Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Открытые онлайн-курсы: изучаем опыт Томского государственного университета

17.11.2017

Материал по итогам VII Международной Интернет-конференции VRME-2017 – в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Тенденции развития открытых онлайн курсов сегодня вызывают всё больший интерес мирового академического сообщества. Большое внимание этой теме было уделено, в частности, на VII Международной научно-практической Интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования» –VRME-2017 (2 – 6 октября 2017 г.), итогам которой был посвящён наш материал «Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна»» (от 03.11.2017).

Одним из заметных событий конференции стал доклад, сделанный начальником научно-методического отдела Института дистанционного образования (ИДО) Томского государственного университета (ТГУ) О.М.Бабанской – «Преподаватель в МООК или «МУКи» преподавателя».

Данный материал посвящён анализу основных положений этого доклада.

Чем интересен опыт ТГУ?

  • Томский государственный университет – один из первых российских вузов, где стали реализоваться (с 2014 г.) образовательные программы (в том числе – международные) с использованием дистанционных технологий;
  • ТГУ имеет налаженные связи с 6-ю платформами массовых открытых онлайн-курсов – это: российские Национальная платформа «Открытое образование», Лекториум, Stepic, всемирно известные проекты Coursera и EdX, европейская платформа Iversity; число слушателей, обучившихся на МООК ТГУ, составляет 150 000 человек.
  • ТГУ, как было отмечено, на конференции, отличает высокий профессионализм в организации всех видов работ, связанных с созданием онлайн курсов и использованием их в учебном процессе;
  • Специалисты ТГУ ведут большую исследовательскую работу по вопросам электронного обучения, включая применение дистанционных образовательных технологий, и охотно делятся своим опытом в этой области.

Как организован процесс создания открытых онлайн курсов в ТГУ?

Разработка массовых открытых онлайн курсов (МООК) в ТГУ – это длительный (от 3 до 6 месяцев), очень тщательно планируемый процесс. Важно, что отбор педагогических сценариев будущих МООК происходит на конкурсной основе.

На предварительном этапе происходит

  • Подготовка педагогического сценария курса (это делает автор при участии методиста);
  • Содержательная экспертиза контента (независимыми экспертами);
  • Корректировка контента и педагогического сценария (автором курса).

На предварительном этапе происходит также выбор платформы, на которой будет размещаться МООК – а это, в свою очередь, определяет целевую аудиторию и, как следствие, вид будущего онлайн курса:

  • Узкоспециальный или
  • Научно-популярный.

Основой экспертизы заявок являются чек-листы, предложенные командой Coursera и модифицированные специалистами ИДО ТГУ.

Конкурс заявок предусматривает также

  • Запись пробного видеоролика одной лекции;
  • Публичную защиту заявки.

Среди множества критериев, по которым происходит отбор заявок, следует отметить:

  • Обоснование новизны и актуальности онлайн курса в сравнении его с курсами близкой тематики, размещёнными на популярных платформах МООК;
  • Востребованность курса за пределами ТГУ, в том числе – за рубежом;
  • Имеющийся у автора задел в данной области и опыт участия в аналогичных проектах;
  • Возможность реализации курса на двух языках;
  • Результаты публичной защиты заявки.

После отбора заявок авторам будущих МООК предлагается пройти обучение в рамках ежегодно проводимой ТГУ Сибирской школы МООК.

Каковы основные этапы разработки онлайн курса?

Основными этапами разработки МООК являются:

  • Формирование команды курса;
  • Определение содержания работ;
  • Составление календарного плана;
  • Составление сметы на разработку курса;
  • Составление технического задания для авторов курсов.

Кто входит в команду разработки онлайн курса?

Каждый онлайн курс – это продукт большого коллективного труда.

Минимальный состав команды разработчиков включает следующих специалистов:

  • Руководитель проекта;
  • Методист – специалист, хорошо разбирающийся в области педагогического проектирования;
  • Режиссёр-оператор;
  • Режиссёр монтажа;
  • Корректор текстовых материалов;
  • Специалист по размещению и куратор курса на платформе открытого образования;
  • Специалист по продвижению курса;
  • Независимые эксперты содержания курса (как минимум, два эксперта для каждого курса);
  • Технические специалисты платформы открытого образования;
  • Аналитик.

Как меняется ли роль преподавателя в условиях онлайн обучения?

В условиях онлайн обучения, безусловно, возрастают требования к компетенциям преподавателей. Появляются новые функции, новые роли: тьютор, ментор, сопровождающий учебный процесс. Вопрос о роли и месте преподавателя при онлайн обучении очень острый и дискуссионный – он заслуживает отдельного рассмотрения и обсуждения.

Более подробную информацию можно получить на официальном сайте конференции «Виртуальная реальность современного образования».

Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ!

Мы продолжаем анкетирование ППС КНИТУ-КАИ по проблемам создания и использования открытых онлайн курсов. В настоящее время Отделом ЭТвО разрабатываются документы, определяющие стратегию развития КНИТУ-КАИ в сфере современных образовательных технологий. Мы стараемся учесть мнения преподавателей по содержащимся в Анкете вопросов.

Ждём Ваших ответов.

АНКЕТА «Открытые онлайн курсы – PRO и КОНТРА»
--------------------------------------------------------------

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. Ждём Ваших вопросов и предложений.

 

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Новости открытого образования

28.09.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»