Материал по итогам VII Международной Интернет-конференции VRME-2017 – в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».
Тенденции развития открытых онлайн курсов сегодня вызывают всё больший интерес мирового академического сообщества. Большое внимание этой теме было уделено, в частности, на VII Международной научно-практической Интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования» –VRME-2017 (2 – 6 октября 2017 г.), итогам которой был посвящён наш материал «Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна»» (от 03.11.2017).
Одним из заметных событий конференции стал доклад, сделанный начальником научно-методического отдела Института дистанционного образования (ИДО) Томского государственного университета (ТГУ) О.М.Бабанской – «Преподаватель в МООК или «МУКи» преподавателя».
Данный материал посвящён анализу основных положений этого доклада.
Чем интересен опыт ТГУ?
- Томский государственный университет – один из первых российских вузов, где стали реализоваться (с 2014 г.) образовательные программы (в том числе – международные) с использованием дистанционных технологий;
- ТГУ имеет налаженные связи с 6-ю платформами массовых открытых онлайн-курсов – это: российские Национальная платформа «Открытое образование», Лекториум, Stepic, всемирно известные проекты Coursera и EdX, европейская платформа Iversity; число слушателей, обучившихся на МООК ТГУ, составляет 150 000 человек.
- ТГУ, как было отмечено, на конференции, отличает высокий профессионализм в организации всех видов работ, связанных с созданием онлайн курсов и использованием их в учебном процессе;
- Специалисты ТГУ ведут большую исследовательскую работу по вопросам электронного обучения, включая применение дистанционных образовательных технологий, и охотно делятся своим опытом в этой области.
Как организован процесс создания открытых онлайн курсов в ТГУ?
Разработка массовых открытых онлайн курсов (МООК) в ТГУ – это длительный (от 3 до 6 месяцев), очень тщательно планируемый процесс. Важно, что отбор педагогических сценариев будущих МООК происходит на конкурсной основе.
На предварительном этапе происходит
- Подготовка педагогического сценария курса (это делает автор при участии методиста);
- Содержательная экспертиза контента (независимыми экспертами);
- Корректировка контента и педагогического сценария (автором курса).
На предварительном этапе происходит также выбор платформы, на которой будет размещаться МООК – а это, в свою очередь, определяет целевую аудиторию и, как следствие, вид будущего онлайн курса:
- Узкоспециальный или
- Научно-популярный.
Основой экспертизы заявок являются чек-листы, предложенные командой Coursera и модифицированные специалистами ИДО ТГУ.
Конкурс заявок предусматривает также
- Запись пробного видеоролика одной лекции;
- Публичную защиту заявки.
Среди множества критериев, по которым происходит отбор заявок, следует отметить:
- Обоснование новизны и актуальности онлайн курса в сравнении его с курсами близкой тематики, размещёнными на популярных платформах МООК;
- Востребованность курса за пределами ТГУ, в том числе – за рубежом;
- Имеющийся у автора задел в данной области и опыт участия в аналогичных проектах;
- Возможность реализации курса на двух языках;
- Результаты публичной защиты заявки.
После отбора заявок авторам будущих МООК предлагается пройти обучение в рамках ежегодно проводимой ТГУ Сибирской школы МООК.
Каковы основные этапы разработки онлайн курса?
Основными этапами разработки МООК являются:
- Формирование команды курса;
- Определение содержания работ;
- Составление календарного плана;
- Составление сметы на разработку курса;
- Составление технического задания для авторов курсов.
Кто входит в команду разработки онлайн курса?
Каждый онлайн курс – это продукт большого коллективного труда.
Минимальный состав команды разработчиков включает следующих специалистов:
- Руководитель проекта;
- Методист – специалист, хорошо разбирающийся в области педагогического проектирования;
- Режиссёр-оператор;
- Режиссёр монтажа;
- Корректор текстовых материалов;
- Специалист по размещению и куратор курса на платформе открытого образования;
- Специалист по продвижению курса;
- Независимые эксперты содержания курса (как минимум, два эксперта для каждого курса);
- Технические специалисты платформы открытого образования;
- Аналитик.
Как меняется ли роль преподавателя в условиях онлайн обучения?
В условиях онлайн обучения, безусловно, возрастают требования к компетенциям преподавателей. Появляются новые функции, новые роли: тьютор, ментор, сопровождающий учебный процесс. Вопрос о роли и месте преподавателя при онлайн обучении очень острый и дискуссионный – он заслуживает отдельного рассмотрения и обсуждения.
Более подробную информацию можно получить на официальном сайте конференции «Виртуальная реальность современного образования».
Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ!
Мы продолжаем анкетирование ППС КНИТУ-КАИ по проблемам создания и использования открытых онлайн курсов. В настоящее время Отделом ЭТвО разрабатываются документы, определяющие стратегию развития КНИТУ-КАИ в сфере современных образовательных технологий. Мы стараемся учесть мнения преподавателей по содержащимся в Анкете вопросов.
Ждём Ваших ответов.
АНКЕТА «Открытые онлайн курсы – PRO и КОНТРА»
--------------------------------------------------------------
Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. Ждём Ваших вопросов и предложений.
Комментарии к странице Комментарии к странице