Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

С какими итогами авторы МООК подходят к концу года?

03.12.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Год близится к завершению – наступает время подведения итогов. Если говорить об электронном обучении в КНИТУ-КАИ, то, пожалуй, наиболее значимым событием в этой сфере стало начало разработки в университете собственных МООК (массовых открытых онлайн-курсов). Напомним, что речь идёт о курсах: «Компьютерное моделирование» (автор – проф. КПМиИ С.В. Новикова), «Технология интегральных конструкций из композитов» (коллектив авторов под руководством зав. КПЛА В.И.Халиулина) и «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» (автор – проф. КМСиПБ Т.А.Ильинкова). Ход работы по созданию МООК периодически освещается в материалах рубрики «Новости электронного обучения» – см., например, 1, 2.

Создание МООК – это сложный, трудоёмкий процесс, состоящий из нескольких объективно обусловленных стадий.

Основные этапы разработки МООК – это…

  • этап проектирования МООК;
  • этап непосредственного производства МООК (подготовка всех материалов и их выставление на онлайн-платформе);
  • этап сопровождения МООК (на онлайн-платформе).

Каждый из этих этапов является обязательным элементом жизненного цикла МООК. Забегая вперёд, скажем, что авторы МООК КНИТУ-КАИ приближаются сейчас к завершению этапа проектирования.

Проектирование МООК – в чём оно заключается?

На этапе проектирования разрабатываются концепция курса в целом и план производства МООК. Поэтому этап проектирования чрезвычайно важен – от того, насколько тщательно будет спроектирован МООК, зависит его качество, а значит, и востребованность у слушателей. МООК – это «лицо» вуза, его «визитная карточка». В условиях возрастающей конкуренции роль качества МООК приобретает первостепенное значение.

Многими вузами (например, УрФУ, МГУ, ТГУ) созданы целые «наборы» онлайн-курсов, охватывающие самые разные аспекты проектирования и производства МООК. В КНИТУ-КАИ в помощь авторам будущих МООК в LMS MOODLE была создана «Организационная площадка для создания МООК». С её помощью обеспечивается методическая поддержка авторов МООК на этапе проектирования их курсов и разработки учебных материалов.

На основе анализа большого числа современных онлайн-платформ и онлайн-курсов, включая курсы на «Национальной платформе «Открытое образование»», были разработаны методические рекомендации и задания для авторов по реализации каждого шага процесса проектирования и производства их будущих МООК. Выполняя эти задания, авторы МООК научились разрабатывать структуру курса; педагогический сценарий, проектировать контент лекций (сценарий видео + презентация + текст), практические и лабораторные работы, контрольные мероприятия, самостоятельную работу студента и систему взаимодействия участников учебного процесса. 

Многие авторы будущих МООК стремятся как можно скорее приступить к процессу непосредственного создания материалов будущего курса (в частности, съёмке учебного видео) и размещения их на онлайн-платформе. Имея опыт создания и использования электронных курсов в LMS Blackboard, преподаватели нередко представляют себе МООК лишь как некую улучшенную версию электронных курсов, используемых ими для веб-поддержки очного обучения. Бытует мнение, что МООК – это электронный курс в Blackboard + несколько видеофайлов + (быть может) подробный конспект с качественными иллюстрациями. На самом деле МООК кардинально отличается от электронного курса, используемого в поддержку очного обучения. Ключевые слова здесь: «массовый» и «открытый». Массовость и открытость делают практически невозможным традиционный формат обучения, когда контролирующая функция почти полностью возлагается на преподавателя. При обучении на МООК используются принципиально иные средства контроля, иные формы организации обратной связи на всех трёх уровнях («студент – контент», «студент – тьютор», «студент – студент»). Проектирование МООК осуществляется исходя из ожидаемых результатов обучения (а не на основе имеющегося контента).

Итогом этапа проектирования является Техническое задание (ТЗ) на создание МООК, где перечислены элементы будущего курса и ориентировочные даты их создания. ТЗ, в свою очередь, является основой для заключения (между университетом и автором) договора на создание МООК. Именно на основании ТЗ по окончании работ подписывается Акт сдачи-приёмки экземпляра МООК.

Производственный этап – в чём его специфика?

Этап производства содержат два последовательных подэтапа, это:

  • подготовка всех материалов и
  • создание объектов курса на онлайн-платформе.

Каждый из объектов МООК заслуживает отдельного внимания. Только производство учебного видео можно рассматривать как самостоятельную науку (см. материалы 3, 4, 5, 6); немало таланта и усердия нужно приложить авторам, чтобы в совершенстве овладеть искусством создания учебных презентаций.

Более того, каждая онлайн-платформа предъявляет свои требования к качеству размещаемых на ней МООК, поэтому ещё в начале проектирования курса авторам необходимо принять решение относительно выбора платформы и в процессе производства МООК ориентироваться на требования именно этой платформы.

Сопровождение МООК на онлайн-платформе – что включает в себя этот этап?

Этап сопровождения предполагает участие (в течение некоторого времени – обычно периода обучения одного потока слушателей) авторов МООК. В течение этого времени происходит опытная эксплуатация курса в учебном процессе, устранение выявленных недочётов.

Важно, что, несмотря на то, что вопросы сопровождения МООК станут особенно актуальны уже после размещения курса на онлайн-платформе, учитывать их необходимо уже на этапе проектирования. Так, например, уже на этой стадии желательно определить возможные «болевые точки» (вероятные проблемные ситуации) и предусмотреть пути их преодоления.

Резюмируя сказанное – с какими итогами завершают год авторы МООК?

Главный итог – это завершение первого этапа создания МООК – этапа проектирования. Кроме того, авторы сделали уже определённые шаги к видеопроизводству: ознакомились с работой в студии самозаписи Jalinga, с требованиями по подготовке к записи, создали презентации, записали и проанализировали пробное видео, определили пути дальнейшей работы в этом направлении.

Коллектив ОЭТвО готов ответить на любые вопросы, связанные с созданием МООК КНИТУ-КАИ и с проблемами онлайн-обучения в целом. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

– электронную почту: bergamo@inbox.ru, oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».

 

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

  1. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 19.04.2019. 
  2. МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.05.2019.
  3. КНИТУ-КАИ внедряет новые технологии на базе студии самозаписи Jalinga // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.09.2019.
  4. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: задачи разработки учебного медиаконтента // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 22.02.2019.
  5. Учебный видеоконтент в инженерном образовании // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 15.06.2018.
  6.  Учебный видеоконтент в инженерном образовании (продолжение) // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от  29.06.2018.
  7. Искусство презентации как основа создания качественного контента // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 18.10.2019.
  8. Что нужно знать авторам онлайн-курсов о платформах МООК? // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 14.11.2019.
Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Новости открытого образования

28.09.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»