Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: задачи разработки учебного медиаконтента

26.02.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Вопрос о необходимости внедрения онлайн-обучения в КНИТУ-КАИ долгое время оставался предметом дискуссий. Сегодня решение по этому вопросу уже принято – см. материал [1], посвящённый итогам учебно-методических семинаров по проблемам внедрения онлайн-обучения, состоявшихся в университете в конце января – начале февраля 2019 года. На семинарах обсуждались цели перехода КНИТУ-КАИ на новый уровень применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также необходимые для этого условия: организационные, финансовые, нормативно-правовые, кадровые и методологические. Каждый из названных аспектов требует самостоятельного рассмотрения. Остановимся здесь лишь на вопросах методологии онлайн-обучения, точнее – на требованиях к медиаресурсам как основной форме представления материалов в массовых открытых онлайн-курсах (МООК).

Цифровой прогресс изменил мир до неузнаваемости. Сконструированная «видеосреда» уже стала привычной для наших современников. Миллионы людей сегодня вполне уверенно ориентируются в виртуальном пространстве. Студенты (и даже школьники) не только предпочитают общаться онлайн, но и учебную информацию хотели бы получать с помощью цифровых гаджетов, приложений и сервисов.

Онлайн-курсы требуют создания принципиально иных форм представления учебных материалов: традиционные форматы (лекции, конспекты, учебная литература) вытесняются в них медиаресурсами. Современные преподаватели вуза в гораздо бо́льших объёмах, чем даже несколько лет назад, используют средства визуализации учебного контента. Общепризнано, что наглядность учебных материалов способствует достижению более высоких результатов обучения – при условии, что эти материалы выполнены на высоком техническом и методологическом уровне.

Отдел электронных технологий в образовании (ЭТвО) ведёт большую работу по изучению и популяризации передового опыта российских и зарубежных вузов в области создания и использования учебного видеоконтента (см. материалы [2], [3], [4], а также [5], где, в частности, анализируются итоги онлайн семинара [6]).

Как было подчёркнуто в докладе «Разработка и актуализация учебного медиаконтента», сделанном Игорем Ермолаевым, ведущим инженером-программистом Отдела ЭТвО на семинарах [1], обеспечение должного качества учебного медиаконтента – очень сложная задача, решение которой требует комплексного подхода. Ещё на подготовительном этапе разработки собственных МООК в вузе необходимо принять во внимание множество объективных трудностей на этом пути, учесть целый ряд требований к создаваемым учебным медиаресурсам. Самое главное:

  • - Учебное видео должно быть «самодостаточным» для выполнения возложенной на него образовательной функции, то есть при его просмотре обучающиеся должны получить полноценную учебную информацию и усвоить её, не используя других учебных материалов. Необходимо спроектировать чёткий педагогический сценарий учебного видео, который будет задавать логические связи между компонентами, представляемыми в видеоматериале.
  • - Необходимо правильно встроить компоненты учебного видео в сценарий онлайн курса, в противном случае его использование не будет обеспечивать достижение предусмотренных программой курса компетенций.
  • - Необходимо иметь в виду, что к структуре и дизайну онлайн-курсов предъявляются требования как со стороны самих вузов-эмитентов, так и со стороны агрегаторов, на чьих платформах предполагается размещение и использование МООК.
  • - Существует множество дидактических и технических требований в видеоматериалам: к длительности (так, например, по современным представлениям, длительность отдельных видеофильмов должна составлять 7-8 минут), скорости речи, фону, цветам одежды спикера, его дикции, осанке и т.д. (см., например, [7]).
  • - Непосредственной видеосъёмке должна предшествовать весьма значительная работа по проверке учебных материалов на легитимность, соблюдение авторских прав (правил Copyright).

Чтобы выполнить перечисленные требования, в вузе необходимо провести большую работу и с преподавателями-авторами МООК, и с техническими специалистами, участвующими в процессе разработки. Желательно, чтобы они прошли обучение на онлайн-курсах по соответствующей тематике. Особенно ценен здесь опыт вузов, занимающих на данный момент высокие позиции  в сфере онлайн-образования, например, Уральский федеральный и Томский государственный  университеты. Очень полезными, на наш взгляд, могу оказаться курсы Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [8], созданные в рамках проекта «Университет без границ» [9]. (Важно: до конца 2019 года они бесплатны, причём обучение на них не привязано к конкретным датам). Один из этих курсов – Основы видеопроизводства для МООК [10] – посвящён непосредственно вопросам создания видеоконтента онлайн-курсов на всех этапах производственного цикла. Помимо общих принципов разработки видеоматериалов, в курсе рассматривается ряд жанровых форм, наиболее характерных для МООК. Курс нацелен на то, что освоившие его слушатели, даже не будучи профессионалами в области видеопроизводства, смогут применить полученные компетенции на практике при разработке видеоконтента создаваемых ими МООК.

В феврале прошлого года Отдел ЭтВО проводил анкетирование [11] ППС КНИТУ-КАИ по теме:

«Учебное видео в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей»

Предлагаем преподавателям университета снова ответить на вопросы анкеты – мы уверены, что теперь на многие вопросы они посмотрят несколько иначе.

 

 

Коллектив Отдела ЭТвО открыт для обсуждения любых инициатив, связанных с электронным обучением, в том числе и с вопросами создания учебного медиаконтента и использования его в онлайн-курсах.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: учебно-методические семинары // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 08.02.2019.

2. Учебный видеоконтент в инженерном образовании (часть 1) // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 15.06.2018.

3. Учебный видеоконтент в инженерном образовании (часть 2) // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 29.06.2018.

4. Медиа в современном образовании: не упустить возможности… // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 09.02.2018.

5. Учебное видео в системе подготовки технических специалистов // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.04.2018.

6. Научно-методический  онлайн-семинар «Образовательные инициативы в области электронного и дистанционного обучения: отечественный и зарубежный опыт» (21 – 22 марта 2018 г.).

7. Н.А. Пархоменко, С.А. Золотухин. Основные подходы к разработке учебного видео в массовых открытых онлайн-курсах // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, № 2 (46), 2018.

8. Курсы повышения квалификации для преподавателей МГУ им. М. В. Ломоносова (проект «Университет без границ»).

9. Опыт МГУ в онлайн-обучении. Проект «Университет без границ» // Материал рубрики «Новости» Портала КНИТУ-КАИ от 18.02.2019.

10. Основы видеопроизводства для МООК (курс повышения квалификации МГУ им. М.В.Ломоносова).

11. Анкета для онлайн-опроса «Учебное видео в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей».

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»