Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Качественная веб-поддержка обучения – задача высокой важности

10.04.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Тема онлайн-обучения, преобладающая в последнее время в материалах рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ (см. [1] – [5] и более ранние публикации рубрики), казалось бы, отодвигает на второй план задачи, связанные с обеспечением качественной веб-поддержки традиционного обучения. На самом деле это далеко не так. В данной публикации мы ответим на вопросы, наиболее часто возникающие у преподавателей университета в этой связи.

Верно ли, что от веб-поддержки традиционных форм обучения университет будет переходить к обучению онлайн?

Традиционные формы обучения в КНИТУ-КАИ, естественно, никто отменять не собирается. Онлайн-обучение будет внедряться по двум направлениям:

– первое – это включение материалов массовых открытых онлайн-курсов (МООКов) в рабочие программы дисциплин с «привязкой» их к отдельным темам программы [6]). Эффективное использование МООКов по той или иной дисциплине требует наличие электронного курса в используемой в вузе системе управления обучением (в КНИТУ-КАИ это – Blackboard).

– второе – это разработка преподавателями КНИТУ-КАИ собственных МООКов. Это качественно новый уровень электронного обучения, требующий создания определённых условий – эту тему мы неоднократно поднимали на очных семинарах [4] и в публикациях на Портале КНИТУ-КАИ (например, [5]). Одним из таких условий является формирование у ППС университета навыков применения дистанционных образовательных технологий, выработки опыта создания и использования качественных электронных курсов.

Качество электронных курсов, разрабатываемых преподавателями КНИТУ-КАИ, обеспечивается двухэтапной процедурой экспертизы:

– первый этап проводится на кафедре (т. к. здесь требуется участие специалистов в соответствующей предметной области);

– второй (методологический) – проводится экспертами Отдела электронных технологий в образовании (ОЭТвО).

Весь документооборот экспертизы осуществляется через СЭД «Директум». (Напомним, что все основные аспекты процедуры проведения экспертизы, а также ответы на наиболее часто возникающие вопросы преподавателей-авторов электронных курсов можно найти в материале [7]).

Сколько электронных курсов, созданных в КНИТУ-КАИ, на данный момент уже имеет положительную оценку экспертов? Что делать со «старыми» заявками на проведение экспертизы?

Число электронных курсов, получивших «знак качества» от экспертов ОЭТвО, недавно перевалило за 200. Однако для КНИТУ-КАИ это ещё очень мало. Многие преподаватели, имея один или даже несколько курсов в Blackboard, не инициируют процедуру их экспертизы. Одни не видят в этом необходимости, считая экспертизу излишней формальностью, другие и вовсе не видят смысла в обеспечении веб-поддержки обучения и выкладывают учебные материалы в Blackboard исключительно «для галочки».

На самом деле подготовка электронного курса к методологической экспертизе (т.е. приведение в соответствие с «Методическими рекомендациями по структурированию контента» [8] и требованиями «Положения об экспертизе» [9]) означает его превращение из малополезного хранилища файлов в удобный – как для студента, так и для самого преподавателя – образовательный инструмент. Это в большой степени обусловлено самой методикой проведения экспертизы электронных курсов, которая представляет собой не только и не столько их формальную поверку, сколько обучение преподавателей методически обоснованному выстраиванию образовательной траектории (подробнее об учебно-методической составляющей экспертизы электронных курсов в ОЭТвО  см. ([10], раздел «Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ как гарант качества электронного обучения»)).

В настоящее время в СЭД «Директум» на разных уровнях «зависло» более 300 задач на проведение экспертизы электронных курсов. Все они были инициированы до принятия действующего «Положения об экспертизе» [9], и потому подлежат закрытию. Большинство этих задач «зависло» на уровне заведующих кафедрами. (Информация об этих задачах была предоставлена Отделу ЭТвО Департаментом информационных технологий КНИТУ-КАИ.) Отдел ЭТвО в настоящее время осуществляет рассылку (через СЭД «Директум») заведующим кафедрами списков подлежащих закрытию задач на проведение экспертизы электронных курсов. Однако курсы, которые всё ещё актуальны, могут быть модернизированы авторами и заново представлены к экспертизе. Авторы «устаревших» электронных курсов получат (многие уже получили) по электронной почте весь пакет необходимых документов и методических рекомендаций (видеоуроков). В этой связи Отдел ЭТВО обращается

– к преподавателям-авторам электронных курсов с просьбой регулярно просматривать корпоративную электронную почту, внимательно читать сообщения от ОЭТвО и принимать их во внимание при работе с электронными курсами;

– к заведующим кафедрами с просьбой регулярно просматривать служебные записки, пришедшие на их имя в СЭД «Директум» и своевременно закрывать задачи на проведение экспертизы электронных курсов, не отвечающих действующим требованиям к качеству;

– к ответственным за электронное обучение в учебных подразделениях КНИТУ-КАИ с просьбой следить за своевременностью представления к экспертизе электронных курсов, разработанных на кафедре.

Коллектив Отдела ЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания, использования и экспертизы электронных курсов.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. «Педагогическое обеспечение онлайн-обучения»: полезный курс от МГУ // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 22.03.2019.

2. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: задачи разработки учебного медиаконтента // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 22.02.2019.

3. Опыт МГУ в онлайн-обучении. Проект «Университет без границ» // Материал рубрики «Новости» Портала КНИТУ-КАИ от 18.02.2019.

4. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: учебно-методические семинары // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 08.02.2019.

5. Открытые онлайн-курсы в вузах: организационно-финансовые аспекты // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 14.12.2019.

6. Приказ проректора по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Н. Н. Маливанова №1723-О(91378) «Аудит применения электронных ресурсов в РПУД ООП на кафедрах» от 19.11.2018.

7. Методические рекомендации по структурированию контента электронных курсов в поддержку учебного процесса (от 17.07.2017)

8. Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.10.2017.

9. Положение об экспертизе электронных курсов КНИТУ-КАИ (от 21.07.2017).

10. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги года и новые задачи // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 12.01.2018.

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»