Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа

20.05.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Разработка массовых открытых онлайн-курсов (МООК) – быстро развивающаяся во всём мире сфера университетской деятельности. Как и в других вузах, разработка МООК в КНИТУ-КАИ осуществляется на конкурсной основе. Конкурс, напомним, проводится путём отбора заявок (содержащих сведения о МООКе и об авторском коллективе) и пробных видеороликов.

По состоянию на 15 мая 2019 года в Отдел электронных технологий в образовании (ЭТвО) поступило девять заявок на разработку МООК от шести учебных подразделений КНИТУ-КАИ: ИАНТЭ, ИКТЗИ, ИАЭП, ИРЭТ, ИУЭиСТ, ФМФ. Теперь на первый план выходят вопросы мониторинга хода выполнения проекта.

«Организационная площадка для создания МООК» как центр «управления полётом»

Как было сказано в [1], для оказания методической и организационной помощи авторам МООК сотрудниками Отдела ЭТвО был разработан электронный курс [2]. Структура курса соответствует этапам проведения Конкурса и процесса разработки МООК. Для каждого этапа сотрудниками Отдела подготовлены соответствующие методические материалы и рекомендации (видеоролики, презентации, текстовые документы). Основа этих материалов – результаты творческого анализа и осмысления опыта российских вузов, лидирующих в сфере онлайн-образования: МГУ, УрФУ, ТГУ, СпбПУ, ВятГУ и других.

Поскольку, как известно, «лучше один раз увидеть…», мы предлагаем авторам будущих МООК ознакомиться в качестве примера с онлайн-курсом «Инженерная механика» [3] Уральского федерального университета. Этот курс занял 1 место в номинации «Лучшая практика создания открытых онлайн-курсов» на четвертом международном конкурсе открытых онлайн-курсов «EdCrunch Award OOC 2018». Знакомство с «Инженерной механикой» поможет преподавателям КНИТУ-КАИ в проектировании структуры разрабатываемых ими онлайн-курсов, в распределении учебной нагрузки по видам занятий, реализуемых средствами системы управления обучением, в проектировании практико-ориентированных заданий. Предлагаем ознакомиться с анализом структуры модуля/недели МООК, проведённого нами в [4].

Обращает на себя внимание и тот факт, что курс разработан большой командой, в которую входят как преподаватели вуза, так и программисты, и технические специалисты. Запись на курс открыта до 2 июня 2019 года, поэтому участникам проекта следует поторопиться!

Напомним, что мониторинг разработки МООК в КНИТУ-КАИ предполагает ряд «контрольных точек» на каждом этапе – на «Организационной площадке» они реализованы как задания. Выполняя их, конкурсанты размещают в системе те или иные материалы для своих будущих МООК. Это обеспечивает прозрачность процесса, позволяет оперативно выявлять и устранять возникающие проблемы.

К настоящему времени Этап I (формирование конкурсных заявок) успешно пройден, ведётся работа по реализации Этапа II – подготовке к записи пробных видеороликов.

Подготовка к записи пробного видео: в чём сложность этого этапа?

Современное учебное видео – это не просто фиксация вербального процесса, это – самостоятельный учебный продукт. Качество его определяется, в первую очередь, качеством сценария. (Не следует путать понятия «сценарий» и «текст лекции»!) Важное значение имеют визуальные и звуковые материалы, используемые в учебном видео: презентации, фотографии, схемы, рисунки, аудио-включения. Роль преподавателя здесь вообще трудно переоценить – это не просто диктор, зачитывающий текст лекции, а рассказчик, собеседник, исследователь, который должен объяснить проблематику дисциплины, дать ключ к пониманию наиболее сложных и важных моментов, заинтересовать обучаемого, «погрузить» его в предметную область. Автор МООК – это не только блестящий специалист в той или иной области науки и техники, но, отчасти, и сценарист, и артист, и психолог. Конечно, нельзя умалять и роль технических специалистов, участвующих в создании учебного контента, нельзя игнорировать вопросы, связанные с выполнением определённых требований к видеооборудованию  и условиям видеопроизводства. Напомним, что вопросам создания качественного учебного видео посвящены наши публикации [5] и [6].

Отделом ЭТвО совместно с авторами будущих МООК в настоящее время ведётся большая работа по подготовке сценариев и определению времени и места записи пробного видео.

Уважаемые коллеги! Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания МООК. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 23.04.2019.

2. Организационная площадка для создания МООК // Электронный курс ОЭТвО.

3. Инженерная механика // Онлайн-курс УрФУ.

4. Структура модуля МООК (на примере курса «Инженерная механика» УрФУ).

5. Учебный видеоконтент в инженерном образовании // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 15.06.2018

6. Учебный видеоконтент в инженерном образовании  (продолжение) // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 29.06.2018

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»