Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Что такое «хорошо» и что такое «плохо», если речь идёт о МООК?

31.05.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Развитие онлайн-обучения во всём мире сегодня сравнивают с «цунами» для высшего образования, которое «разрушает побережье, но при этом создаёт новые берега» [1]. Результаты ежегодных отчётов компании Class Central [2] лишь подтверждают справедливость этого представления. Не остался в стороне от процесса внедрения онлайн-образования и наш университет – недавно в КНИТУ-КАИ стартовал конкурс на создание МООК (массовых открытых онлайн-курсов). Итоги проведения первых этапов Конкурса мы освещали в материалах [3] и [4].

При создании МООК очень важно учитывать опыт других вузов, принимать во внимание сильные и слабые стороны разработанных ими онлайн-курсов. Это, безусловно, требует больших затрат времени и сил – вряд ли преподаватели имеют возможность самостоятельно пройти обучение хотя бы на нескольких МООКах прежде, чем рекомендовать их студентам или использовать в качестве «ориентира» при разработке собственного онлайн-курса. С целью помочь преподавателям КНИТУ-КАИ в оценке качества того или иного МООКа, Отдел электронных технологий в образовании (ОЭТвО) подготовил аналитический обзор курсов, доступных на Национальной платформе «Открытое образование» и на платформе Stepik.

Изучить отдельные МООКи, найти их сильные и слабые стороны – это ещё полдела. Намного полезнее выявить те свойства онлайн-курсов, те их характерные особенности, которые делают МООК хорошим, качественным (или, напротив, плохим и низкокачественным). Это мы и попытались сделать в нашем обзоре. Итак,

Какие свойства онлайн-курса делают его высококачественным?

Перечислим лишь основные характеристики качественного МООка.

Во-первых, это, конечно, высокое качество видеолекций, то есть  качественные изображение и звук, хороший монтаж, ясное, понятное, увлекательное изложение материала. Видеоматериал каждой темы должен быть разделён на короткие видеоролики. После каждого видеоролика слушателю должны предлагаться тестовые вопросы или задания для закрепления знаний.

Второе: необходимо наличие в курсе тщательно подготовленных методических материалов (как по курсу в целом, так и по его отдельным его разделам/темам).

Третье: необходим конспект материала каждой видеолекции (причём конспект также должен быть качественным, кроме текста в нём должны быть формулы, графические изображения, схемы, таблицы и прочее – в зависимости от содержания учебного материала).

В четвёртых, каждый раздел/тема должен содержать как учебные задания (направленные на закрепление знаний), так и задания для контроля знаний. Более того, необходимы тестовые вопросы и задания, направленные именно на применение знаний, а не только на воспроизведение изученного материала.

Далее – электронный курс должен обеспечить охват всех типов деятельности, предусмотренных рабочей программой дисциплины; помимо теоретического материала он должен содержать практические задания и задания для самостоятельной работы.

Важно, чтобы в МООК имелись списки литературы, в том числе учебных пособий, а также интернет-источников и различных дополнительных материалов. По каждой теме/разделу курса желательно наличие аннотации и подведение итогов.

Нарушение хотя бы одного из перечисленных условий существенно ухудшает качество онлайн-курса и, как следствие, снижает его популярность.

В качестве примеров онлайн-курсов, обладающих названными характеристиками, можно привести МООК [5] (занявший 1 место в номинации «Лучшая практика создания открытых онлайн-курсов» на IV международном конкурсе открытых онлайн-курсов «EdCrunch Award OOC 2018»), а также курсы [6] и [7].

Среди «антипримеров» (то есть курсов с большим количеством недостатков) можно назвать МООК [8] (большая часть видеолекций не снабжена конспектами, отсутствуют аннотации, цели и задачи разделов и тем, видеоролики не динамичны, смотреть их довольно трудно, тип вопросов ограничен вариантом «единственный выбор»), а также, как ни странно, МООК [9], который, помимо названных недостатков, отличает довольно низкое качество видеолекций.

Мы перечислили лишь самые основные характеристики, на которые нужно обращать внимание и при разработке собственных онлайн-курсов, и при использовании курсов сторонних разработчиков. Весь аналитический отчёт о результатах проведённого исследования доступен участникам Конкурса на создание МООК в специально созданном для них курсе [10]. Там же можно найти более полный список популярных МООК, причём для каждого из них приводятся результаты тщательно проведённого анализа их положительных и отрицательных сторон.

Советуем авторам записаться на эти (и/или другие курсы) на площадках открытого образования и составить собственное мнение об их «плюсах» и «минусах».

Уважаемые коллеги! Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания МООК. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. Д. Бадарч, Н.Г. Токарева, М.С. Цветкова. МООК: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России ∙ № 10, 2014.

2. МООК в цифрах: основная статистика за 2018 год // Интернет-ресурс.

3. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 23.04.2019.

4. МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.05.2019.

5. Инженерная механика // онлайн-курс (разработчик: УрФУ).

6. Цифровые устройства и микропроцессоры // онлайн-курс (разработчик: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).

7. Теория вероятностей – наука о случайности // онлайн-курс (разработчик: Томский государственный университет).

8. Основы мехатроники и робототехники // онлайн-курс (разработчик: Томский государственный университет).

9. Онлайн-технологии в обучении // онлайн-курс (разработчик: Томский государственный университет).

10. Организационная площадка для создания МООК // Электронный курс ОЭТвО.

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»