Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Методология создания и использования электронных курсов: завершилось обучение очередной группы слушателей программы

14.06.2019

Завершилось обучение очередной группы слушателей программы. Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики.

Одним из обязательных условий успешного внедрения электронного обучения в вузе является подготовка профессорско-преподавательского состава. Речь идёт не только о выработке у преподавателей «технологических» компетенций, связанных с работой в системе управления обучением, но, в первую очередь, об обучении методологии создания электронных курсов и использованиях их для организации самостоятельной работы студентов.

«Методология создания и использования электронных курсов» – так называется дистанционная программа повышения квалификации, реализуемая в КНИТУ-КАИ с 2016 года (см. материалы [1] – [5]). Подведём итоги недавно завершившегося обучения очередной, 8-й группы слушателей программы.

- Что представляют собой результаты обучения по программе «Методология…»?

- Действительно, ориентированность на результаты обучения – основной принцип компетентностной парадигмы образования (в отличие от более ранней – знаниевой – парадигмы). Проектирование результатов обучения – одна из самых важных и самых сложных задач, стоящих перед авторами дистанционного курса. Что касается программы «Методология…», то каждый её слушатель в течение всего процесса обучения (обычно 2,5 – 3 месяца) создаёт в LMS Blackboard «каркас» электронного курса в поддержку одной из преподаваемых им дисциплин. Под «каркасом» понимается структура курса, т.е. «разбивка» материала по разделам/модулям и темам в соответствии с Рабочей программой дисциплины, система навигации по курсу, размещённые в курсе метаданные, методические рекомендации и учебные материалы по (хотя бы) одной теме.

Программа построена так, что достижение этих результатов происходит постепенно. Дистанционный курс содержит 12 обязательных для выполнения заданий – выполняя их последовательно, слушатель тем самым выстраивает упомянутый выше «каркас» своего электронного курса в Blackboard. Все задания проверяются и оцениваются тьютором программы. При наличии каких-либо замечаний по работе того или иного слушателя, тьютор записывает для него видеокомментарий с разъяснениями и рекомендациями. Тем самым происходит индивидуализация обучения.

Краткое описание «каркаса» электронного курса слушателя составляет содержание его выпускной квалификационной работы (ВКР).

- Предусмотрена ли программой открытая зашита ВКР?

- Конечно. Как любая программа повышения квалификации, «Методология…» предусматривает открытую защиту ВКР. Но поскольку программа является дистанционной, защита происходит не очно, а в режиме вебинара.

Все участвующие в вебинаре слушатели, наряду с членами комиссии, могут задавать защищающимся свои вопросы – этим обеспечивается открытость защиты.

Видеозаписи вебинаров по защите ВКР (как и видеозаписи всех вебинаров, проводимых в процессе обучения группы) размещаются в дистанционном курсе «Методология…» и составляют его учебный контент.

Защита ВКР слушателей 8-й группы показала отличные результаты: все защитившиеся получили максимальный балл.

- Из названия программы вытекает, что слушатели обучаются не только разработке электронных курсов, но и их использованию в учебном процессе…

- Да, это так. Создавая свой электронный курс, каждый слушатель программы должен быть изначально нацелен на его использование. Он должен чётко понимать, для чего и каким образом будет использован каждый элемент курса, как будет обеспечиваться его обратная связь со студентами и общение студентов между собой в рамках учебного процесса, как будет осуществляться оценка достигнутых студентами результатов обучения.

Одним из преимуществ электронных курсов перед печатными учебными пособиями является то, что преподаватель может начать их использование уже в процессе создания, не дожидаясь окончания процесса разработки курса. Более того, преподаватель может активно привлекать студентов к разработке курсов. Так, например, можно поручить студенту подобрать дополнительные материалы по курсу, найти релевантные интернет-источники, придумать задание. В дистанционном обучение есть понятие peer-to-peer grading, то есть оценивание заданий друг друга самими обучаемыми. Как показывает практика, проверка чужих заданий может быть очень эффективным инструментом обучения (если, конечно, она правильно организована).

Таким образом, можно говорить о том, что при обучении онлайн роли студента и преподавателя начинают сближаться – студенты начинают выполнять часть функций, которые в традиционном обучении были исключительно прерогативой преподавателя.

На программу «Методология…» нередко записываются слушатели, уже имеющие опыт электронного обучения, но желающие получить ещё больше знаний и навыков. Очень полезен бывает обмен этим опытом между слушателями программы – поэтому первый вопрос, который задаётся слушателям на защите ВКР звучит так: «Как Вы используете (или собираетесь использовать) свой электронный курс в обучении студентов?».

Среди слушателей 8-й группы были два преподавателя кафедры Иностранных языков, опыт которых заслуживает отдельного внимания. Это – доценты Алла Сергеевна Крылова и Елена Юрьевна Лаптева, которые в 2017 году были победителями Конкурса «Лучший автор электронных курсов КНИТУ-КАИ» [6], а в начале июня этого года Алла Сергеевна Крылова заняла 3-е место в Конкурсе «Лучшие педагогические работники КНИТУ-КАИ» [7].

Анализу опыта использования электронных курсов этими и другими преподавателями КНИТУ-КАИ мы посвятим наши последующие публикации в рубрике «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ.

Уважаемые коллеги! Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания МООК. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. Преподаватели КАИ повышают квалификацию в сфере электронного обучения // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 02.11.2018.

2. Учимся дистанционно // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 24.01.2018.

3. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги года и новые задачи // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 12.01.2018.

4. Методология создания и использования электронных курсов // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 20.10.2017.

5. Преподаватели КНИТУ-КАИ успешно осваивают современные образовательные технологии // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 30.06.2017.

6. Поздравляем победителей Конкурса на звание «Лучший автор электронных курсов КНИТУ-КАИ в 2016-17 учебном году» (по итогам осеннего семестра) // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 30.05.2017.

7. Ринат Минязев – лучший преподаватель КНИТУ-КАИ // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 05.06.2019.

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Новости открытого образования

28.09.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»