Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Накануне Нового года – подводим итоги, составляем планы…

11.01.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

В преддверии Нового года принято подводить итоги и составлять планы на будущее. По сложившейся уже традиции (см. [1]) проанализируем те результаты в сфере электронного обучения, которые были достигнуты в КНИТУ-КАИ в 2018 году, и определим основные направления развития в году 2019-м.

Веб-поддержка как сложившаяся практика обучения в КНИТУ-КАИ

Одним из критериев, по которым можно оценивать уровень внедрения электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий в вузе, является обеспеченность учебного процесса электронными курсами. Оценивая по этому критерию состояние дел в КНИТУ-КАИ, нужно уточнить два момента:

  • - во-первых, речь идёт об обеспечении веб-поддержки самостоятельной работы студентов всех форм обучения;
  • - во-вторых, учитываются только качественные электронные курсы – то есть только те курсы (разработанные преподавателями КНИТУ-КАИ и размещённые в системе управления обучением Blackboard), которые прошли двухэтапную процедуру экспертизы (первый этап – на кафедре, где работает автор, второй – в Отделе электронных технологий в образовании (ЭТвО).

В этом отношении 2018 год можно охарактеризовать как год устойчивого поступательного развития с целью достижения 100-процентного охвата дисциплин электронными курсами, имеющими экспертный «знак качества». Так, за текущий год к экспертизе в Отделе электронных технологий в образовании было представлено более 100 электронных курсов, большинство из которых получило положительную экспертную оценку. Курсы, имеющие легко устранимые недостатки, были отправлены на доработку с возможностью повторной экспертизы. (Подробно об экспертизе электронных курсов КНИТУ-КАИ см. в материале [2].)

Очевидно, что разработка качественных электронных курсов требует создания в вузе определённых условий – в первую очередь, обучения ППС методике и технологии электронного обучения. Сегодня, на наш взгляд, можно утверждать, что у преподавателей КНИТУ-КАИ сформировалось понимание того, что в условиях электронного обучения роль преподавателя не только не умаляется, но, напротив, многократно возрастает. При этом меняются и функции преподавателя, особенно если речь идёт о наиболее «радикальной» модели применения ЭО, ДОТ в вузе – онлайн-обучении (см. [3]).

В КНИТУ-КАИ реализуется несколько программ повышения квалификации, нацеленных на выработку тех или иных компетенций у преподавателей, осуществляющих веб-поддержку электронного обучения – полный список программ можно найти на сайте Корпоративного института [4]. Одна из них – программа «Методология создания и использования электронных курсов», рассчитанная на 72 часа, является полностью дистанционной ([5], [6]). В настоящее время завершается обучение 7-й группы слушателей программы.

Характерно, что в процессе обучения преподаватели КНИТУ-КАИ нередко кардинально меняют своё отношение к электронному обучению – скептическое (а иногда даже откровенно негативное) отношение сменяется адекватной оценкой возможностей применения ЭО, ДОТ. Большое значение здесь играет также постоянное и своевременное информирование преподавателей о текущем состоянии и тенденциях развития ЭО, ДОТ в России и в мире.

«Портал» в виртуальное пространство – все новости электронного обучения на Портале КНИТУ-КАИ

Сегодня в образовании меняется всё: технология и методика обучения, способы представления информации и оценочные средства, функции и роли всех участников учебного процесса. «Рядовому» преподавателю сложно быть в курсе всего, что происходит сегодня в мире электронного обучения. Однако понимание современных тенденций развития образования, учёт этих тенденций при разработке стратегии развития университета – необходимое условие конкурентоспособности вуза.

Для популяризации лучшего опыта российских и зарубежных вузов в сфере применения ЭО, ДОТ Отделом ЭТвО с августа 2017 г. ведётся постоянная рубрика Портала КНИТУ-КАИ – «Новости электронного обучения».

Периодичность публикации материалов рубрики – одна статья в две недели.

Помимо чисто информационных материалов (дайджестов), здесь публикуются аналитические статьи, написанные сотрудниками Отдела ЭТвО по итогам их участия в конференциях и вебинарах, проводимых такими «асами» электронного обучения, как, например, Уральский федеральный университет, Томский государственный университет, МГУ, университет ИТМО (Санкт-Петербург) ([7], [8]), а также – на основе собственного опыта преподавательской и научно-исследовательской работы авторов, рабочих контактов со специалистами ведущих вузов (например, [9]).

Материалы рубрики содержат результаты тематических опросов преподавателей и студентов КНИТУ-КАИ ([11], ([12]), анонсы проводимых в университете мероприятий (конкурсов, методических семинаров и пр.) с последующим «разбором полёта», проекты новых локальных нормативных документов, регламентирующих применение ЭО, ДОТ в КНИТУ-КАИ, информацию о новых медиа-разработках Отдела [13].

Все материалы рубрики «Новости электронного обучения», помимо главной страницы Портала КНИТУ-КАИ [14] и раздела «Сотруднику – Новости» [15], можно найти на главной странице сайта Отдела ЭТвО [16].

Университет в свете развития онлайн-обучения – вызов принят?

Одной из основных тенденций развития образования сегодня является массовое «наступление» онлайн-обучения. Это бросает вузам серьёзный вызов – необходимо адаптироваться к новым условиям или … оказаться за бортом. Этот тезис можно назвать девизом методического семинара, проведённого ректором КНИТУ-КАИ проф. А. Х. Гильмутдиновым 14 декабря 2018 года [17]. Решение рассмотренных на семинаре задач означает переход на качественно новый уровень применения ЭО, ДОТ. Онлайн-обучение основано на принципиально иной методологии создания и использования электронных курсов. Чтобы быть успешными в этом вопросе, необходима методическая подготовка преподавателей университета – об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные программы повышения квалификации передовых в этом вопросе вузов.

Таким образом, необходимо тщательное осмысление целей и задач, стоящих перед коллективом университета в современных условиях, и выработка соответствующей стратегии развития вуза в данном направлении.

Приглашаем преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении перспектив развития электронного обучения в университете.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги года и новые задачи // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 12.01.2018.

2. Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.10.2017.

3. «Семь жизней» онлайн-преподавателя // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 19.10.2018.

4. Сайт Корпоративного института КНИТУ-КАИ. Раздел «Программы повышения квалификации».

5. Учимся дистанционно // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 24.01.2018.

6. Преподаватели КАИ повышают квалификацию в сфере электронного обучения // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 02.11.2018.

7. Массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) в университетском образовании // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 09.03.2018.

8. Открытые онлайн-курсы: опыт Томского государственного университета // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.11.2017.

9. Университет Огайо и КАИ: общие задачи в сфере электронного обучения // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 05.12.2017.

10. Отдел электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ.

11. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 23.03.2018.

12. Открытые онлайн-курсы глазами преподавателей КНИТУ-КАИ // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 15.12.2017.

13. Технологии электронного обучения: новостной дайджест Отдела ЭТвО // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 16.11.2018.

14. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – КАИ // Официальный сайт.

15. Сотруднику / Новости // Рубрика официального сайта КНИТУ-КАИ.

16. Сайт Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ.

17. Ректорский семинар «Цифровые образовательные технологии в КНИТУ-КАИ» // Материал рубрики НТБ им. Н. Г. Четаева от 17.12.2018.

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»