Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Искусство презентации как основа создания качественного контента

24.10.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Тот факт, что в условиях электронного обучения роль преподавателя претерпевает кардинальные изменения, наверное, ни у кого не вызывает сомнения. Безусловно, характер этих изменений определяется во многом моделью обучения – веб-поддержка очного обучения, смешанное или онлайн-обучение – каждая из этих моделей подразумевает как качественно новую ступень организации учебного процесса, так и новый уровень требований к образовательному контенту.

В материале [1] мы рассмотрели «Семь жизней» онлайн-преподавателя – семь обязательных составляющих преподавательской деятельности в современных условиях. Одной из них является функция автора образовательного контента.

Образовательный контент в условиях электронного обучения – в чем его специфика?

И при традиционном, и при электронном обучении содержание и форма представления учебного контента подчинены образовательным целям, ожидаемым результатам обучения. Однако к качеству контента электронного обучения, по понятным причинам, предъявляется намного больше требований, причем по мере усложнения модели обучения усложняются и эти требования. Это в первую очередь наглядность, доступность и лаконичность представления материала, высокое качество медиа-материалов.

Одним из основных носителей электронного образовательного контента является презентация. Вопросам создания качественных презентаций и использования их при разных моделях электронного обучения и посвящена данная статья.

Презентация как основной компонент электронного курса – какая она?

Казалось бы, навыками создания презентаций сегодня владеют даже школьники – благо, для этого существуют бесплатные доступные инструменты – например, широко известный MS PowerPoint. Однако создание качественной презентации – это целая наука и искусство, знания одних только технических приемов здесь недостаточно, нужно учитывать множество педагогических и психологических аспектов, владеть рядом дизайнерских навыков, наконец, просто иметь хороший вкус.

Одним из наиболее полных источников, где систематизированы в монографии [2]. Приведем основные тезисы из этой книги – советы авторам презентаций:

  • 1) Станьте немного дизайнером. Дизайн — это «новая письменность». Лучший дизайнер вашей презентации — это вы сами.
  • 2) Изложите факты в виде истории.

Современный термин «сторителлинг» многие понимают как выдумывание историй или рассказывание баек. На самом деле, сторителлинг – это выстраивание фактов в последовательность, придающую им смысл. Автор [2] предлагает структурировать презентацию в формате «сторителлинга».

  • 3) Определите, что чему противостоит. В отсутствие конфликта аудитория заскучает.

Иными словами, по мнению А. Каптерева, изложение материала должно быть проблемно-ориентированным. Те или иные факты должны быть представлены не сами по себе, а в связи с возможностями и перспективами их использования.

  • 4) Нарисуйте структуру как процесс. Как говорится, «если что-то нельзя нарисовать, значит, нельзя сделать». Если вы не имеете хорошего визуального представления о проекте, вам придется трудно, когда дело дойдет до его реализации.
  • 5) Сделайте презентацию как можно больше похожей на разговор.

На первый взгляд, это требование может показаться странным. Но если вдуматься… Автор [2] образно сравнивает эмоциональный ритм хорошей презентации с биением человеческого сердца во время интересной беседы. Создать такую презентацию действительно – большое искусство!

  • 6) Не заставляйте слушателя выбирать, куда ему смотреть.

Очень ценный совет. Многие авторы стараются сделать слайды презентаций как можно более насыщенными (сократив при этом до минимума их количество). В итоге слайды оказываются перегруженными информацией, пестрят надписями и картинками. Золотое правило: один слайд – одна мысль! Не нужно включать в презентацию элементы, не несущие конкретной информации (например, просто красивые картинки или декоративные элементы) – это напрягает зрителя и отвлекает его внимание от важной информации.

  • 7) Репетируйте речь, репетируйте импровизацию. Не пытайтесь запомнить свою речь дословно. Если вы повторите свое выступление слов в слово, как оно звучало на репетиции, то гарантирую – ваше выступление прозвучит… ужасно.

Этот совет особенно ценен для авторов онлайн-курсов, которые используют презентацию как основу для записи учебного видео. Некоторые авторы при записи видео просят предоставить им телесуфлера, чтобы буквально повторить заготовленный текст. «Расслабьтесь и позвольте «потоку» нести вас», – советует А. Каптерев, и с этим трудно не согласиться.

Постичь все секреты мастерства создания презентаций вы сможете, например, познакомившись с цитируемой здесь монографией Алексея Каптерева [2], или любыми изданиями на эту тему, например, рекомендованными онлайн-академией Zillion [3].

Зависят ли характеристики создаваемой презентации от формата ее дальнейшего использования?

Это очень важный момент. Действительно, характеристики создаваемой презентации во многом определяются тем, как предполагается ее использовать – просто выставить в электронный курс для самостоятельного скачивания студентами, демонстрировать на экране в аудитории при чтении лекции в очном формате или использовать при создании учебного видео. В последнем случае к созданию презентаций нужно подходить особенно тщательно и целенаправленно, тем более если видеоресурс создается посредством самозаписи. Для преподавателей КНИТУ-КАИ этот вопрос приобретает актуальность в связи с внедрением практики самозаписи видео с помощью недавно приобретенного программно-аппаратного комплекса Jalinga Studio [4].

Работа с презентациями в Jalinga Studio – что нужно знать преподавателю?

Jalinga Studio позволяет использовать и презентации, созданные в «сторонних» приложениях (и сохраненные в формате pdf), и презентации, созданные непосредственно в редакторе Jalinga. Образцы видеороликов, демонстрирующие оба способа, Вы найдете в [5]. Конечно, последний способ предпочтительнее, т. к. позволяет создавать презентацию, гораздо более адаптированную для использования ее в студийном формате. Стоит пояснить, что в Jalinga Studio создается эффект дополненной реальности – это происходит за счет того, что презентация накладывается на видео со спикером (а не размещается на заднем фоне, как при использовании хромакея). Поэтому при создании презентации как минимум третью часть площади каждого слайда необходимо оставлять пустой. Если использовать ранее заготовленную презентацию, созданную без учета этого требования и тем более в стороннем редакторе, не исключено, что придется подгонять ее по размерам и положению в кадре. Но это может не всегда корректно быть осуществимо в необходимых пропорциях и, кроме того, отвлекает от процесса работы в студии – сеанса записи.

Еще одним преимуществом презентации, созданной в Jalinga Studio перед презентацией формата pdf, является наличие динамических элементов: можно добавлять так называемые карты (позволяют масштабировать рисунки большого формата и «перемещаться» по ним), воспроизводить видеоролики, загружать веб-страницы.

Чтобы научиться создавать презентации в Jalinga Studio, нужно скачать дистрибутив – он находится в открытом доступе на сайте компании Jalinga [6], там же есть необходимая документация.

Искусство создания презентаций вообще, и презентаций в Jalinga Studio в частности, безусловно, требует времени и опыта. Существуют программы повышения квалификации (например, [7]), которые могут быть полезны пользователям для совершенствования навыков в этом направлении. Однако основные навыки разработки презентационных материалов в Jalinga Studio можно получить, ознакомившись с «Руководством пользователя» [8] компании Jalinga (cм. стр. 3-12).

Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов разработки и использования онлайн-курсов и, в частности, вопросов, связанных с созданием презентаций для самозаписи видео в Jalinga Studio. Организацией всех видов работ в этой сфере занимается ведущий инженер-программист ОЭТвО Игорь Сергеевич Ермолаев.

Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

Ждем Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. «Семь жизней» онлайн-преподавателя // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 21.10.2018.

2. Алексей Каптерев. Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир // Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Издательство «Эксмо», М.: 2012.

3. Искусство презентации: 5 книг, которые стоит читать // Электронный ресурс компании Zillion

4. КНИТУ-КАИ внедряет новые технологии на базе студии самозаписи Jalinga // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.09.2019.

5. Jalinga - крутые видеопрезентации, онлайн-курсы, вебинары (17.12.2018).

6. Дистрибутив Jalinga Studio (166 Мб).

7. Создание интерактивных презентационных материалов в Jalinga Studio // Программа дополнительного профессионального образования Московского центра технологической модернизации образования (16 ч.).

8. Jalinga Studio - руководство пользователя.

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Новости открытого образования

28.09.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»