; многие из выпускников программы являются авторами уже нескольких электронных курсов, успешно прошедших экспертизу и активно используемых в учебном процессе.

Желаем слушателям седьмой группы программы «Методология создания и использования электронных курсов» успехов в освоении программы!

Отдел электронных технологий в образовании (ЭТвО) приглашает преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении вопросов онлайн-обучения в вузе.

Для связи с отделом ЭТвО можно использовать:

Ждем ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Методология создания и использования электронных курсов // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 20.10.2017.

2. Учимся дистанционно // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 24.01.2018.

3. Преподаватели КНИТУ-КАИ успешно осваивают современные образовательные технологии // Новостной материал сайта Отдела электронных технологий в образовании от 30.06.2017.

4. Программа повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов» глазами выпускников // Новостной материал сайта Отдела электронных технологий в образовании от 22.05.2018.

5. В России появится единый реестр образовательных онлайн-курсов // Российская газета, 08.12.2017.

6. Вузы разделят на три разряда // Коммерсант №182 от 05.10.2018, стр. 4.

7. Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.10.2017.

8. Положение об экспертизе электронных курсов КНИТУ-КАИ (от 21.07.2017).

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»